Методические рекомендации по оцениванию младших школьников. Рекомендации по оцениванию работы учащихся Шкала оценивания при тестировании

1. В основе оценки работы учащихся должны лежать понимание детского незнания, гуманных подход (щадящий), бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.

2. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности. Оценки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования.

3. При любом виде оценивания учащихся необходим педагогический такт, оценка не должна травмировать ученика.

4. Учитель должен прежде всего ориентироваться на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты и т.д.) Важно, чтобы оценка воспринималась как справедливая: необходимо ее обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учащихся друг с другом (лучше сравнивать ученика с самим собой на разных этапах обучения).

5. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. На уроках можно практиковать общественные смотры знаний, контроль учениками – консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива класса.

6. При оценивании учащихся важна гласность (информированность об успехах одноклассников).

7. Учащиеся должны иметь возможность исправлять и улучшать оценку.

Важно, чтобы оценка была содержательной, давала возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я - концепции личности учащегося.

Общие принципы учета и оценки знаний

учащихся по зарубежной литературе

Непременной составной частью каждого урока является гибкая и неформальная система контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически вплетается в каждый этап урока. Важно, чтобы эта оценка не сводилась к затянутому устному опросу одного ученика при бездействии основной массы учащихся. Поэтому необходимо варьировать разнообразные формы оценивания: фронтальные ответы на вопросы, устные опросы отдельных учащихся с рецензированием этих ответов другими учащимися, небольшие по объему контрольные письменные работы, цель которых не только проверка знаний, но и углубление и закрепление знаний и умений, тестирование, анкетирование и т.д. Своевременный и продуманный учет дает возможность следить за динамикой литературного развития школьников, направляет их читательские интересы, стимулирует деятельность учащихся.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся может быть

  • итоговой.

Основная функция текущего учета – обучающая. Вопросы и задания

направлены на закрепление вновь изученного материала и повторение пройденного, поэтому индивидуальные формы учета целесообразно сочетать с фронтальной работой класса (например, самостоятельная письменная работа и коллективная проверка обсуждения).

Задача итогового учета прежде всего контролирующая. На этом этапе целесообразны вопросы сопоставительного характера, требующие обобщений и систематизации изученного, умений выделить основные проблемы, применить полученные знания в новой ситуации, т. е. важна проверка концептуальности и мобильности знаний, умений свободно оперировать ими.

Принимая во внимание реальные возможности каждого ученика, учитель должен помнить. что по мере углубления в изучаемую тему необходимо видоизменять характер заданий, усложнять их, придавать им творческий характер, стимулируя этим продвижение школьников.

Дидактика обращает особое внимание на разные уровни усвоения знаний учащимися. И.Я. Лернер выделяет три уровня:

    уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания;

    уровень готовности к применению его в сходных условиях по образцу;

    уровень готовности к творческому применению знаний в новых, неожиданных ситуация.

Учет и оценка знаний по зарубежной литературе имеет свои особенности.

Для современного преподавания литературы характерно стремление изучать литературу в ее специфике, как искусство слова, т.е. добиваться не простого накопления в памяти учащихся историко-литературных фактов, названий, имен, а образного эмоционального восприятия и глубокого осмысления художественных произведений. Это позволяет оказывать более глубокое влияние на чувственно-эмоциональную сферу школьников, действенно формировать его личность.

Отсюда постоянное внимание к восприятию текста, обязательное проведение предварительного учета после самостоятельного чтения школьниками художественных произведений. (Не следует бояться, что учащиеся выскажут различные, может быть, и противоположные мнения о произведении. Так как само восприятие и понимание художественного произведения является ""сотворчеством"", предполагает особую мыслительную деятельность, и поэтому предлагаемые учащимся задания, вопросы не имеют однозначного решения).

Организуя предварительный учет, который может быть проведен в форме фронтальной беседы, письменного отзыва, анкетирования учащихся, учитель в основном отмечает только успехи учащихся. Одновременно он имеет возможность на протяжении изучения темы держать в поле зрения тех учащихся, которым можно помочь в углубленной работе с текстом, а также корректировать тематический план и пути анализа изучаемого произведения.

Осуществляя текущую проверку знаний, учитель предлагает такиевопросы и задания, которые учат школьников думать над прочитанным произведением, заставляют еще раз внимательно вчитаться в текст художественного произведения, и проверяет, как осмыслили учащиеся художественный текст, умеют ли опираться на историко-литературные знания при оценке прочитанного.

Проверка знания текстов и историко-литературных фактов предполагает их осмысление и на уровне пересказа, выразительного чтения, изложения эпизодов. Обязательной составной частью контроля должны быть задания, проверяющие умения и навыки учащихся в области культуры чтения и развития связной речи учащихся в соответствии с требованиями программы каждого класса.

Особое место в системе изучения и оценки знаний учащихся по литературе занимают проверочные письменные работы – сочинения, отзывы, изложения, рефераты, аннотации.

Контрольные сочинения дают возможность охватить проверкой всех учащихся и получить представление о фактических знаниях, умениях и навыках. Уровень сочинений учащихся по литературе тесно связан с их умением анализировать литературный материал в определенном аспекте и самостоятельно оценивать художественное сочинение. Важно помнить, что к написанию сочинений учащихся необходимо готовить в процессе работы на уроках. Сочинения пишутся как в классе на уроке, так и дома. Сочинения контрольные носят итоговый характер, и оценка за них должна быть выставлена всем учащимся. Сочинения как бы аккумулирует достоинства и недостатки знаний и умений учащихся по литературе. Важно, чтобы учащийся знал требования, которые предъявляются к нему при написании сочинения (эти требования усложняются от класса к классу).

