Соотношение философии и искусства таблица. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Философия и искусство: мировоззрение


Если наука выражает общечеловеческую истину в общей форме, философия - в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство - область культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме события.
Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не справе. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.
Хотя всякая философская система включает в себя элемент веры, но в отличие от религии, философия всегда стремилась рационально обосновать свою веру. Философии характерна критичность: каждая философская система, каждый философ критически относится к своим предшественникам. Сколько философов - столько и философских позиций. У каждого из них своя вера: один верит в существование Абсолютного духа (Гегель); другой - в мировую волю (Шопенгауэр); третий - в чисто чувственное данное (Н. Гартман).

Философия и искусство - два различных способа познания мира и самосознания человека. Можно говорить о них как о принципиально противоположных инструментах, можно как о взаимно друг друга дополняющих. Искусство обычно предстает как способ интуитивного проникновения в неизведанное с воплощением этой интуиции в художественном образе. Философии свойственна опора на рациональное размышление и логику. Для искусства более свойственно слияние человека с миром, а для философии - рефлексивная или критическая позиция человека к миру.

Искусство и философия не исчерпывают собой культурный ландшафт. Полюсами этого поля можно считать религию и науку, в которых ответственность за знание принадлежит высшему существу или объективной истине. Однако, между этими полюсами есть некоторая неизведанная зона, в которой человек пытается решить наиболее общие вопросы, неподвластные другим формам знания, и в которой ответственность за эти действия он берет на себя. Именно в этой зоне существуют искусство и философия.

Невозможно провести строгую границу между этими способами осмысления человеком своего места в мире. Философии также свойственна интуиция, но только интеллектуальная, тогда как для искусства характерна интуиция чувственного восприятия. Нельзя утверждать, что искусству категорически противопоказана логика. В своих авангардных формах искусство становится рефлексивным и критическим. И вообще, на протяжении истории культуры философия и искусство - не противники, но союзники. Многие философские исследования ссылаются на художественные произведения, как на иллюстрации. Искусство нуждается в философском осмыслении как конкретных произведений, так и художественных методов. Искусство можно рассматривать как практику философии, а философию как теоретический аппарат искусства.

Однако бывало и так, что некоторые идеи выглядели как способ умалить значение союзника. Когда в конце 18-го века философ Александр Готлиб Баумгартен придумывает слово "эстетика" (чувственно воспринимаемое), то делает это с благородной целью - дать возможность "философам не без громадной пользы проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира". Эстетика была призвана как новый инструмент разума, расширяющий его познавательные способности, позволяющий ему рассудочно проникать в области, которые недоступны логике. Таким образом, искусство становилось чем-то второстепенным, зависимым от старшего брата. Да и сама эстетика среди философской иерархии, как правило, занимает последнее место. Перечисляя философские дисциплины, сначала называют онтологию и теорию познания, затем логику, антропологию и этику, и только потом эстетику. И вообще эстетические проблемы с точки зрения, например, онтолога являются второстепенными, так что он их часто относит к маргинальному знанию.

Эту позицию уже в 20-м веке, а точнее в 1969-м году, активно критикует художник Джозеф Кошут. Он говорит, что между искусством и эстетикой как учением о красоте некритически установлена связь. Поскольку эстетика призвана "заниматься мнениями о восприятии мира вообще", то совершенно необходимо возникают критерии качества восприятия (красота, вкус). Соответственно, классическая философия была призвана обсуждать классическое искусство: "В прошлом одним из ответвлений функции искусства была ценность последнего в качестве украшения (декорации). Поэтому любая разновидность философии, имевшая дело с "красотой" (а, следовательно, и со вкусом), неминуемо была вынуждена обсуждать и искусство. Из такой "привычки" возникло представление о наличии концептуальной связи искусства и эстетики, что не соответствует истине". То есть получается, что некоторая маргинальная часть философии косвенным образом занимается искусством. Но Кошут критикует даже не эту позицию, а всю философию вообще - "большинство современных философов на самом деле весьма немногим отличаются от историков философии. Это своего рода библиотекари Истины. Складывается впечатление, что сказать больше нечего". Основная идея Кошута заключается в том, что философия неспособна более выполнять когнитивно-методологическую функцию (функцию познания и поиска методов познания). Эту функцию теперь призвано выполнять искусство.

Тем не менее, искусство и философия, безусловно, были и будут дополняющими друг друга инструментами самосознания человека. Особенно это проявляется в ключевые моменты смены регистра культуры. Переход от классической культуры к модернизму сопровождался тем, что радикальные философские идеи и художественные образы оказали серьезное влияние на социальные отношения и политику. Модернистские утопии сначала появились в философии, литературе и искусстве и только потом было несколько попыток реализовать их на практике, что выразилось в создании нескольких тоталитарных государств с утопической метанарративной идеологией. Это привело к многочисленным трагедиям. Жертвы 20-го века колоссальны. В послевоенное время регистр культуры меняется, - тема покаяния, искупления и защиты от утопической идеологии становится важнейшей. Литературный жанр антиутопии, начиная с середины 20-го века, необычайно популярен - это попытки предупредить, защитить от необдуманной стратегии.

Взаимодействие искусства и философии в этот момент очевидно. Ключевые идеи постмодернизма сначала появились в теории архитектуры (Чарльз Дженкс) и только потом были этически осмыслены как состояние культуры, защищающейся от агрессивных модернистских идеологий (Жан Франсуа Лиотар). "Спасти мышление после Освенцима" - вот одна из благороднейших целей, которые искусство и философия решали вместе.

