Сочинение на тему эзопов язык в баснях крылова. Эзоп и язык Рассуждения эзопа о языке рисунок

Уроки 19 – 20. Рр Изложение по упражнению 87 (глава 1, § 15, с 54 – 55). Уроки Эзопа (Угощение Эзопа).

Цели урока:
Образовательные:
– совершенствовать знания учеников по русскому языку;
– создать условия для формирования языковой компетенции;
– систематизировать знания учащихся;
– формировать коммуникативную компетенцию – правильную и эффективную речь;
Развивающие:
– содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
– развивать орфографическую и лексическую зоркость;
– повысить общую языковую культуру;
– развивать лингвистические способности детей.
Воспитательные:
– повысить интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
–создать условия для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к родному слову;
– сформировать ответственное отношение к собственным словам.
Формирование УУД.
Познавательные УУД:
1) развиваем умение извлекать информацию из текста;
2) на основе анализа текста делать выводы;
3) находить ответы на вопросы в аудиотексте и в учебнике.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: 1. Аудиозапись упражнения 87 (басни Эзопа о языке).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

– Сейчас вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе. Но прежде давайте вспомним, какие факты из его биографии вам известны. (Эзоп – полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.)

III. Прослушивание аудиозаписи текста упражнения 87.

IV. Беседа по содержанию прослушанного текста.

– О чём рассказывается в тексте?
– Что сначала должен был сделать Эзоп?
– А что должен был сделать во второй раз?
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего на свете, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понимать это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?
– Согласны вы с рассуждениями Эзопа о языке?
Предание гласит, что не всем гостям Ксанфа приятно было слышать второй ответ Эзопа. Как вы думаете, почему?
– Некоторые из гостей Ксанфа вспомнили свои слова, которые привели к дурным поступкам, обидели кого-либо, и им не понравилось, что Эзоп своими рассуждениями напоминает об этом...
– Какова главная мысль этой поучительной истории?
– Итак, Эзоп рассуждает о языке, о речи человека. Даром слова, речью владеет только человек. И этим даром можно распорядиться по-разному – именно об этом и говорит Эзоп.
– Прослушайте текст ещё раз. В каких значениях употребляется в нём слово язык? Подкрепите свой ответ примерами из прослушанного текста.

V. Работа с учебником. Выполнение заданий 5 и 6 к упражнению 87 (с. 54) с последующей устной выборочной проверкой.

VI. Подготовка к изложению, близкому к тексту. Знакомство с инструкцией И 5 «Приложения к учебнику» (с. 32).

VII. Написание подробного изложения текста

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф спросил, почему Ээоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться в любви, поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять принёс языки. Все этому удивились.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Никто не смог возразить Эзопу. Гости были восхищены, а философ Ксанф доволен больше всех.

VIII. Рефлексия.

1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7. Изложение мне кажется
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / не интересным

Домашнее задание. Повторить теоретический материал § 10 – 14.

Классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире, объектом рассмотрения может стать и любое явление жизни. Чтобы определить темы и содержание классных часов, необходимо сначала изучить уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, интересы, суждения, желания. И только тогда могут быть предложены и составлены даже целые циклы классных часов. Но первый классный час должен, что называется, «заразить» ребят.

А начать можно с того, что самому особенно близко, понятно и дорого.

Ситуационный классный час «Умеем ли мы общаться?» по методике Николая Капустина оперативен, корректен, динамичен и способствует осознанию и проверке самого себя в конкретных реальных условиях.

Существуют и другие технологии и методики проведения ситуационных классных часов, но мне близка и понятна именно эта форма.

Она наиболее эффективна и дает возможность самовыражения классному руководителю и ученикам. Она универсальна по отношению к ситуации и возрасту. Она правдива и потому действенна.

Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово - «общение», а вопрос - «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?

Общение - это способ жизни человека.

В общении участвуют речь (письменная и устная), одежда, поведение, мимика и жесты. С кем и с чем человек общается, если это способ жизни?

С людьми, с природой, с животными, с предметами, с произведениями искусства, с самим собой.

Речь - средство передачи мыслей и чувств.