К контрольному классному сочинению учащиеся должны быть готовы (вопросы изучались на уроках, учитель дал заранее тему для осмысления). Тема (может быть одна для всех, но лучше, если есть несколько тем, чтобы учащиеся могли выбрать) должна быть подобрана такая, чтобы школьник мог ее осветить за два урока.

Давая сочинение на дом, учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся было достаточно времени для написания сочинения (10-12дней). Возможность использования различных книжных источников при написании домашнего сочинения не предопределяет его компилятивности. Все зависит от того, какие цели при этом преследуются учениками, какие требования предъявляет учитель при оценке работы, какая подготовка проведена в классе. Темы для домашнего сочинения целесообразно давать различного характера и различной степени трудности, чтобы ученик мог выбрать тему по силам и работал с охотой. Недопустимо ограничиваться только сообщением тем домашнего сочинения, полезно коллективно обсудить вопросы и организовать обязательные индивидуальные консультации. Таким образом, работа над домашним сочинением идет по определенным этапам под руководством учителя.

Обращение в процессе рассуждения к литературоведческим оценкам и критическим разборам, точку зрения которых на художественное произведение ученик разделяет (или не разделяет), усиливает доказательность сочинения. Кроме того, школьник учится сопоставлять суждения разных авторов, выделять главное, отбирать цитаты, органично включать их в текст сочинения, осознавать свое отношение к предмету, о котором он рассуждает.

Используя критическую статью, учебник, ученик должен знать главное требование: в сочинении на литературную тему основной источник – художественное произведение. Его осмысление, его эмоциональная оценка в соответствии с избранной темой и будут составлять основу содержания сочинения. Попытки учеников бездумно заимствовать из прочитанной литературы (учебника, критической статьи) готовый мысли и фразы, выдавая их за свои рассуждения, надо своевременно выявлять и показывать школьникам их бесплодность.

Кроме контрольных сочинений, практикуются проверочные работы на урок или часть его. Одна из малых форм сочинения – письменный анализ эпизода художественного произведения, или сопоставительный анализ эпизодов, или оценка поступков героя и т.д.

Темой проверочной работы может быть и рассмотрение учащимися одного из компонентов художественного произведения (описания обстановки, речевой характеристики, пейзажа и т.д.)

Разновидностью подобных работ малой формы может быть сопоставление текста и документа, сопоставление героя и его прототипа, все эти задания носят исследовательский характер и могут быть предложены с учетом подготовки и развития учащихся данного класса.

Не исключаются и проверочные работы воспроизводящего характера – типа выборочного изложения с элементами самостоятельной оценки написанного.

В качестве домашней работы может быть предложен письменный отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Анализ этих отзывов проводится на уроке внеклассного чтения как один из приемов обсуждения.

Можно давать задания по сопоставлению произведения и иллюстративных материалов.

Проверочные работы малых форм позволяют выявить, как учащиеся понимают и оценивают художественное произведение в процессе его изучения; они воспитывают внимание к тексту, к художественной детали, воспитывают читательскую культуру школьников. Кроме того, такие работы способствуют развитию навыков письменной речи. Эти работы должны проверяться и оцениваться учителем.

Важно, чтобы все проверочные и контрольные работы соответствовали уровню знаний и литературного развития учащихся, программе данного класса, были четко сформулированы, вызывали интерес и стимулировали самостоятельную деятельность школьников.

Необходимо систематически знакомит учащихся с нормами оценки контрольных работ. Формированию объективной самооценки, стремлений школьников к совершенствованию своих письменных работ способствуют продуманные доброжелательные рецензии учителя (устные или письменные). Важно, чтобы рецензия была развернутой и не сводилась к перечислению недостатков работы.

Тематическая проверка и учет знаний, умений

и навыков учащихся

Сущность и значение тематической проверки.

Проверка и оценивание результатов учебной работы способствует формированию у школьников оценочного отношения к себе и своей деятельности, вырабатывает чувство самокритичности, принципиальности, а также таких черт характера, как выдержка, умение владеть собой, быть требовательным к себе.

Для того, чтобы добиться действенности этих функций проверки, следует придерживаться таких принципов, как систематичность, объективность, тематичность.

Систематичность обучения как общее дидактическое правило именно на этапе проверки часто нарушается. Какая-то часть учеников имеет в учебной четверти 7-8 оценок, другая – 2-3 оценки, иногда ученик аттестуется за четверть на основании одной текущей оценки. Такая эпизодичность и стихийность проверки отрицательно сказываются на ее конкретной функции, не служит объективности оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Нарушение принципа тематичности проявляется в том, что неудовлетворительные оценки за незнание одного вопроса перекрываются, ""исправляются"" положительными оценками за усвоение материала другого раздела или темы. Это не мобилизует учащихся на систематическую учебную работу, оценка их знаний отрывается от конкретного содержания обучения, стает самоцелью. Создается ситуация, при которой ученики не стремятся к прочной системе знаний, их целью становятся положительные оценки за отдельные вопросы. Пробелы в знаниях отрицательно сказываются на их дальнейшей учебе, ученику тяжело усваивать последующие разделы по предмету.

Поэтому тематичность в проверке и учете знаний учащихся – это не просто накопляемость оценок и регулярность в опросе всех учащихся класса, а одно из основных требований к организации дидактического процесса.

Поскольку структурной единицей в каждом учебном предмете есть тема, то для обеспечения целеустремленности учебной работы учитель должен продумать как систему уроков по каждой теме, так и систему проверки усвоения учениками учебного материала по каждой из них. Итак, основная функция проверки знаний (контрольная, обратной связи) осуществляется, если проверка будет проводиться в той же последовательности, как и усвоение программного материала, т.е. тематически.

Каждая оценка, полученная учеником, должна отвечать конкретному учебному материалу, знания по которому проверяет и оценивает учитель в определенное время обучения. Т.е. знания, умения и навыки учащихся проверяются и оцениваются не эпизодически, а тематически и систематически.

