Опросник профессиональной готовности (опг). Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой Методика изучения факторов привлекательности профессии
Процедура исследования:
Студентам указывается, что следует отмечать в предлагаемом тесте (прил.№1).действительно значимые пункты, т.е. фиксировать только то, что действительно значимо в выбранной профессии. Правила не принуждают делать выбор во всех без исключения пунктах.
Инструкция к тесту:
Испытуемым студентам выбранной профессии бухгалтер, логист, юрист и менеджер гостиничного сервиса предложено обвести кружком те пункты в колонках «А» и «Б», которые отражают то, что привлекает их в избранной профессии. В колонке «А» отмечено, что «привлекает», а в колонке «Б», что «не привлекает».
Обработка результатов:
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется:
КЗ = (n+)-(n-): N
Где: N – объем выборки (количество обследуемых), п + - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, п - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от – 1 до + 1.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.
Тест-опрос на устойчивость и продуманность выбранной профессии.
Процедура исследования:
Группе испытуемых выдается тест опрос в виде бланка (прил.№1). Из предлагаемых 14 вопросов на каждый нужно выбрать и подчеркнуть один из вариантов ответа «Да» или «Нет». Заданные вопросы позволяют сделать выводы о том, имеются ли у студентов профессиональные цели, связана ли их реализация с выбранным учебным заведением; знают ли студенты особенности выбранной профессии; готовы ли проявлять активность для достижения цели; могут ли вербализовать (описать) свои профессиональные планы.
2.2.Анализ результатов исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте
По результатам опросника профессиональной направленности методики Дж. Холланда проводим качественный и количественный анализ ответов респондентов. Составляем сводную таблицу и гистограмму, включающие результаты анкетирования.
Данные респондентов, полученные в ходе исследования, переведены в процентное отношение (табл. №1).
Таблица №1
Рис.1. Тип личности (гистограмма)
Описание результатов.
1. Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдались особых различий по шкалам типов «Конвенциальный», «Интеллектуальный», «Реалистичный». Различий не было, потому что у студентов не достаточно сформировались личные качества и ценности для данного типа профессий, которые требует повышенного внимания к деталям работы, жесткости и четкости исполнения.
2. У студентов 1 курса высокие показатели были получены по шкале «Социальный», а меньше выражено «Конвенциальный», «Интеллектуальный», «Реалистичный». Это наблюдалось потому, что студенты ориентированы на взаимодействие с социальной средой, которая позволяет наиболее продуктивно включиться в самостоятельную жизнь и труд.
3. У студентов 3 курса больше выражено «Артистичный» тип, а меньше выражено «Реалистичный, «Конвенциальный».
Это наблюдалось потому, что студенты в отношениях с окружающими независимы в принятии решений, обладают необычным взглядом на жизнь, опираются на свое воображение и интуицию.
Проводим ранжирование каждого листа ответов ДДО Е.А.Климова и находим процентное соотношение для каждой группы испытуемых. Результаты исследования (табл. № 2).
Таблица №2
Общая структура профессиональных интересов студентов
Рис.3. Тип профессий (гистограмма)
Описание результатов:
1. Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдалась особых различий по показателям тип профессии «человек – художественный образ». Различий не было, потому что, у студентов профессиональные склонности выступают, как представление о творческом содержании будущей профессии.
2. У студентов 1 курса больше выражено тип профессии «человек – человек», а меньше выражено «человек – знаковая система». Тип профессии «человек – техника» и «человек-природа» не выбрал ни один из студентов.
Это наблюдается потому, что у студентов, которые выбрали тип профессии «человек – человек» предполагают работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.
3. У студентов 3 курса больше выражен профессиональный интерес к «человек – художественный образ», « человек-человек», а меньше выражен «человек-природа», «человек – техника» выбрал юноша.
Это наблюдается потому, выраженность профессиональных интересов у студентов 3 курса получились разнообразнее, т.к. к концу обучения колледжа студенты достаточно развиты, чтобы иметь склонности и пристрастия к разным сторонам профессий.
Анализ результатов исследования по методике В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).
Результаты диагностики факторов привлекательности в выбранной профессии1 и 3 курсов отражены в таблице №3.
Описание результатов.
У студентов 1 курса исключим пункты фактора значимости, т.к. студенты в своих значениях противоречат друг другу.