2500 лет назад в школе изучали науку, которая называлась «риторика». Слово «риторика» происходит от греческого «говорю», а слово «ритор» на греческом языке означает «красноречивый человек». То есть человек, который умеет красиво говорить. На уроках риторики учили сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

Любой поступок человека оценивается как прекрасный или безобразный. Уже у первобытных народов и племен существовали правила поведения, ритуалы, обычаи, запреты. Одна из наиболее древних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. В России культура этикета распространилась позднее, чем в Западной Европе, в первой половине ХVIII века. Но еще в середине ХVII века в России был свод правил поведения «Домострой» - энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей.

В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

В фойе помыли полы, а ты прошел и оставил грязные следы, потому что никто не видит. Ты сидел в классе и плюнул на пол, когда остался наедине. Плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на эстетику и красоту, потому что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением.

Возможна ли внутренняя культура при отсутствии внешней, могут ли они существовать изолированно, обособленно друг от друга? Человек грубо кричит, прерывает, не дослушав, своего собеседника, не уступит места старику и не подаст пальто женщине. Что это? Просто плохой человек, себялюбец, хам, эгоист, который считается только с собственным мнением и собственными удобствами, или человек внутренне неплохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? Думается, и то, и другое. Нельзя провести резкую грань между тем, как держится человек, и его внутренним обликом. Ведь хорошее воспитание, хорошие манеры поведения проявляются во всем. Чем больше в человеке простоты, тем он культурнее.

Ведь правила хорошего тона не сочинялись искусственным путем, не выдумывались, они возникали на протяжении истории человека как необходимые требования самой жизни. В их основе лежат общечеловеческие нормы нравственности: вежливость и тактичность, обязательность и уважение к людям, скромность и простота. Их возникновение диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважение к ним. Многие из хороших манер пришли к нам из глубины веков. Так, например, обычай здороваться за руку, обязательно снимая при этом с руки перчатку, возник тысячелетия назад. Этот жест означал, что у человека добрые намерения, он в кулаке не прячет никакого оружия, он пришел с миром. Рукопожатие при прощании означало, что во время встречи не было нанесено взаимных обид. В глубь веков уходит и обычай снимать головной убор, входя в помещение, здороваясь или прощаясь. Во времена средневековья странствующие рыцари, переступая порог дома, поднимали забрало и снимали свой шлем, как бы говоря тем самым, что они полностью доверяют хозяину дома и уважают его. И хотя давно уже исчезли воинственные рыцари, обычай этот сохранился как знак уважения к тем, с кем мы здороваемся при встрече. Ряд манер основывается на санитарно-гигиенических требованиях, к примеру, обычай вытирать чисто ноги, входя в помещение, при кашле закрывать рот платком, мыть руки перед едой. Воспитание - это упражнения, которые мы, выполняя каждый день, закрепляем, и они становятся культурными нормами нашего поведения.

Культурные нормы - это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

А знаете ли вы, что плохой почерк - не такой уж безобидный недостаток? Если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Во всех сферах общения важен признак уровня культуры общения.

Вы читали книгу В.К.Арсеньева «Дерсу Узала»?

Так вот, гольд (старое наименование нанайцев), охотник и собиратель женьшеня, всю свою жизнь проведший в глухой тайге, Дерсу Узала был очень культурным человеком, да еще самым коммуникабельным. Да-да, не удивляйтесь, он прекрасно читал «тайгу», знал признаки изменения погоды и свойства всех растений, он охотно общался с животными, птицами, вещами и людьми, был добрым и доверчивым.

В 1871 году русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай высадился на берег Новой Гвинеи, чтобы изучить и описать условия жизни и культуру племен, известных под общим названием «папуасы». Научный подвиг русского путешественника и ученого громаден, но сам Николай Николаевич, человек необычайного мужества и скромности, и не думал, что совершает подвиг. Он работал - наблюдал и писал. Так вот, Миклухо-Маклай и папуас Туй поняли друг друга с помощью жестов, пантомимы и мимики. Ведь из ритуального трудового или охотничьего танца первобытных племен выросло постепенно прекрасное искусство хореографии - балет. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляют то, что называется этикетом.