Тематическая проверка и учет знаний предполагает не только итоговую проверку знаний учащихся по той или иной теме, но и общую подчиненность текущей проверки контролю усвоения учащимися знаний по теме программы. Это означает, что любой вид проверки знаний должен носить тематический характер.

Проводя поурочный индивидуальный и фронтальный опрос учеников, контрольные письменные работы, тестирование, выявляя знания учащихся каким-либо методом, учитель обязан выделить, какой именно раздел программы, какая тема, какой вид знаний и навыков оценивается, и тогда фиксировать это в школьном журнале.

Значение тематического учета состоит в том, что он

    ведет к повышению объективности оценивания знаний, умений и навыков,

    создает условия для индивидуального подхода и дифференцированной учебной работы с учащимися,

    способствует лучшей систематизации и обобщению учебного материала,

    повышает чувство ответственности учащегося за учебу,

    создает условия для личностно ориентированного подхода к учащимся.

    способствует гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся.

В результате учащийся начинает понимать, что конечный результат его

учебной работы заключается не только в оценке и даже не в самих знаниях, но и в умении самостоятельно приобретать знания. Для того, чтобы сформировать у учащихся рациональные навыки самостоятельной мыслительной деятельности, следует отметить, что в понятие ""умение учиться"" входят:

    умение выделять наиболее существенное в содержании обучения,

    умение самостоятельно, в собственном изложении, передать его (путем изложения, ответов на вопросы, составления плана и т.д.),

    умение применять основные положения и правила на практике,

    умение систематизировать и обобщать материал,

    умение самому оценивать результаты своей учебной работы.

Из этого вытекают и основные правила проверки и учета знаний.

    В каждой теме выделять (и обучать этому учащихся) существенные

элементы знаний, создавая психологическую установку на глубокое их осмысление и усвоение. Проверку знаний сосредоточить именно на этих вопросах.

    Направлять усилия учащихся на то, чтобы они выявляли глубину и полноту

понимания существенного в изученном материале, а не на заучивали механически весь материал.

    Контрольные задания, упражнения, тесты, формы и методы их проведения

подбирать так, чтобы они выявляли усвоение материала темы по определенной системе в логической последовательности.

    Обеспечивать тематическую конкретность оценок. Если проверка выявляет

одновременно знания по нескольким темам, следует каждую из них оценивать отдельно. Можно отдельно оценивать теоретические знания и практические умения и навыки (например, написание изложений, сочинений, составление планов).

    Результаты тематической проверки знаний использовать для

совершенствования учебной работы (анализировать причины недостаточного уровня знаний и намечать пути их улучшения).

Тестирование учащихся по литературе

Большую помощь в оценивании знаний учащихся по теме может оказать

правильно организованное тестирование.

Тесты как форма контроля оперативны, компактны, способны дать более или менее точную картину владения информацией, поддаются компьютерной обработке. Назначение тестов – представление обучающимся и педагогам объективного средства контроля за выполнением программных требований. Поэтому учитель, составляющий тесты, должен владеть технологией тестирования.

Тест – вид задания стандартной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных знаний учащихся.

Составляя тесты, учитель должен выполнять определенные требования к их содержанию:

Тесты должны быть составлены в соответствии с целью обучения,

Вопросы в тестах должны соответствовать заявленному уровню знаний и подготовки учащихся,

В тесте не должно быть ответов, неправильность которых ученик не сможет обосновать,

Неправильные ответы должны быть правдоподобны,

Вопросы и задания должны формулироваться точно и кратко, не иметь двузначного толкования.

Среди всего многообразия тестов можно выделить следующие:

Задания закрытого типа с выбором ответа,

Задания на установления соответствия,

Задания на установление логической последовательности,

Задания открытого типа.

Задания свободной формы,

Комбинированные задания.

Задания закрытого типа с выбором ответа предоставляют возможность учащимся выбрать правильный ответ (несколько ответов) из предложенных вариантов, количество которых может варьироваться (от 3 до 5 в одно тестовое задание). Предлагаемые ответы должны направлять учащихся на анализ, продумывание и выбор ответа.

Среди заданий данного типа выделяются следующие:

1. Задания, имеющие утвердительную формулировку. Например,

Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» - произведение

а) классицизма.

б) сентиментализма,

в) романтизма.

2 Задания, имеющие вопросительную формулировку, требующие утвердительного ответа на вопрос. Например,

Приверженцем какого литературного направления являлся А. Блок?

а) акмеизма,

б) символизма,

в) футуризма.

3. Задания, формулировка которых содержит отрицание. Например,

Этот поэт серебряного века не стал эмигрантом:

а) К. Бальмонт,

б) И. Северянин,

в) М. Волошин.

4. Задания, среди вариантов ответов которого необходимо выбрать тот, который наиболее четко и полно характеризует понятие. Например,

Лирический герой – это

а) условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение к изображаемому стремится передать авто;

б) эмоциональное восприятие повествователем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами;

в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение.

Задания на установление соответствий , суть которых состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Количество элементов в двух рядах может быть как равным, так и различным. Например,

Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия:

А.) М. Кузьмин 1) музыка

Б) К. Бальмонт 2) скульптура

В) В. Брюсов 3) театр.

Задания на установление логической последовательности. Например,

Расположите модернистские течения по мере их возникновения: футуризм. акмеизм, символизм.

Задания открытого типа предоставляют учащемуся самостоятельно конструировать ответ, вставляя или удаляя необходимые слова или словосочетания. Например,

Новый жанр, появление которого в конце Х1Х века было обусловлено достижениями научно-технического прогресса, который часто обращался к изображению будущего, имеет название…

Задания свободной формы имеют «лишнее» слово в перечне предложенных. Например,

Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

а) аллегоричность,

б) недосказанность,

в) неисчерпаемость,

г) расчет на восприимчивость читателя.