Сейчас мы оказываемся в новой уникальной ситуации, когда литературные и философские антиутопии становятся учебником для власти. Как когда-то власть позаимствовала утопические идеи художников, теперь она успешно заимствует антиутопические художественные стратегии для реализации нелепых идей, самозащиты и самооправдания. Постмодернизм, который был гуманистической культурой избавления от модернистских утопий, становится тоталитарной властной стратегией, в которой этика - объект манипуляций.

И вновь слово за искусством и философией. Как защищаться на этот раз? И как потом защищать придуманное от новой кражи?

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи назы¬вал живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину. Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, на¬оборот, при всей признаваемой им значимости эс¬тетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой – философией. Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и уста¬новить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тен¬денцией к их совмещению или даже почти отожде¬ствлению. Однако, в отличие от ушедших историчес¬ких эпох, это очередное сближение искусства и фи¬лософии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художествен¬ная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось фи¬лософии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия ста¬ла уподобляться художественной прозе, что, напро¬тив, предполагает исходное превосходство искусст¬ва (продолжение линии романтиков).Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искус¬ство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – «интеллектуальная романистика» (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и пото¬му неизбежно должны были ориентироваться на «сверхпонятийные» – художественные – способы постижения истины. Таково было, напр., направле¬ние экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж.-П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художе¬ственные – насквозь философичны. Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото¬рые, несмотря на всю близость (но не тождествен¬ность) своих содержательных областей, на свою рав¬ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра¬жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда гак) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическо¬му – растворению и обезличиванию. Здесь схваче¬ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.

Религия : опирается на веру, нашу духовную способность, не требует доказательств, требует подчинения нравственным идеалам.

Искусство: Субъективно, не претендует на истину, имеет эстетическое обрамление.

Наука : Опирается на разум; научные положения должны быть верифицируемы; претендует на истину

Философия : опирается на разум, претендует на истину, но в отличии от других наук изучает мир в целом. Как и религия философия включает в себя этику и как искусство философия включает в себя эстетику. Таким образом, философия – это система, взглядов на мир и человека в нем, притом её волнуют предельно общие вопросы.

Философия является древнейшей из наук , это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания , накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это - мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда - смысл и цель философии.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Религия - это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.



Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию.

Искусство , как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве.

А Методы философии

Все многообразие методов философии можно свести к двум основным – диалектика и метафизика . Кант под метафизикой понимал естественную склонность нашего разума выходить за границы опыта. Слово Метафизика – Андроник Колосский. Метафизика базируется на законах логики. Три закона логики Аристотеля:

1 – закон тождества А=А, 2 –закон запрета противоречий, в отношении одной и той же вещи в одно и то же время мы не можем высказать двух противоречащих суждений, 3- третьего не дано или А или В.

Лейбниц сформулировал четвертый закон логики – закон достаточного основания (все что существует имеет причину своего существования.

Методологическая ошибка в метафизике возникает если мы отрываем суждение и возводим его в абсолют. Так возникает догматизм.

Диалектика. Сократ под диалектикой понимал искусство спора. Первым диалектиком был Гераклит (нельзя войти в одну реку дважды). Кант под диалектикой понимал логику видимости. Подлинным диалектиком является Гегель. Он ввел в философию три очень важных понятия: 1- развитие -изменение идеальных и материальных объектов, но не механическое, а как переход на более высокий уровень; 2 – тождественность – каждая вещь (существо, явление) является сама собой; 3 – различие – все существующее в самом себе отличается от самого себя.

Существует три закона диалектики. Эти законы универсальны, так как распространяются на природу, общество и человека. 1 - закон единства и борьбы противоположностей (ещё Гераклит обратил внимание, на то что каждая вещь в процессе своего развития переходит в свою противоположность. Гегель считал, что противоречивость основа жизни); 2- закон перехода количество в качество; (качество - некая определенность вещи, благодаря которой вещь имеет устойчивые характеристики, количество – исчисляемое определение предмета. Мера это единство количества и качества. Любые количественные изменения рано или поздно придают вещи новое качество. Этот переход или явно выражен или незаметен); 3 – закон отрицания отрицания (он означает, что все новое всегда борется со старым, но само потом таковым и становится. Зерно- стебель-зерно.)

Диалектика базируется на четырех основных принципах:1-Принцип всеобщей связи 2-Принцип системности 3-Принцип причинности 4-Принцип историзма (человек живет в истории, история вечна).

Три взгляда на историческую направленность историзма: 1 – развитие по кругу, (древние); 2 – линейное развитие (библия); 3- развитие по восходящей спирали (современные науки).

Отличия диалектики от метафизики : 1- диалектика в отличии от метафизики, пытается проследить связь между старыми и новыми, количеством и качеством; 2 – ход мыслей в диалектике всегда проходит в три этапа - утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей), а в метафизике господствует формула- если не то, то другое.

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину.

Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой – философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако, в отличие от ушедших исторических эпох, это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – «интеллектуальная романистика» (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на «сверхпонятийные» – художественные – способы постижения истины. Таково было, напр., направление экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж. – П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные – насквозь философичны.

Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.

Похожие статьи