Двойное Рождество: почему его празднуют в разные дни. Рождественский пост и Адвент: почему католики и православные отмечают Рождество по-разному

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет - перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.

Рождество это укороченное названия праздника - Рождество Христово. По библейским легендам рождение младенца Христа у девы Марии произошло в Иудейском городе Вифлееме именно в ночь с 24 на 25 декабря.

В каком году точно мессия явился миру, ученые историки и богословы спорят до сих пор. Называют период между 12 годом д.н.э. и 7 годом новой эры. (Откуда тогда пошло современное летоисчисление, которое ведется «от рождества христова», не совсем ясно). Дата 25 декабря впервые упомянута в летописях в 221 году новой эры. Первые христиане были евреями и этот праздник вообще не отмечали. Достаточно широко верующие стали чтить дату рождения Христа примерно с пятого века.

Впрочем, эти детали нам не очень интересны, ибо праздник Рождества уже давно потерял свою исключительно религиозную окраску и превратился просто в приятный семейный праздник, в котором принято обязательно встречаться в этот день с родными и обязательно дарить подарки всем своим родственникам и близким.

Православное и католическое Рождество не имеют отличий по существу. Различаются лишь даты проведения и внешняя форма.

Католическая церковь и протестантские направления христианства празднуют Рождество 25 декабря по современному Григорианскому календарю .

Православная церковь празднуют Рождество 25 декабря по Юлианскому календарю (или "по старому стилю»), что соответствует 7-му января современного Григорианского календаря.

Отличия и сходства Рождества Христова у католиков и православных

Задолго перед праздником православные держат достаточно строгий рождественский пост . Он начинается в конце ноября и заканчивается 6 января. Нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. По выходным можно рыбу. Но без водки.

Католики строгого поста не держат, разве что особо верующие накладывают на пищу некоторые ограничения. Просто в этот период чаще посещают храмы.

В обеих религиях отмечают Сочельник - вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью - отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду.) Название в русском языке происходит от слова сочиво - пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом. Стол постный, на столе должно быть не менее 12 блюд.

Сам праздник Рождества является датой разговления - освобождения от поста и предания чревоугодию. Главное рождественское блюдо католиков и протестантов - гусь с яблоками или запеченная индейка. Варианты в зависимости от стран самые разные: гусь, индейка, утка, кролик, оленина, молочный поросенок и даже колбаса или треска, как в Португалии.

На Рождество католики дарят всем подарки.

По традиции никто не должен остаться без подарка - ни родственник, ни добрый знакомый. Самое интересное, что главный фигурант рождества это вовсе не новорожденный Спаситель, а Святой Николай или Санта Клаус, в обязанности которого входит одаривать подарками детей. При этом сам Санта-Клаус не приходит к детям с мешком подарков., как наш Дед Мороз. Подарки он прячет ночью в носки, развешивает их над камином, а сам исчезает незаметно в каминную трубу. В этом обычае переплетаются христианские и языческие обряды, и не все священники положительно относятся к этому почти языческому святому.

Католики на Рождество могут украшать не только елку, но и другие деревья. В Бразилии, например, елки не растут, и их заменяют кто чем может. Вообще, установка елки на Рождество это тоже элемент языческих обрядов, которые церковь не смогла выдавить и решила их приспособить под свои правила.

Известно, что в православии принято одно рождественское богослужение, которое длится до утра, и в котором соединены Великое Повечерие, Утреня и Литургия.

У католиков служат три раздельные мессы - ночью, утром и днем. Это символизирует как бы рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

Католическое Рождество

Праздник рождения Иисуса Христа - Рождество Христово. Отмечается в ночь с 24 на 25 декабря. Рождеству у католиков предшествует нестрогий пост, носящий характер духовного очищения. Сам праздник почти потерял свое религиозное значение и является чисто семейным торжеством, на который всем без исключения родственникам и друзьям принято дарить подарки. Главным "героем" празника Рождества является Святой Николай, или Санта Клаус, который по легенде развозит и подкладывает подарки.