Комбинированные тестовые задания могут включать элементы различных типов тестов.

С учетом 12-балльной системы оценивания знаний, умений и навыков учитель составляет тест из 12 вопросов, ответы на каждый оцениваются в один балл.

Например, готовясь к проверке знаний и умений учащихся 5 класса по литературе за год, учитель составляет тест, который проверяет знание теоретических понятий(12 вопросов), знание художественных текстов(12 вопросов) и умение применять полученные знания, т. е. контрольный тест состоит для каждого учащегося из трех заданий. Задания могут быть примерно такими:

    Знание теоретических понятий:

    1. Какой из жанров принадлежит одновременно фольклору и литературе:

а) пословица,

б) поговорка,

в) сказка.

      Литературная сказка отличается от народной:

а) отсутствием чуда, фантастики,

в) устной формой создания и существования.

      Оригинальные литературные тексты создает:

б) редактор,

в) переводчик…

2. Знание текстов художественных произведений:

2.1 Героине какой сказки помогает волшебница, награждает ее за доброту и трудолюбие:

а) ""Госпожа Метелица"",

б) ""Золушка"",

в) ""Снежная королева"".

а) ""Лето и зима"",

б)" "Белая береза"",

в) ""Весенние воды"".

Тестовый контроль помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, активизирует познавательный интерес.

Однако при все положительном, тестовый контроль имеет свои недостатки. Во-первых, с помощью тестового контроля можно проверить в большей степени знание фактов, теории, законов, понятий, в меньшей – практические умения и навыки. Он уместен там, где надо проверить, насколько прочно усвоен материал. Во-вторых, частое применение контролирующих программ ограничивает возможности общения с учеником, тормозит у него развитие таких качеств, как умение логично и последовательно излагать свои мысли, планировать ответ, проявлять творчество и др.

Поэтому кроме тестов необходимо для контроля использовать и другие виды контрольных заданий.

В старших классах кроме проверки знания по теории и истории литературы можно давать задания, развивающие творческие способности учащихся. Например, в 10 классе возможны такие задания:

1. Дайте определение литературному направлению реализм (символизм). раскройте его место и роль во всемирном литературном процессе

2. Раскройте жанровые особенности комедии А.П. Чехова ""Чайка".

В 11 классе задания могут носить такой характер:

1.Представьте себе, что Вам предложили подобрать декорации и костюмы к пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Опишите свою разработку задания.

    Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого, что «равнодушие – это душевная

подлость»?

Проверка знаний, умений и навыков учащихся может быть организована и

другим способом. Например, предлагаемые тесты, вопросы, творческие задания разделены на три уровня и имеют разную степень сложности.

Задания 1 уровня - это тесты для проверки знаний по литературе, требующие выбора однозначного ответа (например, художественная литература – это искусство а) звуков, б) красок, в) слова); образ демона занимает особое место в творчестве а)Пушкина, б) Лермонтова, в) Тургенева, г) Грибоедова; стихотворение Пушкина ""Я помню чудное мгновенье…"" посвящено а) Волконской, б) Гончаровой, в) Керн, г) Вульф…)

Задания 2 уровня предполагают проверку общих и специальных практических умений и навыков на основе как изученных текстов, так и незнакомых (например, объясните значение слова ""недоросль"". Какие качества главного героя комедии Фонвизина способствовали тому, чтобы это слово стало нарицательным понятием; раскройте смысл одного из афоризмов, взятого из ""Горя от ума"" Грибоедова; что значат слова Лермонтова ""Печально я гляжу на наше поколенье""?)

Задания 3 уровня представляют собой перечень тем и вопросов творческого характера, на которые учащиеся должны письменный ответ (например, каким жанрам устного народного творчества вы отдаете предпочтение и почему; украинские мотивы в творчестве русских писателей; почему неувядаема народно-песенная лирика; мечта и действительность в пьесе А. Островского ""Бесприданница""; как я воспринимаю лирику Ф. Тютчева…)

При этом предполагается предоставить учащимся возможность выбора заданий по каждому уровню: по первому – 8 из 10 тестов, по второму – 3 из 5 заданий, по третьему – одна тема из трех. Таким образом каждый ученик выберет 12 заданий из предложенных 18.

Правильный ответ на тестовое задание оценивается 2 баллами. Если учащийся выполнил половину задания – 1 балл.

Оценивается каждое выполненное задание и подсчитывается сумма баллов по 1 уровню.

По второму уровню за правильны. полный и аргументированный ответ, за самостоятельность и оригинальность мышления учащемуся выставляется 8 баллов. За неполный ответ или недостаточную аргументацию снимаются 2 балла, за полное отсутствие аргументации снимается 4 балла. Если ответ содер жит фактические неточности и лишь частично дает ответ на задание, учащемуся выставляются 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Высшая оценка за творческое задание 3 уровня – 20 баллов, за незначительные отклонения от темы снимаются от 2 до 6 баллов. Если есть существенные отклонения, нарушена логика и последовательность изложения, недостаточна опора на текст произведения, снижение составит от 5 до 14 баллов. Если ответ совсем не соответствует теме, то, работа оценивается в 2 – 6 баллов. За каждую грубую фактическую ошибку снимается 1 балл, за речевой недочет- 1 балл.

При этом важно, чтобы учащиеся были заранее осведомлены о правилах проведения контрольной работы и темах заданий.

Необходимо, чтобы в контрольную работу были внесен материал, который изучался учащимися.

Порядок учета результатов тематической проверки знаний

в классных журналах

Для эффективного руководства учебной деятельностью учащихся важное значение имеет четкая система фиксации результатов проверки и оценивания их знаний в классном журнале.