Любовь ШЕВАЛДЫШЕВА, педагог дополнительного образования средней школы №193

Возьмите на заметку

Бывают разные таланты и способности: к музыке, математике, литературе, рисованию. Но есть еще один особый талант - талант общения с людьми. Никто из нас не лишен этого таланта, просто его каждому надо развивать. Еще 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчеркнул, что он «будет остерегаться огорчать людей». Вежливый человек никогда не включит громко радио или телевизор, если в комнате он не один, не станет хлопать дверью, кричать или говорить, перебивая других. Не станет громко топать, когда в помещении тишина, постарается воздержаться от поступка, который может быть кому-нибудь неприятным.

Быть воспитанным - это прежде всего уметь думать о других, уважать чужое достоинство и самолюбие. От того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.

Чаще повторяйте слова: «Здравствуйте!», «Спасибо», «Будьте добры!», «Благодарю вас!».

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: Язык мой - друг мой .

Цели: Обучать культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться), развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;

Продолжать работу по сплочению коллектива.

Воспитывать у учащихся умение быть вежливыми, терпеливыми, внимательными к другим людям, не обижать словами, устранять соперничество.

Развивать речь, мышление.

Оборудование :- плакат со словами «Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести ». (В. Шефнер)

План.

* испытание Эзопа;

* обидные слова;

* разговор животных.

1 Вступительная беседа учителя.

Каждое утро начинается с того, что вы встречаетесь со своими близкими и родными людьми. Кто эти люди? Давайте перечислим их.

Своих знакомых, друзей, родственников вы можете встретить в школе, дома, в транспорте, в магазине, в театре, в парке. Каждая встреча от приветствия до разговора бывает разной. Необходимо научиться быть легким в общении. для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду... Прежде всего надо нау читься узнавать по глазам настроение самых близких тебе людей.

Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе человека след на целый день.

Сегодня мы поговорим о том, как должен себя вести каждый воспитанный человек, о нормах поведения. Очень часто вы незаслуженно обижаете друг друга, своих близких .

Послушайте притчу. (сообщение ученика)

БАСНЯ ЭЗОПА О ЯЗЫКЕ

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.

Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!

При помощи языка строятся города, развивается культура народов.

При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания,

при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки.

Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее.

А что на свете хуже языка?

Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа......

Может ли что- нибудь быть хуже языка?

Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмических особенностях.

Так же, говоря о культуре общения в целом, нельзя забывать о ее составляющих - точность речи, логичность, уместность, нормы и правила общения.

Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.

Интересная притча о взгляде на мир

На дороге стояло старое засохшее дерево.
Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался -
ему показалось, что это стоит поджидая его стражник.
Прошел влюбленный юноша и сердце его радостно забилось.
Он принял дерево за свою возлюбленную.
Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался,
решил, что это привидение, но дерево было только деревом.

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

3. Проблемный вопрос.

В чём же смысл легенды?

(рассуждения и высказывания учащихся)

Послушайте стихотворение О.Дреза «Кто я?»

Мать говорит: «На кого он похож?

Волосы дыбом, не мальчик, а ёж!

Стоило локтем сестрёнку задеть,

Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»

Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:

«Да замолчи ты, горластый петух!»

Спать я сегодня не сразу пошёл

Дед рассердился: «Упрямый козёл!»

К стене отвернулся и дуюсь молчком-

Того и гляди обзовут индюком!

Всех птиц и зверей принялся вспоминать-

Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

Почему обиделся мальчик? Какой вывод надо сделать взрослым?

В Нью-Йоркском зоопарке учёные записывали на магнитофон «болтовню» обезьян: их болтовню, крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь и запись пришлось прервать. На следующий день учёные включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было.

Почему обезьяны бросились прятаться?

3. Анализ приведённых ситуаций.

Что же вы можете сказать о языке? Когда он может помочь, а когда навредить?

Были ли у вас ситуации, когда ваши животные хотели вам что-то «сказать»?

4. Итог. Что вам понравилось больше всего?

Так как же себя надо вести, чтобы не огорчать людей?

… Позанудствую …

СУТЬ ВОПРОСА: БАЙКА О ЯЗЫКЕ

Речь не пойдет об Эзоповом языке.

Речь пойдет о языке, который, якобы, приготовил Эзоп и дважды подал его хозяину.