Православное Рождество

Праздник рождения Иисуса Христа. Отмечается в ночь с 6-го на 7-е января. Перед Рождеством православные держат достаточно строгий пост. Характер праздника более церковный и духовный.

Рождественский пост у католиков и православных

Православный пост перед Рождеством

В православии Рождественский пост начинается 28 ноября, ровно за сорок дней до Рождества Христова, именуется на языке церкви рождественской «четырехдесятницей».

В сознании большинства людей слово «пост» ассоциируется с ограничениями в пище и с другими плотскими воздержаниями. Но церковь и священнослужители настаивают, что пост это прежде всего духовное очищение, время чистить не столько тело, сколько душу. «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», — так характеризовал суть поста Иоанн Златоуст.

Что же касается «хлеба насущного», то Православная церковь предписывает в дни Рождественского поста не употреблять мяса, яиц, молока и животного масла. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу запрещается также употреблять растительное масло. Рыба разрешается только в субботние и воскресные дни, а также в церковные праздники. Однако в период со 2 по 6 января нельзя употреблять рыбу даже в субботу и воскресенье.

Рождественский пост заканчивается в ночь с 6 на 7 января с восходом первой звезды — той самой, что указала волхвам путь к младенцу Иисусу. С этого момента можно начинать разговляться - есть и пить «всё подряд» и «сколько влезет».

Католический рождественский пост

Рождественский пост присутствует и в традиции римско-католической церкви. Начинается ровно за четыре недели до католического Рождества. Срок именно в 4 недели установил окончательно Папа Григорий I Великий (590 - 604 гг.). Но дата начала не строгая, как у православных, может длиться и меньше. В 2013 году адвент стартовал 1 декабря.

Рождественский пост в римско-католической церкви, строго говоря, постом не является. Это так называемый адвент, или по-нашему ожидание Рождества. Каких-то строгих или нестрогих ограничений в пище нет, кроме обычного для католиков воздержания от животных продуктов по пятницам.

Основное отличие этого периода от, скажем, Великого поста, в том, что это время духовного покаяния. Верующим предписывается избегать грешных помыслов и следует готовиться к исповеди. В этот период желательно совершать милосердные поступки и избегать шумных увеселений и чревоугодия. В рождественский пост, например, католики не играют свадеб.

Священнослужители за четыре недели до Рождества надевают фиолетовые литургические облачения, используют свечи фиолетового цвета и прочую соответствующую атрибутику.

Рождественский пост у православных

С 28 ноября по 6 января нельзя употреблять пищу животного происхождения, понедельник, среда, пятница запрещается также растительное масло, рыба разрешена только по выходным. Плюс к этому духовное очищение.

Рождественский пост у католиков

Строгих ограничений в пище нет. Предполагает лишь отсутствие излишнего чревоугодия, положительный духовный настрой, покаяния, милосердие. Стартует примерно за 4 недели до наступления католического Рождества.

Рождество и языческие обряды

Никто не знает точной даты рождения Христа. Традиция праздновать Рождество Христово именно в это время ученые приписывают стремлению христианской церкви вытеснить устоявшиеся языческие праздники своими, церковными. Практически у всех народов день зимнего солнцестояния отмечался как священный день начала новой жизни, как момент рождения бога Солнца. Ну, а день рождения господа тоже вроде как начало новой жизни… У католиков дата рождества практически совпадает с точкой зимнего солнцестояния. У православных рождество «сдвинуто» относительно католического в связи с неприятием православной церковью нового Григорианского календаря.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Православные христиане в России отмечают Рождество 7 января, а дата католического Рождества - 25 декабря. Почему даты праздника отличаются на 13 дней? Это произошло из-за принятия разных календарей: в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, "григорианский" календарь, получивший определение "новый стиль". Старый, юлианский календарь, стали называть старым стилем. Различие между новым и старым стилем каждые сто лет увеличивается на 1 день и в XX в. составляет 13 суток.

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть ввела григорианский календарь и в Советском Союзе, церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря - таким образом, появился "Новоюлианский" календарь.

Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц. Таким образом, католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, встречают праздник Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Русская, Иерусалимская, Грузинская, Украинская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы..

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.


Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.


Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

Похожие статьи