С этой целью страницы классного журнала, предназначенные для учета успеваемости, делят на колонки, где обозначают названия учебных тем. Для этого в начале четверти учитель определяет, сколько учебных тем будет изучаться. При этом следует помнить, если на тему программой отводится 15-20 и более часов(например, на изучение творчества Л.Н. Толстого в 10 классе), то ее можно поделить на 2-3 части и соответственно контролировать усвоение учениками. Если же программой предусмотрены 1-2 часа на изучение темы, то такие темы можно объединить (например, можно объединит в одну тему лирику Некрасова, Фета и Тютчева в 10 классе). Практика показывает, что более удобным для учета успеваемости школьников есть такое группирование уроков по темам, когда для их изучения отводится 8-10часов. Однако не следует во что бы то ни стало стремиться к набору 8 – 10 уроков для темы, можно это количество варьировать (по усмотрению учителя), главное – чтобы была возможность оценить всех учащихся (например, на творчество писателя выделено 5 часов, но за это время вы провели контрольную работу и написали домашнее сочинение, кроме этого по одному разу спросили ученика устно, тогда вы вполне обоснованно можете выставлять оценку за тему; или если на тему отводится 12 часов, их тоже нет необходимости делить).

Знания большинства учащихся проверяются в процессе изучения данной темы, а знания некоторых школьников будут проверяться и после окончания изучения работы над темой. Если учитель уже начал изучение последующей темы, а знания некоторых учащихся проверяет по предыдущей теме, то оценки за эти темы выставляются в журнал в той колонке, знания по которой проверяются (например, предыдущая тема в 10 классе была ""Творчество Л.Н.Толстого"", а сейчас вы изучаете творчество Ф.М. Достоевского, но проверяете знания некоторых учащихся по творчеству Л.Н. Толстого, значит оценка должна быть выставлена в колонку, которая отведена в журнале для творчества Л.Н. Толстого). При таком порядке ведения учета всегда видно, знания каких учащихся еще не проверены по теме и по каким темам есть неудовлетворительные оценки. Перед учащимся, которые не усвоили материал темы (имеют неудовлетворительные оценки или пропустили занятия по какой-либо причине) ставится задача обязательно проработать материал (им оказывается для этого необходимая помощь), определяется срок проверки.

Важно не забывать, что тематическая оценка не должна выставляться как среднее арифметическое (т.е. оценивание не должно носить формальный характер). По одной теме ученик может иметь несколько оценок, при этом решающей есть та, которая отражает конечный результат работы учащегося над темой и выставлена на основании проверки знаний основных, существенных вопросов темы.

Ученик может иметь две итоговые оценки. Первая оценка выставляется сразу после окончания работы над темой. Но ученик чувствует, что он в состоянии ее повысить. Тогда ему дается время для работы над тем, потом учитель повторно проверяет знания и выставляет вторую оценку (если она изменилась по сравнению с первой). Во время выставления оценок за четверть преимущество предоставляется второй итоговой оценке. Оценки за четверть выставляются на основании фактического усвоения всех тем с учетом их важности в курсе литературы.

Тематический учет знания будет эффективным тогда, когда заранее будут ознакомлены с его принципами учащиеся и их родители, если будут соблюдаться принципы гласности и демократичности.

С проблемой тематического учета успеваемости возникает проблема проведения зачетов. Важно помнить, что подменять зачетами текущую проверку успеваемости нельзя. В 5-9 классах зачеты могут проводиться только в отдельных случаях (по согласования с администрацией школы во избежание перегрузки учащихся), а в 10-11 классах зачеты могут проводиться чаще (у учащихся, которые пропустили занятия по теме или не выполнили контрольные работы), но по согласованию с администрацией школы, чтобы не совпали в одно время несколько зачетов по разным предметам. Однако если вместо регулярной текущей проверки ввести только зачеты, то ученики будут работать нерегулярно, может возникнуть ситуация, что на уроке нечем будет заниматься (например, никто к уроку не прочитал текст произведения, т. к. отложил это к зачету), кроме того, возникнут значительные перегрузки. Недопустимы массовые зачеты во внеурочное время.

Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся

При оценивании анализируются:

    характеристика ответа учащегося: целостность, полнота, логичность, достоверность;

    качество знаний: осмысленность, глубина, гибкость, системность, обобщение;

    степень сформированности общеучебных и предметных умений и навыков;

    уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

    опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы, формулировать гипотезы, решать проблемы);

    самостоятельность оценочных суждений.

Обязательными видами оценивания достижений учащихся являются:

    текущее,

    тематическое:

а) перед началом изучения темы все учащиеся должны быть познакомлены со сроками изучения темы, с количеством и тематикой обязательных работ и сроками их проведения, с вопросами, которые выносятся на аттестацию, сроком аттестации, условиями оценивания;

б) тематическая оценка может выставляться и автоматически на основании результатов овладения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом текущих оценок и после выполнения учащимся соответствующих итоговых заданий;

в) каждую оценку учитель должен мотивировать, довести до сведения учащегося и объявить перед классом;

- итоговое (оценка выставляется по результатам тематического оценивания, а за год – на основании четвертных оценок).

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими критериями:

    знание текста и понимание идейно-художественного содержания изучаемого

произведения;

    умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

    понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

    знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими

знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

    речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и

выразительность чтения.