№3- работа требует творческого подхода (нет условий для творчества)
№4-работа не вызывает переутомления (работа вызывает переутомления).
№9-небольшой рабочий день (большой рабочий день),
у студентов 3 курса исключим:
№ 5 большая зарплата (небольшая зарплата),
№ 8 работа соответствует моему характеру(не соответствует моему характеру),
№ 9 небольшой рабочий день (большой рабочий день).
Таблица №3
Фактор значимости выбранной профессии
Группа I курса. Объем выборки (N ) =32 человека. | ||||||||||||||||||||
Факторы | ||||||||||||||||||||
п + | ||||||||||||||||||||
п - | ||||||||||||||||||||
КЗ | +0,9 | +0,63 | +0,07 | -0,04 | +0,9 | +0,56 | +0,7 | 0,41 | 0,11 | -0,33 | +0,8 | |||||||||
Группа III курса. Объем выборки (N) =27 человек. | ||||||||||||||||||||
Факторы | ||||||||||||||||||||
п + | ||||||||||||||||||||
п - | ||||||||||||||||||||
КЗ | +0,4 | +1 | +0,26 | -0,4 | +0,2 | +0,56 | +0,56 | +0,2 | -0,1 | -0,78 | +0,8 | |||||||||
Рис.6. График коэффициента значимости
1. Между студентами (рис.6) 1 и 3 курсов не наблюдалось различий по коэффициенту фактора значимости:
- «возможность самосовершенствования (к=0,56),
-« возможность достичь социального призвания и уважения» (к=0,8).
Различий не было потому, что каждый студент, выбирая профессию, видит возможность в личностном развитии и в профессиональном росте.
2. У студентов 1 курса высокий коэффициент к выбранной профессии связан с фактором значимости:
-«важнейшая для общества профессия» (к=0,9);
-«большая зарплата» (к=0,9),
Наименьший (отрицательный) фактор значимости выражено:
- «излишне частый контакт с людьми» (к= - 0,25).
Это наблюдалось, потому что выражена потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько социальной значимости выбранной профессии и внешней мотивации.
3. У студентов 3 курса высокий показатель фактора значимости в выборе профессии связан:
- «возможность достичь социального призвания и уважения» (к=0,8),
-«работа соответствует моим способностям» (к=0,56),
-«возможность самосовершенствования» (к=0,56).
Отрицательные факторы значимости выражено:
- «излишне частый контакт с людьми» (к= - 0,78),
-«работа вызывает переутомление» (к= - 0,4).
Это наблюдалось, потому что у студентов 3 курса фактор привлекательности к выбранной профессии означает самостоятельно сформированную внутреннюю мотивация и осознание своих потенциальных возможностей.
Принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте . Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:
Ч-З (Человек – знак)
Ч-Т (Человек – техника)
Ч-П (Человек – природа)
Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)
Ч-Ч (Человек – человек)
Инструкция испытуемому
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
Делаю, как правило, хорошо - 2 балла
Делаю средне - 1 балл
Делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов
2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
Положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла
Нейтральные (все равно) – 1 балл
Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов
3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
Да – 2 балла
Все равно – 1 балл
Нет – 0 баллов
Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы .
Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте внимательно, не спешите!
Порядок работы с опросником.
Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:
1) Отвечать «хорошо умею делать», т.е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось.
2) Ставить «0» баллов в «умениях» надо и года школьник что-то делает плохо, и когда он не умеет это делать (т.е. пробовал, но не получалось);
3) Если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же ставит прочерк.
Фиксация результатов
В процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.
Обработка результатов
Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:
1. Ч-З 2. Ч-Т 3. Ч-П 4. Ч-Х.о. 5. Ч-Ч
В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:
1. Оценка своих умений
2. Оценка своего эмоционального отношения
3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.
Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.
Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Оценка результатов
Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере . Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.о. и Ч-Т) и т.д.