Эзоп – тоже лицо собирательное, про него мы практически ничего не знаем, но написаны книги, пьесы, сняты фильмы, сыграны спектакли …

Мне лично любопытна басня про язык. Эту басню рассказывают и про Ходжу Насреддина, и про многих других мудрецов и слуг.

Хозяин просит Эзопа приготовить самое лучшее блюдо, Эзоп приготовляет язык и объясняет, что нет ничего лучше языка. При этом по сути хвалы воздаются человеческой речи и искусству общения, сделавшей человека человеком. Затем хозяин, удивленный, просит самое отвратительное блюдо, и Эзоп снова готовит язык. При этом он обвиняет «в лице» языка все человеческие подлости, которые осуществляются с помощью речи – предательство, клевету, смертные приговоры, объявление войны и отречение от близких людей, а также многое другое.

Эзоп-то может быть и мудр. Мудра ли сия байка?

Разберем «по косточкам».

Суть состоит в двух вещах.

1. МУДРОСТЬ ЭЗОПА, ЕГО ПОБЕДА НАД ХОЗЯИНОМ.

Тезис номер 1. Эзоп находчив и остроумен.

Но в самой байке, как правило, мотивы такого поведения Эзопа не представлены достаточно выпукло.

Первый вариант. Если бы было сказано, что у Эзопа только и было денег на два языка, история звучала бы иначе.
Второй вариант. Если бы было сказано, что Эзоп хотел досадить хозяину, и, зная, что тот терпеть не может языка, все же приготовил его, да еще и два раза – тогда байка приобрела бы смысл умственной победы Эзопа над хозяином.
Третий вариант: Эзоп знал, что задача более философская, нежели кулинарная.
Четвертый вариант: хозяин особо подчеркивает слово «самое-самое» и в заказе лучшего блюда, и в заказе худшего. Хозяин требует несомненности в этом качестве блюда и грозит наказанием в случае неудачного выбора.

Без такой преамбулы Эзоп выглядит как неумелый повар, бестолковый слуга, который не может сделать то, что от него просят.

2. ТУПОСТЬ ХОЗЯИНА

После первого блюда хозяин должен был бы, кажется, понять, что решение вопроса вышло за рамки вкусовых достоинств, а перешло на почву нравственной ценности понятия, которое воплощает исходный продукт данного блюда. Не важно, коровий ли язык, или бараний, под соусом, или жареный на вертеле. Главное – в названии, причем даже в том, что название органа отождествляется с возможностью использования этого органа для речи человеком, то есть с такой возможностью, которой данный конкретный орган и не обладал. Ведь язык как таковой символизирует лишь вкусовые функции. И только ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ язык символизирует речь.
Так что вывод «хозяин был посрамлен», который иногда присутствует в байке, не обоснован. Если бы хозяин был капельку умней, он бы высмеял Эзопа, например, так: «Отождествляя коровий язык с человеческим, и приписывая корове умение говорить, впадаешь ты в глупость, Эзоп! Если не приведешь мне корову, которая умеет говорить по-человечески, то велю тебе всыпать палок по пяткам!»

Хозяин держит Эзопа в рабах, а использует как философа. Не глупо ли?
Ведь если хозяин хотел поесть, то зачем он просил самого отвратительного блюда?
Эзоп мог принести хозяину любую несъедобную ворвань (а то так и заведомо ядовитую), и если бы хозяин не согласился с этим, Сократ мог бы ответить: «Приведи другой пример, назови любого эксперта, который бы это блюдо съел с большим удовольствием, нежели то, которое ты сам считаешь более отвратительным».

САМОЕ ВКУСНОЕ:
ПРОДАЖНОСТЬ, БЕСПОМОЩНОСТЬ ИЛИ ИЗВОРОТЛИВОСТЬ ФИЛОСОФИИ И (ИЛИ) РИТОРИКИ

Вообще-то на эту «СОЛЬ» байки мало кто обращает внимание. А меня именно это интересует.
Эзоп продемонстрировал не столько свою находчивость в целом, сколько умение найти оправдание как тезису, так и антитезису.
Мудростью часто называем мы (уж не знаю, заслуженно или ошибочно) признание верным взаимоисключающих тезисов.
В жизни такое признание вредно, деструктивно, ведет к разрастанию заблуждений. В байках как анекдот мы это воспринимаем нормально, даже положительно.