В основу оценки за сочинение должны быть положены следующие главные

критерии в пределах программы данного класса:

    правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия;

    верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения

    доказательность основных положений;

    привлечение материала важного и существенного для раскрытия темы;

    умение делать выводы и обобщения;

    точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

    соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между

    точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными

средствами языка.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

по литературе

Критерии оценивания

Начальный

Ученик воспроизводит материал, называя отдельный факт

Ученик понимает учебный материал и может воспроизвести его фрагмент отдельными предложениями

Ученик понимает учебный материал и при помощи учителя дает ответ в виде высказывания

Ученик имеет представление о содержании произведения, способен пересказать незначительную его часть и при помощи учителя определить основные сюжетные элементы

Ученик знает содержание произведения, пересказывает отдельную его часть, при помощи учителя находит примеры в тексте.

Ученик знает содержание произведения, способен пересказать значительную его часть, при помощи учителя выделяет главные эпизоды.

Достаточн.

Ученик владеет материалом и навыками анализа художественного произведения по образцу, который дал учитель, приводит отдельные примеры из текста.

Ученик владеет материалом, под руководством учителя анализирует текст, исправляет допущенные ошибки и подбирает доказательства в подтверждение собственных мыслей.

Ученик владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, оценивает отдельные литературные явления, аргументирует собственные мысли.

Ученик владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, систематизирует приобретенные знания, находит и исправляет допущенные ошибки.

Ученик владеет материалом, умениями и навыками анализа литературного произведения, высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает литературные явления

Ученик свободно владеет материалом и навыками анализа художественного произведения, способен к оригинальным решениям разнообразных задач, выполнение которых предусмотрено учебной программой.

Вопросы для самоконтроля:

    Как обеспечить контроль за познавательной деятельностью учащихся?

    Каковы функции отметок?

    Каковы требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся?

    Что важно учитывать при оценивании работы школьников?

    Каковы общие принципы учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся?

    Каковы функции текущего и итогового контроля за знаниями и умениями школьников?

    В чем сущность и каково значение тематического учета знаний учащихся?

    Каковы правила проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся?

    Каковы критерии оценки деятельности учащихся на уроке?

    Что важно учитывать, оценивая сочинение ученика?

    Назовите критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по зарубежной литературе.

Тестовые задания.

    Контроль за качеством знаний учащихся должен быть

а) эпизодическим,

б) систематическим,

в) частым.

    При выставлении оценки учитель в первую очередь должен заботиться о том, чтобы

а) оценка была понятной учащемуся,

б) выставлять больше хороших оценок,

в) выставлять оценки вовремя.

    Учитель должен стремиться к тому, чтобы оценивание прежде всего

а) было на всех этапах урока,

б) формировало чувство успеха,

в) поощряло учащихся.

    Личностно ориентированное обучение предполагает

а) объективное оценивание знаний учащихся учителем,

б) оценивание своих знаний самими учащимися,

в) безоценочное обучение.

    Тематический учет знаний ведет к

а) повышению объективности оценки,

б) накоплению оценок,

в) облегчению учительского труда.

    Тестирование школьников лучше использовать

а) на каждом уроке,

б) для текущего контроля,

в) для итогового контроля.

    При комментировании оценки учащимся важно обратить внимание на

а) характер ответа и качество знания учащегося,

б) активность учащегося на уроке,

в) внимание и усидчивость на уроке.

Творческие задания.

1. Подготовьте материалы контрольной работы по литературе (класс, тема – на Ваше усмотрение):

    тест для текущей контрольной работы,

    вопросы и задания для итогового контроля.

2. Подготовьте памятку для учащихся по самооценке учебных достижений.

Одной из составляющих образовательного процесса по курсу ОБЖ является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Именно она является наиболее основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса по предмету, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса по курсу ОБЖ, что определяет его исключительную важность.

Система оценивания выполняет три функции:

1. Нормативная функция, которая включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.

3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

Опираясь на перечисленные функции, Положение об аттестации обучающихся можно сформулировать следующие требования к системе оценивания учащихся:

ѕ система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс ОБЖ. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

ѕ система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

ѕ в механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания.

ѕ в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

ѕ система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

ѕ система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

ѕ система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся предполагает выполнение следующих методических рекомендаций по оценке образовательных достижений современных школьников в курсе ОБЖ:

ѕ отказ от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний, переход к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к безопасной жизнедеятельности;

ѕ ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

ѕ дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказ от привычной ориентации на «среднего ученика» и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;

ѕ изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.