Выводы
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ
Инструкция
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
А |
Б |
1. Профессия одна из важнейших в обществе |
1. Мало оценивается важность труда |
2. Работа с людьми |
2. Не умею работать с людьми |
3. Работа требует постоянного творчества |
3. Нет условий для творчества |
4. Работа не вызывает переутомления |
4. Работа вызывает переутомление |
5. Большая зарплата |
5. Небольшая зарплата |
6. Возможность самосовершенствования |
6. Невозможность самосовершенствования. |
7. Работа соответствует моим способностям |
7. Работа не соответствует моим способностям |
8. Работа соответствует моему характеру |
8. Работа не соответствует моему характеру |
9. Небольшой рабочий день |
9. Большой рабочий день |
10. Отсутствие частого контакта с людьми |
10. Частый контакт с людьми |
11. Возможность достичь социального признания, уважения |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения |
12. Другие факторы (какие?) |
12. Другие факторы (какие?) |
Изучение факторов привлекательности профессии
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.
Обработка
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N ,
где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).
Название выборки _____________________
Объем выборки N =________
Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .
КЗ _____________________________________________________________
Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.
Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости
КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.
Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМФИР
Инструкция
Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
в очень незначительной мере |
в достаточно незначительной мере |
в небольшой, но и в немаленькой мере |
в достаточно большой мере |
в очень большой мере |
|
1. Денежный заработок | |||||
2. Стремление к продвижению по работе | |||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег | |||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | |||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | |||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы | |||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | |||||
Мотивация профессиональной деятельности
(методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама
по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Обработка
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип
ВОМ > ВПМ > ВМ _- ^
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.
ВМ |
НИМ |
ВОМ |
|
1. |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу
ВОМ > ВПМ > ВМ
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием
«не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. -
Методика изучения факторов привлекательности профессии
ИНСТРУКЦИЯ
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
1. Профессия одна из важнейших в обществе |
1. Мало оценивается важность труда |
2. Работа с людьми |
2. Не умею работать с людьми |
3. Работа требует постоянного творчества |
3. Нет условий для творчества |
4. Работа не вызывает переутомления |
4. Работа вызывает переутомление |
5. Большая зарплата |
5. Небольшая зарплата |
6. Возможность самосовершенствования |
6. Невозможность самосовершенствования. |
7. Работа соответствует моим способностям |
7. Работа не соответствует моим способностям |
8. Работа соответствует моему характеру |
8. Работа не соответствует моему характеру |
9. Небольшой рабочий день |
9. Большой рабочий день |
10. Отсутствие частого контакта с людьми |
10. Частый контакт с людьми |
11. Возможность достичь социального признания, уважения |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения |
12. Другие факторы (какие?) |
12. Другие факторы (какие?) |
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.
ОБРАБОТКА
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N ,
где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).
Название выборки _____________________
Объем выборки N =________
Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .
Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.
Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости
КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1 хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.
Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).
Приложение №3
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 - вовсе нет, I- пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Обслуживать людей. Заниматься лечением. Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми |
|||
Управлять машинами Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи Заниматься строительством |
|||
Обрабатывать тексты и таблицы Производить расчеты и вычисления Перерабатывать информацию Работать с чертежами, картами и схемами Принимать и передавать сигналы и сообщения |
|||
Заниматься художественным оформлением Рисовать, фотографировать Создавать произведения искусства Выступать на сцене Вышивать, вязать |
|||
Ухаживать за животными Заготавливать продукты Работать на открытом воздухе Выращивать овощи и фрукты Иметь дело с природой |
|||
Работать руками Выполнять решения Воспроизводить имеющиеся образцы Размножать, копировать Получать конкретный практический результат Воплощать идеи в жизнь |
|||
Работать головой Принимать решения Создавать новые образцы Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать |
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (О - вовсе нет, 1- пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
Знакомиться с новыми людьми Быть чутким и доброжелательным Выслушивать людей Разбираться в людях Хорошо говорить и выступать публично |
|||
Искать и устранять неисправности Использовать приборы, машины, механизмы Разбираться в технических устройствах Ловко обращаться с инструментами Хорошо ориентироваться в пространстве |
|||
Быть сосредоточенным и усидчивым Кодировать информацию Оперировать знаками и символами Искать и исправлять ошибки |
|||
Создавать красивые со вкусом сделанные вещи Разбираться в литературе и искусстве Петь, играть на музыкальных инструментах Сочинять стихи, писать рассказы Рисовать |
|||
Разбираться в животных или растениях Разводить растения или животных Бороться с болезнями, вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле |
|||
Быстро выполнять задания Точно следовать инструкциям |
|||
Работать по заданному алгоритму Выполнять однообразную работу Соблюдать правила и нормативы |
|||
Создавать новые инструкции и давать указания Принимать нестандартные решения Легко придумывать новые способы деятельности Брать на себя ответственность Самостоятельно организовывать свою работу |
Программа факультатива по риторике для учащихся 10 -11 кл. ... |
Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович
Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой»
Методика разработана Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным для выявления степени удовлетворенности учителей своей профессией и различными сторонами профессиональной деятельности.