Про пословицы кто-то сказал, что вся их мудрость состоит в том, что на каждый тезис найдется другая пословица с антитезисом.

«Без труда не выловишь рыбку из пруда» и «Дураков работа любит», «Работа не волк, в лес не убежит».

«Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и «У семи нянек дитя без глазу».

«Кто не работает, тот не ест», «Как потопаешь, так и полопаешь» и «Трудом праведным не наживешь палат каменных».

«Копейка рубль бережет» и «Что разворовано ворохами, не соберешь крохами»

Примеры можно продолжать.

Другой характерный пример из истории. Александр Македонский просил одного философа произнести речь во славу его войска. Тот произнес. Тогда Александр сказал: «Легко доказывать очевидное, а вот смог ли бы ты произнести речь, позорящую моих воинов?». Ритор-философ смог, и, кажется, за это он лишен был жизни. (Это был племянник учителя Александра, Аристотеля, но по другим данным его смерть приписывают «вшивой болезни»).

Пример из Библии. Христос говорит «Не мир я вам принес, но меч». И он же говорит «Подставь другую щеку». Таких примеров в Библии весьма много, на эту тему можно целую диссертацию по филологии написать.

Байка о мудреце (также приписывается Насреддину). Будучи судьей, истцу он говорит «Ты прав», и ответчику говорит «Ты прав». Подходит третье лицо (в других версиях - жена) и говорит: «Как же так? И тот прав, и этот прав? Так не может быть! Никакой ты не мудрец, ты – глупец!» На это мудрец отвечает: «И ты прав» (или «И ты права»).

Опять суть мудрости состоит в умении ухода от ответа. Этот уход состоит либо в признании правильными обоих взаимоисключающих тезисов. Можно найти другую суть – она как бы состоит в разыгрывании из себя дурака, либо признании невозможности вывести единственно верного суждения, и это называется «мудрость». Вспомним сократовское «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю».

Такая мудрость сближается с софистикой. Напомню, что софисты «теоретически доказывали» то, что никто в жизни, в быту не считает истиной, и наоборот, опровергали то, что считается несомненным.
Например, они «доказывали», что олимпийский бегун не в состоянии догнать и обогнать черепаху, что движения как такового не существует, и тому подобные глупости.

По сути, софисты извратили и опозорили само понятие «логика» и «философия». Было время, когда «софист», «философ», «мудрец» и «метафизик» означало одно и то же – мудрствующий, занудный болтун, считающий, что знает больше других, на самом деле не сведущий ни в чем конкретно.

Характерный философ – тот, кто рассуждает о звездах, «но не ведает того, что под носом у него».
Глядя на луну, такой горе-философ проваливается в яму со зловонными отходами. Над таким философом читатель смеется.
Беспредметное «мудрствование» раздражает людей дела, людей, ищущих истину не для того, чтобы похвастаться обладанием ей, а для того, чтобы лучше решить поставленную задачу.

Язык, который Эзоп приносит и как лучшее, и как худшее блюдо, должен был бы вызвать улыбку у философа, но раздражение у человека, который хочет поесть особенно вкусно, и имеет на это право, при условии, что язык для него является традиционным и не привлекательным блюдом. Если бы речь шла о бедняке, который мяса не видит, он бы не стал удивляться выбору Эзопа, он бы оценил: да, язык, это мясо, нежное и вкусное, лучше бобов и репы.

Чем, собственно, не угодил мне Эзоп?
Нормальный ответ дал он. Так скажем: каков вопрос, таков и ответ.

Речь я веду не об Эзопе, а о том, что мы разучились различать те вопросы, на которые достаточно получить ШУТОЧНЫЙ ответ, вроде того, который дал Эзоп, от тех вопросов, на которые ответ нужен НЕШУТОЧНЫЙ.

Собственно, пусть язык будет и самым лучшим блюдом и самым мерзким.
Не в этом суть.

Задает нынешний ученый вопрос самому себе и коллегам: «Свет, господа, это, собственно что такое? Это – волна или поток частиц?»

