Как выделяется орфограмма пример. Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова

Орфограммы могут находиться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Зачастую в процессе обучения преподаватель просит выделить имеющиеся в том или ином слове орфограммы.

Вам нужно подчеркнуть букву Б, выделить корень в слове. Так вы выделите орфограмму. Она называется «Написание глухих согласных в корне слова». Измените форму слова и подберите однокоренное. Дуб — ДубыВы видите, что теперь после буквы Б стоит гласный согласный, и она находится в сильной позиции. Выделите ее, подчеркните букву С и последующий согласный П, так как написание зависит от того, звонкий или глухой согласный находится после приставки.

Остаётся признать, что автор этих рекомендаций так и не смог чётко определить, что же такое орфограмма. Злободневная тема последнего десятилетия — ЕГЭ — по-прежнему не теряет актуальности, в особенности для тех,… Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания.

И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком. 3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель.

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе. В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев.

Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Особенно продвинутые родители — «пользователи» русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе. Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта.

Что такое орфограмма?

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое - на усмотрение учителя. Большая буква в начале предложения. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).

Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса. СЛОВА В ДИКТАНТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГОВАРИВАЯ ИХ ПО СЛОГАМ ГУБАМИ ИЛИ ШЁПОТОМ. ПРИ ПИСЬМЕ ВСЕ ОРФОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ СТОПРОЦЕНТНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ТО МИНИ-ДИКТАНТЫ НАДО ПИСАТЬ В КЛАССЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ХОТЬ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО 3 СЛОВА В КАЖДОМ.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Актуальность названной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

Опыт показал, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.

Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убедил нас в том, что в учебном комплексе содержится разнообразный материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм предоставлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.

В учебниках предлагаются, например, такие задания: “Назовите слова на знакомые вам правила”; “Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением”; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило”.

Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: “Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному”; “Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания”; “Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю”.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

1. Орфографическое проговаривание.

Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

2. Комментированное письмо.

Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е , проверяю перелёт . В окончании глагола гласная е , доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить , это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.

При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.

3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)

Возможно при выполнении всех письменных работ.

На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.

Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) - определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.

Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”, в которой дан перечень изученных орфограмм. По программе “школа 2100” на уроках русского языка 3 класса используется следующая памятка.

На уроках русского языка я использую схемы предложений с последующей выпиской орфограмм.

Например: С деревьев дождем сыплются листья.

С е, ь о тся ь .

Эта работа дает хорошие результаты.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача.

4. Перфокарты.

Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Например: Укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.

а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;

б) ставит “?” если неуверен, а сосед не смог его убедить (тогда с
этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел
доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных - название животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).

5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах.

Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

6. Корректировка письма.

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Работу над ошибку лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:

  • Прочитать слово
  • Поставить ударение
  • Выделить корень
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне
  • Подобрать проверочное слово

Напиши слово (вставь буквы; исправь ошибки).

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

На уроках русского языка я использую развивающие игры и упражнения.

1. Игра “лучший капитан”

Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и” или “я” ?

2. поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе - слова с Ь, а в другой – без мягкого знака.

3. выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.

4.Весной веселит, летом холодит Осенью питает, зимой согревает.

5. Словарная работа.

Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему - опору, (схема - опора с опасными гласными - ёлочка с шишками)

Крупное хищное животное с большим грузным телом.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной.... (медведь).

Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто же это? (лиса)

По полю скачет, ушки прячет.

Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц)

И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и (совы)

Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова).

Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц).

Возьмите с елки шишки - буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая).

Какое слово здесь лишнее (сова)

Почему (это птица)

Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”)

Вспомните правило (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь под ударение).

6. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначь звуки.

а) Дуб - суп, рукав - жираф, круг - звук, народ - пилот, вез - нес,

11 [ 1

б) дубы - супы, рукава - жирафы, круги - звуки, народы - пилоты,

П [ 1 и

вези - неси, ежи - ерши. I 1

7. Вставь пропущенные буквы. Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго. Прочитай полученные словосочетания.

Неуклюжий Прекрасный
Медведи - медве.ь Колючий
Львы - ле. Изворотливый
Лебеди-лебе.ь Важный
Ужи - у. Горбатый
Свирепый Неповоротливый Косолапый

8. Обозначь звуки. Вставь в слова пропущенные буквы.

Дуб-ду... -ду...ки-ду...рава

Глаза-гла... -гла...ки-гла...ной

Зубы-зу... -зу...ки-зу...ной

  1. Обведи парные согласные.
    б, р, с, х, д
  2. Обведи слова с сомнительной согласной.
    дом, кот, шарф, раки. р
  3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
    Дубок, дубки.
  4. Поставь, где нужно, букву “т”.
    Тор..., са..., канна..., пара....
  5. Подчеркни “лишнее” слово.
    Лук, пилот, жар, лед.

Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог

Жил был поп, Толоконный лоб.

Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный?

Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?

(Дети читают слова и сразу называют проверочные)

Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб, друг)

Почему эти слова нельзя переносить? (слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах по одному слогу.