Инструкция
Просим вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы; выберите один из вариантов ответа («да», «не знаю», «нет»), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак «+».
Текст опросника
Обработка результатов
За ответ «да» начисляется + 1 балл, за ответ «не знаю» - 0 баллов, за ответ «нет» начисляется - 1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.
Выводы
Степень удовлетворенности работой (по всем 17 позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает + 11 баллов и выше, средняя - если набирает от + 6 до + 10 баллов, низкая - от + 1 до + 5 баллов. Степень неудовлетворенности работой оценивается как низкая, если обследуемый набирает от - 1 до - 5 баллов, средняя, если набирает от - 6 до -10 баллов и высокая - при - 11 баллах и выше.
Методика «Мотивация выбора медицинской профессии»
Методика представляет собой модификацию теста мотивов учебы Хеннинга, сделанную А. П. Васильковой.
Проведение тестирования
Опрашиваемый должен произвести сравнение 9 утверждений, написанных попарно на отдельных карточках (всего 36 пар), и отдать предпочтение одному утверждению в каждой паре.
Текст опросника
«Что побудило вас выбрать медицинскую специальность?
1. Желание лечить людей.
2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей.
3. Возможность заботиться о здоровье своих близких.
4. Престиж профессии и семейные традиции.
5. Желание решать научные медицинские проблемы.
6. Возможность заботиться о своем здоровье.
7. Возможность оказывать влияние на других людей.
8. Доступность медикаментов.
9. Материальная заинтересованность.
Обработка результатов
Проводящий тестирование оценивает степень предпочтительности одного из двух утверждений величиной от 1 до 3 баллов. Производится суммирование баллов по одинаковым утверждениям, содержащимся во всех карточках.
Выводы
Чем больше выборов того или иного утверждения и набранных по нему баллов, тем большую значимость для опрашиваемого имеет та или иная причина при выборе медицинской специальности.
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМетодика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении).Инструкция. Перед
Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В1. Понятие удовлетворенности работой Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют
Из книги Психология труда автора Прусова Н В3. Критерии удовлетворенности работой Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:1) уровень заработной платы – если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;2) возможность продвижения – реальная и
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович27. Понятие удовлетворенности работой. Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе
Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович28. Критерии удовлетворенности работой. Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата. Факторы вовлеченности в трудовой процесс Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:1) уровень заработной платы – если заработная плата
Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл ШарлоттаМетодика «Изучение соподчинения мотивов» Подготовка исследованияПодбираются яркие, красочные игрушки.Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов
Из книги Не бери в голову автора Пэйли КрисМетодика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или «общественной» направленности.Подготовка исследованияИсследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько
Из книги автораМетодика «Изучение действенности общественного и личного мотивов» Подготовка исследованияПриготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.Проведение исследованияЭксперимент, состоящий из двух серий, проводится с детьми 5–7 лет.Первая серия. Экспериментатор учит
Из книги автораМетодика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми» Подготовка исследованияНеобходимо сконструировать "телевизор" в виде ширмы с раздвигающимися занавесками и "панель управления".Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 2–7 лет.
Из книги автораМетодика «Изучение мотивов деятельности» Подготовка исследованияПриготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.Проведение
Из книги автораМетодика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.ИнструкцияНеобходимо выполнить нижеследующие указания.I. Назови из
Из книги автораМетодика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным.Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях.Вариант 1ИнструкцияВнимательно
Из книги автораМетодика «Изучение мотивов занятий спортом» Методика разработана В. И. Тропниковым для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным им видом
Из книги автораМетодика «Изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов» Подготовка исследования. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.Проведение исследования. Ребенка (3–7 лет)
Из книги автораКак увлечься своей работой 1. Опираться на свои сильные стороныРазвивать свои способности – первый шаг к более счастливой и увлеченной жизни; вы радуетесь не только возможности применять свои таланты, но и испытать состояние потока. Как использовать этот подход в
Из книги автораДеньги – самый простой способ мотивации: чем меньше вы заплатите, тем больше люди окажутся увлечены своей работой Мы судим о собственных действиях так же, как о них судят другие. В эксперименте по поворачиванию колышков участники делали вывод о том, насколько
Методика впервые была предложена В.Ядовым. Здесь приводится ее усовершенствованный вариант (модификация Н.В.Кузьминой, А.А.Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.