И нашелся сначала один такой вот «Эзоп», который ответил той же байкой. А за ним и вся наука хором повторяет.

«Как же можно сомневаться, что свет – это И волна, И частица?»
Потому, что поначалу один такой вот Эзоп сказал, что свет – это волна, потому что он интерферирует, и свет – это частица, потому что он …

Собственно, все аргументы в пользу того, что свет еще и частица, какие-то хилые, необоснованные, тусклые. Но как нам нравится «МУДРОСТЬ» того, кто в своем уме сумел соединить несоединимые понятия, породить нереализуемую и невозможную «сущность», сказать «и то и это одновременно, и ни то ни другое в то же самое время»!

Где-то мы с вами это уже слышали, не так ли?
Припомните!

Ну да, ну да! Святая Троица. Отец, Сын и Святой Дух.
Это – и нечто или некто разные, но одновременно и нечто или некто единый.
Вот оно как! Сам себя породил, послав вестником самого себя к своей собственной матери, исполнил ее благодати зачать самого себя, и самому себе самого себя принес в искупительную жертву.

Понять сие умом нельзя. Надо верить.
То же самое относится и к другой религии – к теоретической релятивистко-квантовой физике. Понять умом нельзя. Надо верить.
Господа, верьте, что свет – это и частица, и волна, но одновременно и не частица, и не волна.
Мы, дескать, это доказали!
Не доказали, а продемонстрировали свою беспомощность в разрешении этого вопроса – так будет точнее.
И потому объявили для света двойное гражданство. Он и частица и волна.

Напоминает байку о летучей мыши. Когда стали брать дань со зверей, она сказала, что она – птица, а когда стали брать дань с птиц, она сказала, что она – зверь.

Но на самом-то деле она никакая не птица! Биологи вопрос решили – выделили главные признаки классификации и закрыли вопрос.
А физики поступают проще: «И то и другое, и одновременно ни то, ни другое!»

Одна и та же наука одновременно объявляет, что материальная частица не может двигаться с бесконечной скоростью (вводится ограничение, равное скорости света), и при этом любая материальная частица может изменить свою энергию только скачком. Но ведь сие означает бесконечное значение ускорения – это раз! Сие означает для перехода электронов с одной орбиты на другую – моментальный переход не только от одной скорости к другой, но и от одного положения к другому. А это уже бесконечная скорость. Особо скажу – речь идет не о пренебрежимо малом времени перехода (это бы означало очень большую, но все же конечную скорость) – речь в квантовой физике идет о принципиально мгновенном изменении энергии электрона без существования промежуточных значений. Эти тезисы никак не обоснованы экспериментально, они просто выдвинуты и приняты.
Так удобнее. Не ясно, почему. Просто «вопрос закрыт», да и дело с концом.
Ведь если мы от одной загадки пришли бы к одной или нескольким новым, то их надо было бы решать. А вот зато если мы от одной загадки пришли к АКСИОМЕ, к утверждению, которое ни умом понимать не требуется, ни фантазией представить не предлагается, то вопрос как бы закрыт.

Вкусовые качества языка как блюда в данной байке не обсуждаются.
Поэтому же «съедобность» версии о том, что свет – это волна и частица одновременно или не то ни другое – тоже не требуется.

Примите ответ, и отвалите.

Напомню, что вопрос о том, чем является свет, ставится для того, чтобы на основе ПОНИМАНИЯ СУТИ ПРОЦЕССА делать прогнозы и развивать знания в нужном направлении.

Отсутствие ответа, или неправильный ответ, таким образом, тормозит развитие науки.

Все эти «остроумные» ответы на загадки и условия годны лишь как анекдот.

«Пусть твоя дочь явится ко мне ни верхом, ни пешком, ни одетая, ни голая, ни с подарком, ни без подарка». И пришла она, держа зайца между ног, одетая в рыбацкие сети, с синицей в руках, которая тут же и упорхнула, когда она сказала «Вот тебе подарочек».

Отвечу сразу же. Речь вовсе не идет о промежуточном чём-то.
Речь идет о том, что свет – это И волна, И поток частиц.

Если бы речь шла о промежуточном чем-то, то можно было бы обсуждать, какие именно свойства у света роднят его с волной, а какие – с потоком частиц.

