Что дает статус микропредприятия. Критерии малого предприятия: инфографика. Как и кто ведёт учёт субъектов, единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

В связи с законодательными изменениями все чаще предприниматели обращают свое внимание на то, чем же отличаются и чем хороши относительно новые "институции" - микропредприятия.

Ниже рассмотрены вопросы - Что такое микропредприятие и как им стать? А также - о некоторых возможностях и упрощениях в работе для микропредприятияй.

Что такое микропредприятие?

Микропредприятие - это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 млн руб., а численность работников - не более 15 человек за прошедший год (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Есть еще условия, при соблюдении которых возможен статус микропредприятия. Это условия, которым должны удовлетворять все субъекты малого и среднего предпринимательства (поскольку микропредприятие - это частный случай предприятия малого бизнеса).

В частности, это - участие в учредителях компании Российской Федерации (не более 25%); иностранных юридических лиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%). Есть и некоторые другие спецусловия, по которым можно говорить об отнесении к малому и среднему бизнесу, например, если цели деятельности компании - внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат соучредитеям.

Как стать микропредприятием?

Компании на основании отчетных данных заносятся в Реестр малого и среднего предпринимательства, делается это Федеральной налоговой службой.

Итак, чтобы стать микропредприятием (как говорят "перейти на микропредприятие"), ваша компания или ИП должны быть внесены в этот реестр и иметь там категорию «Микропредприятие». В обычной ситуации для этого специально делать ничего не нужно, за вас все сделает ИФНС.

Как узнать, есть ли ваша фирма в реестре? - для этого воспользуйтесь поиском на сайте rmsp.nalog.ru - это и есть Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если Вы считаете, что все критерии микропредприятия у вас выполнены, а в реестре вашей фирмы нет, задайте вопросы в ИФНС по вашей территории.

Кстати, запросив на указанном сайте в поиске фирму (по названию или ОГРН, ИНН) вы получите ссылку - нажав на нее можно вывести сведения из реестра о данной компании (упрощенный аналог выписки из ЕГРЮЛ), которая подисана электронной подписью и обладает юридической силой.

Микропредприятие является предприятием малого бизнеса? Действуют ли здесь льготы, предусмотренные для малого бизнеса?

Да, микропредприятие является субъектом малого предпримательства, что и говорит названный выше Реестр, куда заносятся все микропредприятия.

Это означает, что на них распространяются все льготы и особенности, имеющиеся в малом бизнесе.

В частности, это

Особый режим бухгалтерского учета и упрощенные формы отчетности;

В ряде случаев замена штрафов на предупреждения, а именно:

ФЗ от 03.07.2016 № 316-ФЗ внес изменения (дополнена статья 4.1, введена новая статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф для субъектов малого предпринимательства (значит, и микропредприятий) заменяется на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

ИП или организация совершили нарушение впервые;

Не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

Не было угрозы чрезвычайной ситуации.

Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?

Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»

Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.

Особенности регулирования труда на микропредприятиях. Есть ли особенности ведения документооборота?

Да, для микропредприятий предусмотрены некоторые послабления, которые вступят в силу с начала 2017 года.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" вводит в трудовой кодекс новую главу 48.1.

В ней сказано, что на микропредприятии можно не вести локальные акты, регулирующие трудовые отношения (но никто не запрещает и создавать такие локальные акты, если это нужно руководителю микропредприятия). Подробнее смотрите выдержку из этой главы.

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям
Статья 309.1. Общие положения

У работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 309.2. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).

При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.".

Таким образом, оказывается, что трудовые договора нужно будет заключить по утвержденной типовой форме, где видимо, нужно будет предусмотреть все то, что сегодня прописывается в локальных нормативных актах. Не факт, что при числе сотрудников с десяток и более легче будет предусматривать всё в трудовых договорах и дополнительных к ним соглашениях. Возможно, издание локальных актов окажется все же удобнее.

Распространяется ли на микропредприятия новый Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ?

Новый ФЗ с 1 октября 2016 года вводит штрафы за задержки или невыплаты зарплат. К тому же он требует заключения трудовых договоров вместо распространенной практики договоров гражданско-правовых (договоров услуг). Так, п4 включает в себя следующее:

«Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»

Есть и еще один пункт в этом ФЗ 272:

"Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей."

То есть, если кто-то в вашей фирме допустил к работе человека, с которым не заключен трудовой договор, он может получить штраф (вместе с вами, если вы должностное лицо, директор).