Инструкция
Обведите кружком те пункты, которые отражают ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Фиксируйте только то, что для вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.
1. Важнейшая для общества профессия. |
1. Мало оценивается важность труда. |
2. Работа с людьми. |
2. Не умею работать с людьми. |
3. Работа требует творческого |
3. Нет условий для творчества. |
4. Работа не вызывает переутомления. |
4. Работа вызывает переутомление. |
5. Большая зарплата. |
5. Небольшая зарплата. |
6.Возможность самосовершенствования. |
6.Нет условий для самосовершенствования. |
7. Работа соответствует моим способностям. |
7. Работа не соответствует моим способностям. |
8. Работа соответствует моему характеру. |
8. Работа не соответствует моему характеру. |
9. Небольшой рабочий день. |
9. Большой рабочий день. |
10. Отсутствие частого контакта с людьми. |
10. Излишне частый контакт с людьми. |
11. Возможность достичь социального признания, уважения. |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения. |
Обработка
По каждому из II факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:
КЗ = [(п+) – (п-)]/Р,
где Р - объем выборки (количество обследуемых); (п+) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А; (п-) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может измениться в пределах от -1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблице. Название выборки Объем выборки Р =
количество обследуемых | |||||||||||
Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношения (п+) и (п-). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на простом примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означает его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом этот низкий коэффициент получился. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости
КЗ = (55-45)/1000 = 0,1
КЗ = (10 - 0) / 1000 = 0,1 = 0,1
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.
Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% респондентов вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он значим позитивно (привлекает в профессии), а для других - негативно (соответственно не привлекает).
Исследования, проведенные в начальной профессиональной школе на различных выборках (отражающих тот или иной профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В табл. 15 приводятся по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Положение, которое они занимают в таблице, соответствует величине коэффициента значимости.
Похожие статьи
-
Икра из водорослей: польза и вред Закуски с икрой из водорослей
Искусственная красная икра у некоторых людей вызывает устойчивую ассоциацию со слухами о «вредной подделке из нефти». Эти представления ложны, поскольку в действительности красную икру имитируют из морских водорослей, которые так ценятся в...
-
Кекс пасхальный барашек: как приготовить сладкую выпечку Пасхальный барашек
Пасхальные барашки Сегодня – Великая Суббота перед Пасхой. День был таким солнечным и теплым, что я решила испечь пасхальные пироги в виде барашков (агнцев божьих). В Европе барашки или овечки – традиционная выпечка к Пасхе. Я часто...
-
Гренки — простые и вкусные рецепты гренок с молоком и яйцом на сковороде и не только Жареные гренки с чесноком из черного хлеба к пиву
Добрый день всем, моим подписчикам и читателям блога! Рада, Вас снова видеть! Хочется поинтересоваться, чем вы кормите свою семью на завтрак? Вариантов как всегда много, мои любимые детишки очень любят кашу, приходится варить ее каждый...
-
Пышный омлет с молоком на сковороде
Классический высокий омлет идеальный вариант вкусного полезного завтрака: рецепт предельно прост и займёт немного времени. Но не каждая хозяйка знает, как приготовить пышный омлет на сковороде, чтобы он не падал. Блюдо традиционно...
-
Минтай под маринадом из моркови и лука
Шаг 1: подготавливаем лук. Для начала с помощью ножа отчищаем лук от шелухи. Промываем ингредиент под проточной водой и на разделочной доске разрезаем его на две половинки. После этого каждую луковую часть измельчаем полукольцами....
-
Яблочный и бананово-яблочный смузи
Осенью и зимой, наш организм особенно остро чувствует нехватку свежих фруктов и овощей, но к счастью, некоторые доступны круглый год. Давайте радоваться холодным зимним дням готовя вкусные и питательные яблочные смузи. Не зря ведь говорят...