Вспомним летучую мышь. Она летает, как птица, но вскармливает детей молоком, и поэтому – млекопитающая. К тому же покрыта не перьями, а шерстью. Все же имеются животные, которые занимают промежуточные положения между пресмыкающимися и рыбами (земноводные в каком-то смысле), или между рыбами и млекопитающими (практически дельфины, киты, морские котики) в том смысле, что обладают плавниками и не обладают обычными конечностями.

Называя дельфина «немножко рыбой, немножко зверем», мы бы не погрешили против истины.
Даже называя его «И рыбой И зверем» мы бы имели в виду именно это.

Но на вопрос о том, какое именно свойство роднит это животное с млекопитающим, а какое – с рыбой, мы бы могли перечислить эти свойства. Среда обитания, внешность – сближают с рыбой. И все же больше того, что сближает дельфина и кита с млекопитающим. И есть главные признаки – происхождение (которого мы не знаем достоверно, но догадываемся) и строение организма, его биохимия, и многое другое.

Если бы про свет было бы сказано, что по части признаков это волна, а по части – поток частиц, но на самом деле это ни то ни другое, я бы это принял и с этим бы не спорил.

Если бы Эзоп сказал: «Порой язык – это лучшее, порой язык – это худшее, одним он помогает творить добро, излечивать и утешать, другим он служит лишь для зла», «Язык языку – рознь» это было бы правда, но это уже не было бы остроумным ПАРАДОКСОМ.

ПАРАДОКСЫ – это тоже одна из форм словесной казуистики, обожаемая мной. Читайте Оскара Уайльда и Амброза Бирса. Эти авторы прославились своими парадоксами. Есть парадоксы и у Марка Твена и у Бернарда Шоу, и у Джерома К. Джерома.

Но ведь это – литература, а не наука.

Эзоп – великий литератор. И байка с языком ему УДАЛАСЬ. Даже если и не он был автором ее. Даже если он вообще так никогда не говорил, даже если ему ее приписали, все равно она ему удалась.

В НАУКЕ НЕТ МЕСТА ЭЗОПОВУ ЯЗЫКУ. ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ.

В науке истина должна доказываться теоретически или экспериментально, а не баснями про «Слона и Моську», про «Ворону и Лисицу» или про «Язык».

Умей владеть языком

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

Точки зрения

Однажды, когда философ Аристипп проходил мимо Диогена, чистившего на рынке остатки овощей, Диоген насмешливо сказал ему:
- Если бы ты умел кормиться вот этим, не пришлось бы тебе пресмыкаться при дворах тиранов.
- А если бы ты умел общаться с людьми, - ответил Аристипп, - не пришлось бы тебе кормиться остатками овощей.

Не стоит метать бисер

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
- Вот, афиняне, цена вашего ума, - сказал им Диоген. - Когда я произносил для вас умные речи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня, разинув рты.

Говори по делу

Один человек пристал к Аристотелю с нудным и длинным рассказом. Наконец он спросил молчавшего все время философа:
- Я не утомил тебя?
Тот ответил:
- Нет, я не слушал.

Прежде, чем учиться говорить, научись слушать

Однажды Аристотелю отдали в обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгого разговора он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение.
- С тебя - вдвое больше, чем с остальных, - ответил философ.
- Почему? - удивился тот.
- Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать.

Кратко и ясно

Многословие в Спарте презирали так же, как и трусость. А сами спартанцы старались говорить кратко, но веско. Так, в ответ на замечание, что у спартанцев короткие мечи, один из них ответил:
- Зато мы хорошо достаём ими нерпиятеля.
А мать, провожая сына на войну и подавая ему щит, говорила:
- Со щитом или на щите.
Это означало: или вернись победителем, или погибни в бою и тебя принесут на щите, а если ты струсишь и потеряешь оружие, то лучше не возвращайся домой.
Вошли в историю и другие примеры краткой речи спартанцев. Когда персидский царь Ксеркс потребовал от греков, чтобы они сдали оружие, спартанский царь Леонид ответил:
- Приди и возьми.
В другой раз Ксеркс решил напугать спартанцев многочисленностью своего войска.
- Наши стрелы и дротики закроют от вас Солнце, - сказал он.
- Ну что ж, мы будем сражаться в тени, - невозмутимо ответили спартанцы.
Когда Филипп Македонский (отец Александра) подошел к стенам Спарты, он направил спартанцам послание, в котором говорилось: "Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что, если я захвачу Спарту силой, если я сломаю ее ворота, если я пробью таранами ее стены, то беспощадно уничтожу всё население". На что спартанцы ответили: "Если".
Область, в которой находилась Спарта, называлась Лаконией. Поэтому умение говорить кратко, как лаконцы-спартанцы, стали называть лаконизмом. Слово "лаконичный" вошло во все языки и означает краткую и ясную речь.