Нигде не говорится о том, что требования данного закона не относятся к микропредприятиям. То есть на микропредприятия данный ФЗ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, распространяется в полной мере .

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в

При соблюдении определенных условий организации и ИП могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства (далее - СМП). Критерии, актуальные для обществ с ограниченной ответственностью (ООО), приведены в таблице (ч. 1 , пп. «а» п. 1 , п. 2 , п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).

Условие Предельные значения
среднее предприятие малое предприятие микропредприятие
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале Не более 25% Не более 25% Не более 25%
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и/или юридических лиц, не являющихся СМП в уставном капитале Не более 49% Не более 49% Не более 49%
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год 101-250 чел. До 100 чел. До 15 чел.
Доход, определяемый по всем осуществляемым ООО видам деятельности, за предшествующий календарный год (без учета НДС) Не более 2 млрд. руб. Не более 800 млн руб. Не более 120 млн руб.

Изменение категории СМП (среднее, малое или микропредприятие) возможно в том случае, если у организации не будет соблюдаться условие о доходах или среднесписочной численности работников в течение 3 календарных лет подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). То есть впервые категория может быть изменена только в 2019 году, если субъект в 2016-2018 гг. не будет укладываться в указанные выше лимиты (Письмо ФНС от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@).

Предприниматели - СМП

Категория СМП для индивидуальных предпринимателей определяется по среднесписочной численности работников и сумме полученного дохода от предпринимательской деятельности. При отсутствии работников значение имеет только доход ИП (ч. 3 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Предельные значения установлены такие же, как и для ООО ().

Акционерные общества - СМП

Акционерное общество также может являться субъектом малого или среднего предпринимательства. Для этого, во-первых, оно должно попадать в одну из категорий по показателям среднесписочной численности работников и доходу (п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). А во-вторых, у него должно соблюдаться одно из условий, перечисленных в

Предприятие может быть малым, средним и крупным. Последняя форма наименее распространена. Классификация весьма важна, так как от масштаба зависит налогообложение и отчетность. У малых и средних предприятий есть критерии. Именно на их основании определяется форма бизнеса.

Основные критерии малого предприятия

К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

  • Хозяйственные субъекты.
  • Производственные кооперативы.
  • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
  • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.

Нормативные акты

В 2016 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.

Основные и добавочные критерии

Равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:

  1. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
  2. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.

Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.

Порядок определения статуса предприятия

Рассмотрим этапы определения статуса компании:

  1. Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
  2. Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
  3. Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.

От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.

Нюансы деятельности малого предприятия

Рассмотрим основные особенности существования субъектов малого бизнеса.

Учетная политика

Малое предприятие имеет право использовать упрощенный метод ведения бухучета. В данном случае не потребуется отражать в документации налоговые активы и налоговые обязательства, которые были отложены. Налог на прибыль нужно фиксировать в объеме, указанном в декларации. Если вносятся коррективы в , субъекты могут не проводить перерасчет показателей отчетности за 2 прошедших года.

Отчетность

Малым предприятиям не требуется сдавать полную отчетность. В обязательном порядке требуется только баланс, а также отчет о финансовых показателях по упрощенной форме. Также не требуется ставить фирменную печать. Не обязательна и подпись главбуха.

Налоговые льготы

Для малых предприятий нет лимита наличных, которые могут храниться в кассе. Субъект может пользоваться налоговыми льготами, устанавливаемыми региональными властями. Местные органы власти также могут уменьшать налоговые ставки для организаций, которые находятся на специальном режиме.

Основные критерии среднего предприятия

К субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • ИП, фермерские хозяйства.
  • ЮЛ: коммерческие компании, потребительские кооперативы.

Все субъекты среднего бизнеса обязаны пройти регистрацию. Информация о них фигурирует в едином госреестре.

Основные и дополнительные критерии среднего бизнеса

Субъекты среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

  • Совокупная доля всех участников не больше 25% от уставного капитала. Данное условие не относятся к долям инвестиционных фондов. Совокупная доля иностранных субъектов и предприятий, не относящихся к малому бизнесу, не больше 49%. Это ограничение не относится к субъектам, которые занимаются интеллектуальной деятельностью.
  • Среднесписочная численность сотрудников от 101 до 250 сотрудников.
  • Доход от деятельности компании за прошедший год составляет не менее 800 000 000 рублей и не более 2 000 000 000 000 рублей. При расчете дохода из общей суммы вычитается НДС.

Все рассматриваемые значения определяются на основании официальных документов.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться и . Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Похожие статьи