Химия Промежуточная аттестация по химии учащихся 8 класса МБОУ «СОШ № 6» проводится в виде устного экзамена. В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания, методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ. Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8-х классах). Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Благодаря этому обеспечена независимость экзаменационных материалов от вариативных подходов к преподаванию химии в основной школе по различным программам и учебникам. Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый — теоретический, второй — практико-ориентированный. Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников: . основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, окислитель и восстановитель; . умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций. Практике-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи. Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений:, вычислять массовую долю вещества в растворе и т. д. Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20—30 минут, из которых 8—10 минут могут быть использованы для выполнения расчетов. Рекомендации по оцениванию ответа ученика Ответ ученика на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры. Отметка «5» ставится, если: . содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки; . содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта. Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем: . отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания; присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов). . При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат. Отметка «3» ставится, если:  в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;  при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснение его результатов отсутствует. Отметка «2» ставится, если:  в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;  не решена расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт. Билет № 1 1. Периодический закон Д. И. Менделеева. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты. Билет № 2 1. Простые и сложные вещества. 2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе. Билет № 3 1. Строение атомов химических элементов. 2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества. Билет № 4 1. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства серной кислоты. Билет № 5 1. Валентность. Определение валентности. 2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества. Билет № 6 1. Ковалентная полярная связь. 2. Составить формулы по валентности. Билет №7 1. Ковалентная неполярная связь 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 8 1. Ионная связь. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства кислорода. Билет № 9 1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций). 2. Составить электронные формулы предложенных элементов. Билет № 10 1. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток. 2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена. Билет № 11 1. Кислоты: состав, классификация. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты). 2. Распределить предложенные вещества по классам и дать им названия. Билет № 12 1. Кислород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода., получение и применение. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксида натрия. Билет № 1 3 1. Щелочи: состав, классификация Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция). 2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции. Билет № 14 1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение. 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 15 1. Вода: ее состав, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(1V). Основные загрязнители природной воды. 2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей. Билет № 16 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция. Билет № 17 1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами). 2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Билет № 18 1. Закон Авогадро. 2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ. Билет № 19 1. Хлор: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства хлора, получение и применение. 2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции. Билет № 20 1. Соляная кислота и ее соли. 2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников В начальной школе важно создать такие условия, в которых ученик будет ориентирован на «открывания» самого себя, своей уникальности (непохожести), в тоже время, раскрывая необычность другого (непохожего на меня), с которым тоже можно, даже нужно, интересно и важно строить совместную деятельность. Для этого необходимы специальные условия, которые позволят учащемуся развернуться, развить свою уникальность (углублять знания, разрешать проблемы, развивать способности). Чрезвычайно важно показать ребенку все разнообразие возможностей и способов, как можно узнать, открывать себя и других, осознавать и пробовать реализовать свои желания, учитывать общие интересы, выбирать свои способы взаимодействия с миром. Проявление детской инициативы в разных видах деятельности («опробование» себя в деятельности), обучать коммуникативным навыкам (в первую очередь – через сотрудничество) важно поддерживать и стимулировать. Именно для этого, мы полагаем, важно накопить опыт разной работы с текстом, с книгой (как художественной, так и справочной), работы в группах и индивидуально, понимания и оценивания своего продвижения. Важно помочь ученикам научиться высказывать свои мысли, выслушивать и принимать (или обоснованно не принимать) точку зрения другого . О принципе позитивной перспективы. Важно отметить, что развивать и видеть позитивную составляющую необходимо в любом возрасте в любое время, независимо от фактической ситуации. Главное не то, что происходит, а то, что мы об этом событии думаем. Принцип позитивной перспективы предполагает формирование и поддержку уверенности ребенка и педагога в том, что позитивный выход, позитивное разрешение проблемы есть всегда. На этапе позитивной мотивации важно сохранять позитивный настрой учащихся на работу на уроке. С позиции позитивной педагогики это накладывает на оценочную деятельность учителя ряд ограничений. Недопустимо в начале урока создавать ситуации переживания отрицательных эмоций и негативных состояний, например, «распекать» учеников за невыполненное домашнее задание, ругать за неверный ответ на вопрос и т.п. Ребенку потребуется дополнительное время, чтобы преодолеть негативный эмоциональный фон, настроиться на позитивное восприятие изучаемого учебного материала. Некоторые особенно впечатлительные учащиеся могут не справиться

с такой задачей, тогда для них урок «пройдет мимо». На этапе позитивной мотивации учитель может использовать только три типа высказываний: похвалить ученика; направить или уточнить; заново объяснить ту часть учебного материала, которая не понята детьми. Такие действия будут обеспечивать позитивный настрой и поддерживать позитивную мотивацию и готовность к новым познавательным действиям. Можно предложить следующие правила позитивного контроля и оценки учебных достижений школьников: проверять только то, чему учили; давать ученику задания только того уровня, на достижение которого он работал на уроках; к концу урока / темы ученик уже не должен получать задание более низкого уровня, т.к. никто не становится хуже; необходима система контроля всех учеников на всех уроках; четко определить критерии оценивания и обсудить их с учащимися; стараться найти позитивное в любой работе ученика; отрицательную оценку сочетать с указанием позитивных качеств личности ребенка; доминирование позитивных оценок в опыте работы учителя. Применение на уроке тетради самоконтроля ученика, разработанной Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, позволяет интегрировать оценочную деятельность учителя, взаимооценку и самооценку ученика, развивать умение объективного самоконтроля и самооценки школьников. На этапе позитивной рефлексии урока в технологии позитивной педагогики можно использовать разработанную авторами схему самоконтроля (таблица 1). Самоконтроль ученика Должен знать Узнал Должен уметь Умею моя моя О ц е н к а одноклассника О ц е н к а одноклассника Таблица 1 . рекомендации рекомендации учителя учителя После заполнения схемы каждым учеником организуется обсуждение содержания таблиц и результатов самооценки: удалось ли достичь желаемых результатов обучения, что осталось непонятным, что пока еще трудно, над чем еще нужно будет поработать, кого и за что хотим поблагодарить? Применение указанных технологий оценки на уроке обеспечивает позитивную психологическую атмосферу урока, сохраняет позитивный эмоциональный настрой учителя, приносит ему удовлетворение результатами педагогической деятельности,