11 .Чтобы дети лучше запомнили правила парных согласных я дарю им стихотворение: Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук не четко слышится... Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный -И согласный не опасный!

Один из самых сложных языков - это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.

Признаки орфограмм

Для того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, и некоторые другие случаи. Например, "во да", "зуб ", "сч астье", "желтый" или "само лет".

Виды орфограмм

После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание "не" и ни" и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.

Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова,

которые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, "хоккей", "коалиция", "легитимный" и многие другие.

Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, "н" и "нн" в суффиксах или словарные слова. Не поддаются "парашют", "ветреный" или "заря".

Как применять орфограммы при написании

Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: "запевать песню" или "запивать лекарство". Кроме того, очень важно

правильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется "о" - так, как и произносится: "крючок", "пушок", "кумачовый".

Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные "ъ" и "ь".

Орфограмма

Орфограмма - (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.

Основные разделы орфографии:

Написание морфем в различных частях речи,

Слитное, раздельное и дефисное написание слов,

Употребление прописных и строчных букв,

Перенос слов.

Безударные гласные делятся на не­ про­ве­ря­е­мые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.

Непроверяемые безударные

Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих

Чередующиеся безударные гласные

Проверяют согласно правилам:

  • в корне слова пишутся буквенные сочетания -оро, -ол\* проверяются ударением :
  • проверяются суффиксом -а-:
  • проверяются согласной корня:

Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова

1. В корне под ударением:

  • пишется Ё(Е), если в однокоренных словах или формах слов есть чередование с Е:

шёпот (шеп­чет), шёлк (шелка);

  • пишется О, если нет чередования с Е:

шорох, порох

2. В суффиксах и окончаниях су­ще­стви­тель­ных, прилагательных, наречий:

  • в безударном положении пишется Е:
  • под ударением пишется О:

3. В суффиксах страдательных причастий и от­гла­голь­ных прилагательных пишется Ё(Е).

4. В суффиксах пишется Ё(Е)

5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Иск­лючения: слова на -ция (авиация).

Правописание согласных в корнях слов

  • Проверяемые глухие и звонкие согласные проверяются подбором однокоренных слов:

просьба - просить, ползти - ползу, труд - тру­ды;

  • Проверяемые непроизносимые согласные проверяются так же:

по­здний - опоздать, но: ужасный - ужас;

Употребление ь после шипящих на конце слов

В именах существительных:

  • у существительных 3-го склонения ь пи­шет­ся:

молодежь, полночь, ретушь, помощь;

  • у существительных 1-го и 2-го склонения ь не пишется:

стеллаж, матч, карандаш, товарищ.

  • У существительных множественного числа родительного падежа ь не пишется:

краж, телепередач, катюш, рощ.

В наречиях:

  • ь пишется после ш и ч:

наотмашь, вскачь.

  • ь не пишется после ж:

замуж. (Ис­клю­че­ние: настежь.)

В кратких прилагательных ь не пишется:

В глаголах:

  • В глаголах 2 лица в единственном числе пишется ь:

напишешь, нагадишь.

  • В глаголах, начальная форма которых оканчивается на «-чь» пишется ь:

стричь, лечь.

  • В глаголах отвечающие на вопрос в котором есть мягкий знак пишется ь:

(что делать?) играть, гулять

Мягкий знак в числительных

Пишется на конце: 5-20, 30 (восемь, один­над­цать, двадцать).

Пишется в середине: 50-80; 500-900 (семь­де­сят, шестьсот).

Мягкий знак в других случаях

Ь в глаголах пишется:

  • в неопределенной форме глагола (перед -ся (-сь) сохраняется): беречь - беречься, испечь - испечься;
  • в окончаниях 2-го лица единственного числа (перед -ся (-сь)сохраняется): отталкиваешь - отталкиваешься;
  • в повелительном наклонении после согласных (перед -те и перед -ся(-сь) сохраняется): по­зна­комь - познакомьте - познакомься.

Разделительные ь и ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:

Правописание приставок

1. Не изменяются на письме:

2. Приставки на З(С):

  • буква З в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими звонкие согласные:
  • буква С в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими глухие согласные:

3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :

  • может обозначать высшую степень качества (приставка близка по значению слову очень);
  • может быть близка по значению пере-;

Приставка при- :

  • приближение, присоединение;
  • близость;
  • неполнота действия.

Буквы и-ы после приставок на согласный

После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:

После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:

Правописание суффиксов имен существительных

1. Суффикс пишется:

  • после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж:
водичка
  • после на д, т, з, с, ж, к, ч:

2. Суффикс пишется, если при склоне­нии глас­ный е в суффиксе выпадает:

3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:

Правописание суффиксов прилагательных

Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые име­ют краткую форму:
  • в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц):

Суффикс -ск- пишется,

  • если конечные гласные основы д, т, з со­хра­ня­ют­ся перед -ск-:
  • в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы:

Н и НН

Правописание Н и НН в прилагательных

Одна Н пишется: НН пишется:
В суффиксах -ан-, -ян-, -ин-: трёпан ый.