Хитроумный совет

Однажды к сиракузскому тирану Дионисию пришел человек и объявил, что может сообщить ему наедине способ раскрытия заговоров. Тиран согласился, и они уединились. Посетитель предложил Дионисию:
- Когда мы вновь окажемся перед теми, кто видел и слышал нас, то вели выдать мне сто талантов золотом. Тогда все подумают, что я в самом деле открыл тебе этот способ и ты теперь всемогущ.
Дионисий удивился хитрости гостя и выполнил его просьбу.

Сила слова

Подчинив Грецию, Александр Македонский потребовал от афинян, чтобы ему выдали оратора Демосфена, который в своих речах обличал македонского царя. Демосфен в ответ на это рассказал афинянам басню Эзопа о волке, овцах и собаке. Волк уговорил овец выдать ему охранявшую их собаку. Овцы согласились, а когда они остались без охраны, волк передушил и всех овец. Тогда афиняне послали к Александру старого полководца Фокиона, прославившегося в войне с персами.
- Александр, ведь ты стремишься к славе? - спросил Фокион. - Если это так, то подари Афинам мир и отправляйся в Азию. Ты добьешься воинской славы, побеждая не соплеменников-эллинов, а варваров. А среди соплеменников прославишься добротой. Александр согласился с этим простым советом и перестал требовать выдачи Демосфена.

Красноречие Цицерона

Однажды во время путешествия по Греции великий римский оратор Цицерон встретился с известным греческим оратором Аполлонием. Аполлоний не знал языка римлян и попросил Цицерона произнести речь по-гречески. Цицерон согласился. Когда он закончил, Аполлоний сказал:
- Ты достоин похвалы, Цицерон. Твое искусство восхищает. Но мне больно за Грецию, чья последняя слава - образованность и красноречие - по твоей вине уходит к римлянам.

Похожие статьи

  • Образование Основные задачи факультета

    Основными целями образовательной деятельности ИСВ согласно Уставу являются: Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования; Удовлетворение потребностей общества...

  • Московский институт бизнеса и дизайна: отзывы, факультеты, проходной балл, адрес

    В 1995 году по велению времени в Москве принял первых студентов Институт бизнеса и дизайна. Отзывы по поводу открытия автономной некоммерческой организации высшего образования были радостными, поскольку в стране появятся собственные...

  • Борис грызлов - биография, информация, личная жизнь

    В 1968 году Борис Грызлов с золотой медалью окончил физико-математическую школу, в 1973 году — Ленинградский электротехнический институт связи им. Бонч-Бруевича (ныне Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени...

  • Материальные ценности в бухгалтерском учете: что это Как оцениваются ТМЦ при уходе

    Предприятия. От его организации зависит достоверность данных, периодически передаваемых в бухгалтерию в форме отчётов и объективность при оценке рентабельности предприятия в целом.Существует несколько вариантов организации учета ТМЦ. Это...

  • Удобство бесшовной интеграции «Документооборота» и «ЗУП»

    1С: Документооборот (1С: ДО) – современная ECM-система (Enterprise Content Management) с широким набором возможностей организации работы с документами и бизнес-процессами компании. 1С: ERP Управление предприятием 2 («1C: ERP») - это...

  • Телец гороскоп на луна сегодня

    Гороскоп Тельца на 2018 год – подсказка для достижения самых важных целей. Это время, когда нельзя стоять на месте, избегать статичности и не доверять чувству уверенности во всем. Не торопитесь успокаиваться на достигнутом, поскольку...