развивает умения самоконтроля и самооценки учащихся, формирует опыт позитивной оценочной деятельности школьника, открывает ученику позитивную перспективу преодоления возможных затруднений в обучении, что отвечает принципам позитивной педагогики. Для того, чтобы ребенок являлся не объектом, а субъектом образования и учился осознанным действиям и оценкам своей деятельности. Е.В. Тубельская в книге «Формирование оценочной компетентности школьников» предлагает несколько форм рефлексии и самооценки. 1. В некоторых классах важную роль играют формы устной оценки, а вернее поддержки друг друга. Например, аплодисменты успеху кого­то, ритуал благодарения друг друга. Важно, что изначально заданные учителем, подобные традиции становятся органичными для детей. Они готовы принять принцип оценивания не относительно нормы, а относительно личного продвижения каждого и пользоваться им. 2. Большое значение придается работе с критериями оценивания. В одних случаях критерии задаются учителем, тогда задача ребенка – дифференцировать свою оценку, посмотреть с точки зрения разных оснований на свою работу или на работу другого (если это оценка друг друга). В других случаях выделение критериев, определение возможного угла зрения на ту или иную работу происходит в общей дискуссии, где учитель находится в равных условиях с детьми. Очень важно показывать ребенку, что оценивание существует не столько для фиксации и подведения итога, сколько для выбора дальнейших конструктивных шагов. На основе коллективно выдвинутых критериев для оценивания некоторых форм деятельности работа идет на протяжении нескольких лет. На данных критериях строится и совместное обсуждение сделанного и индивидуальное совершенствование каждого. В свою очередь, и критерии в процессе работы могут дополняться или видоизменяться. Результаты оценивания могут фиксироваться в разного рода индивидуальных или сводных классных листах анкетного типа, на специальных страницах дневников. Где­то могут использоваться «оценочные линеечки» Г.Цукерман, где­то чертятся индивидуальные графики продвижения, где­то дети выбирают из большой «кучи» карточек с обозначенными умениями или трудностями наиболее соответствующие своему состоянию. И в учительской и в детской оценке акцент делается на продвижение в универсальных умениях, на осознание ребенком себя в деятельности: своих мотивов, своих ощущений. Такая работа может быть посильной и интересной даже для самых младших

школьников, если она не требует многословных записей, если есть условные значки, можно не только писать, но и рисовать. И если учитель оперативно реагирует на высказанные ребенком пожелания. Например, в дневнике 2­го класса (специально разработанного под задачи работы в этом классе) можно сделать еженедельную страницу, даже разворот – свободное нелинованное пространство, окаймленное надписями: главное настроение недели чем я доволен самые важные дела недели теперь я могу… чего я не дождался что я хочу изменить. На листе ребенок может высказаться относительно прошедшей недели в произвольной форме: написать письменно или печатно текст или отдельные слова, нарисовать, набрать на компьютере. 3. Также формой рефлексии, оценивания и взаимооценивания может стать так называемая ведомость «оценок». Такая ведомость составляется в конце каждого полугодия и заполняется всеми одноклассниками ребенка, или в другом случае в «оценивании» участвуют только те взрослые и дети, которых выбрал и назвал сам ребенок: Критерии «оценивания» выбираются ребятами: Как я умею: дружить работать самостоятельно писать без ошибок красиво оформлять работу. как я понял математику слушать и слышать другого человека писать без ошибок. «Оценивание» идет по 3­х балльной системе: 1 удовлетворительно; 2 – хорошо; 3 –превосходно. 4. Самооценка может быть выполнена и в форме «цветовой» гаммы при ответе на вопросы или соотнесения себя с критериями, лучше всего составленными ребятами вместе

с учителем, исходя из тех «ценностей», которые обсуждались и прорабатывались в классе за какой­то период времени. Например, выделить цветом: красным – «я стараюсь, и это умение у меня добавилось»; синим – «старался, но результатом не удовлетворен»; зеленым – «над этим не работал»: искать нужный материал в книгах и энциклопедиях работать вместе с командой выполнять работу до конца помогать другому в его работе выполнять работу точно по образцу продолжать дома работать над тем, что заинтересовало, без задания учителя. делал потому, что велел учитель делал потому, что нужно было группе делал потому, что хотелось, было интересно не делал, потому что не был должен не делал, потому что не смог, не захотел не делал, потому что болел. 5. Помимо словесной, качественной оценки можно использовать и «балльную». Тогда это введение по договоренности с детьми определенных игровых, связанных с происходящим в классе шкал оценивания, становящихся частью условий игры. Придумывание таких шкал само по себе может быть интересной деятельностью, работающей на разные образовательные цели. 6. По окончании 4 класса для лучшего осмысления себя и своей уникальности учащимся можно предложить написать рассказ о себе для будущих учителей 5 класса в стиле инструкции. Исходя из анализа литературы, обобщения опыта и из полученных результатов, мы оформили некоторые методические рекомендации учителю в оценивании результатов учебной деятельности. Выбирайте для оценивания только такие формы, которые будут оптимальны именно для Вашего класса. 1. Обсудите формы оценивания с родителями, они смогут стать помощниками и участниками этого процесса, обсуждая с детьми содержание оценки, а не только ее наличие.

2. Обязательно заранее познакомьте детей с выбранными Вами формами оценивания; дети могут и должны (даже первоклассники) быть участниками процесса оценивания; вместе с ребятами выбирайте критерии оценки, обсуждайте их, старайтесь следовать этим критериям. 3. Ежедневно создавайте благоприятную обстановку на уроке, комфортную как для учеников, так и для себя. Не бойтесь ошибиться, дети будут доверять и охотнее работать с вами, если вы будете делиться с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы можете чего­то не знать, вы даете понять, что сами еще учитесь. 4. Научитесь слушать, ведь эффективность преподавания – это диалог, а не монолог. 5. В работе смело применяйте занимательные активные игры, потому что они приносят радость, эффект неожиданности, уменьшают напряжение в классе, способствуют установлению доброжелательных контактов, делают обучение более эффективным. Итак, выбор учителем правильных средств, форм приемов и методов способствует не только у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания, формированию у школьников важных качеств, но и повышению эффективности и результативности своей работы. А если не двигаться с места, невозможно узнать в нужном ли направлении ты движешься.

выпускника основной школы по биологии

При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их среднеарифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер:

Первый вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств. Выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

Второй вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник осваивает знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, природных и искусственных экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ в экосистемах). Наряду с освоенными знаниями учащийся демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобные и ядовитые грибы; выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания; анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции, экологических факторах, экосистемах, биоразнообразии, его роли в сохранении биосферы, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления, выявлять различные типы биологических связей в природе.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный

Третий вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биологической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, причин наследственных и приобретенных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на здоровье и здоровье окружающих.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Похожие статьи