Исключения: же­лан­н ый, невидан­н ый, негадан­н ый, неждан­н ый, неслыхан­н ый, нечаян­н ый, стеклян­н ый, деревян­н ый, оловян­н ый.

В суффиксах -онн-, -енн-, -ённ-: соломен­н ый
В бессуффиксных прилагательных, не образованных от других частей речи: юн ый, син ий, ум­н ый В прилагательных, образованных при по­мо­щи суффикса -н- от существительных с основой на н: стран н ый
В кратких прилагательных, если в полной фор­ме пишется одна -н-: деревья зелен ы (зелен ые). В кратких прилагательных, если в пол­ной фор­ме пишется -нн-: дорога пустынн а (пу­с­тынн ая).
В бесприставочном прилагательном вет­ре­н ый В приставочных прилагательных от слова ве­тер: подветренн ый

Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных

Н пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов не­со­вер­шен­но­го вида и не имеют при себе за­ви­си­мых слов: печёный картофель, вязаная кофта, су­шё­ные грибы, жареная рыба.

НН пишется, если причастия и от­гла­голь­ные прилагательные образованы:

  • от глаголов совершенного вида:

связанная коф­та, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);

  • от глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:

печённый в костре, вя­зан­ная из шерсти;

  • в словах на -ованный, -ёванный:

ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ный, корчёванный, балованный.

Исключения: кованый, жёваный.

  • если у глагола есть приставка (кроме не):

приближенный.

История

«[…] Появление первого письма нигеру […] связано с появлением в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени удвоенного [н] (например, посланный, сработанный и т. д.) […] которое в свою очередь связано с тем, что приблизительно в XVII в. причастия с суффиксом -н-, выступая в роли определений, становились прилагательными и совпадали с соответствующими отглагольными прилагательными, образованными некогда с помощью суффикса -ьн- > -н-, то есть такие причастия, как кошеное (сено), розореные (города), совпали с такими прилагательными, как указный (срок), отсрочная (челобитная) и т. п. В силу этого в языке должно было выработаться и выработалось новое средство отличия причастий от прилагательных - этим средством явился вторичный суффикс -ьн- > -н- в причастных формах: повелѣньная, неписаньный > повеленная, исписанный и т. д.»

Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буква А (Я) в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в нео­пре­де­лён­ной форме перед -ть стоит а или я: обстрелянный (об­стре­лять), обещанный обещать. Буква Е в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в неопре­де­лённой форме перед -ть стоит и или е: от­пу­щенный (от­пу­с­тить), рассмотренный рас­смотреть.

Зачастую в школе педагог умоляет обозначить орфограммы в словах. Но что такое орфограмма и как ее обнаружить? Помимо того, как ее выделить? Познакомьтесь со следующими рекомендациями, они вам помогут.

Инструкция

1. Орфограмма – это определенное написание слова, основанное на правилах русского языка. Проще говоря, если вы сомневаетесь, как написать слово, а это происходит, если буква либо сочетание букв находятся в слабой позиции, то вы имеете дело с орфограммой. Скажем, написание, основанное на различении глухих и громких парных согласных в корне либо в конце слова. Для того дабы верно написать это слово, необходимо изменить форму либо подобрать однокоренное слово, дабы буква оказалась в крепкой позиции.Скажем, в слове “дуб” вы выделяете корень слова (в данном случае это будет все слово) и видите, что буква Б находится в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П. Следственно, это написание нужно проверять, то есть эта буква является орфограммой. Вам необходимо подчеркнуть букву Б, выделить корень в слове. Так вы выделите орфограмму. Она именуется “Написание глухих согласных в корне слова”.

2. Измените форму слова и подберите однокоренное.Скажем:Дуб – ДубыВы видите, что сейчас позже буквы Б стоит гласный согласный, и она находится в мощной позиции. Написание соответствует произношению. В слове дубы орфограммы нет.

3. Орфограммы могут находиться в различных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Если вы увидели орфограмму, и вам надобно ее выделить, обозначьте часть слова, в которой она находится, а также графически поясните написание. Скажем, если вы имеете дело с орфограммой “Чередующиеся безударные гласные в корне слова”, то вы обязаны выделить корень, подчеркнуть гласную в корне (это и есть орфограмма).Так, в слове “расположился” в корне “лож” орфограммой является написание буквы О. Выделите корень, подчеркните букву О одной чертой, а также букву Ж двумя, потому что написание этой чередующейся безударной гласной зависит от дальнейшего согласного.

4. В слове “расположился” орфограммой является также написание приставки. Выделите ее, подчеркните букву С и дальнейший согласный П, потому что написание зависит от того, громкий либо глухой согласный находится позже приставки. Букву С подчеркните одной чертой, а П – двумя чертами.

5. В этом же слове следует подметить орфограмму в приставке “по”. Выделите приставку и подчеркните букву О. Таким образом, вы видите, что в слове расположился нужно выделять сразу несколько орфограмм.Не ленитесь обозначать орфограммы, потому что это поможет вам писать грамотно слова.

Видео по теме

Похожие статьи