Таможенные льготы и их виды. Льготы таможенные платежи Тарифные льготы предоставляются по уплате

1.1 Понятие таможенной льготы по уплате таможенных платежей и их виды

Таможенное законодательство предусматривает предоставление преимуществ, обусловленных: особенностями таможенного оформления товаров; особенностями осуществления таможенными органами контрольных функций (статья 386 ТК РФ).

Таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств это исчерпывающий перечень таможенно-правовых институтов, в которых встречаются конкретные виды таможенных льгот. Такими критериями могут выступать, например, страна происхождения товаров, таможенный режим или специальная таможенная процедура.

На практике таможенные льготы могут проявлять себя не только по отдельности (в конкретных таможенно-правовых институтах), но и одновременно, например, при освобождении от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.

Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю;

Льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.). К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся: полезные ископаемые; живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране); растительная продукция; продукция морского промысла; товары, произведенные из этой продукции.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран - пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ. Эти страны подразделяются на две группы: наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами; развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере от базовой ставки. 75%

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара. февраля

Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

1.2 Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований: ввозимые товары не являются подакцизными; ввозимые товары относятся к основным производственным фондам; товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

Сегодня таможенную льготу принято рассматривать как всякое исключение (изъятие) определенных пунктов из актуальных правил таможенно-правовой области. В каких случаях она предоставляется? Кто может рассчитывать на льготу? Почему? На эти и иных не менее важные вопросы можно отыскать грамотные ответы в процессе изучения материалов данной статьи.

Льготы таможенных платежей: понятие и особенности

В настоящее время льгота определяется как некое преимущество при импорте/экспорте или транзитном движении товарной продукции, личного имущества, персональных вещей в виде абсолютного освобождения от операции по перечислению установленных сумм пошлин. Важно отметить, что подобная льгота не облагается налогом на доходы физических лиц.

Необходимо дополнить, что, кроме наделения того или иного гражданина или структуры возможностью исключить уплату пошлины, зачастую выражаются в некотором упрощении механизма, связанного с провозом через границу товарной продукции либо иных вещей. В настоящее время рассматриваемая категория именуется тарифными льготами. Так, они не подразумевают какие-либо смягчения для физических лиц и в процессе досмотра их вещей, а также пропуска товарного продукта на территорию Российской Федерации.

Виды таможенных льгот

Все указанные в предыдущей главе исключения для физических лиц и различного рода объединений определяются следующей классификацией в соответствии с разновидностями их применения:

  • Льготы, которые используются в процессе оформления товарной продукции или личных вещей гражданина.
  • Таможенные льготы таможенного союза , которые применяются при контроле непосредственно на границе.
  • Тарифные преференции (кстати, столь интересное название они получили сравнительно недавно).

Следует подчеркнуть, что таможенные льготы сегодня предоставляются как возможность, связанная с неуплатой актуальных пошлин, возвратом сумм или же со сниженными пошлинными ставками. Кстати, под возвратом сумм в данном случае необходимо понимать возврат тех денежных средств, которые ранее были уплачены в соответствии с полным размером. В настоящее время предоставление льгот по уплате таможенных пошлин возможно для производителей товарной продукции, выпущенной в СНГ. Тем не менее производитель обязуется пройти регистрационную процедуру на территории СНГ. Данное условие ни в коем случае нельзя исключать. Важно дополнить, что страна-производитель товарного продукта сегодня подтверждается посредством предоставления сертификата на продукцию или же декларации.

Льготы при оформлении и контроле

Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин физическим лицам и различного рода объединениям производится на основании актуального Таможенного кодекса РФ, а также действующих на сегодняшний день законодательных актов, содержание которых соответствует рассматриваемой теме. Так, преимуществами, связанными с особым порядком уплаты таможенных пошлин, при оформлении и контроле могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • Иностранные лица.
  • Курьеры посольств и консульств зарубежного государства.
  • Межправительственные общества международного характера, а также представительства тех или иных стран в их составе. Помимо этого, целесообразным будет отнести сюда и персонал представленных учреждений.
  • Представители делегаций, а также их члены.
  • Должностные лица консульств, члены дипперсонала, представители государственных структур, которые занимаются осуществлением транзитного передвижения по Российской Федерации.

Порядок предоставления льгот

Важно знать, что предоставление таможенно-тарифных льгот сегодня уместно исключительно в случае строгого соблюдения нормативов передвижения товарной продукции или личных вещей непосредственно внутрь страны. Необходимо дополнить, что в 2017 году льготы при оформлении и последующем контроле покрывают стоимость товарной продукции, которая принадлежит организациям и представительствам международного значения, должностным лицам или персоналу данных обществ, некоторым иностранным компаниям и их родственникам, а также затрат на ее транспортировку. Реализация мероприятия происходит следующим образом:

  • Почта в официальном плане не вскрывается и, соответственно, не проходит процедуру досмотра.
  • Представленное правило актуально и в отношении так называемой консульской вализы, содержащей документы.
  • Исключение личного досмотра в случае пересечения границы целесообразно применять к указанным выше гражданам, а также представителям определенных структур.

Дополнительные сведения

Важно дополнить, что вализа и почта могут быть распакованы в случае возникновения некоторых подозрений по поводу нахождения внутри исключительно документации и товарной продукции. Тем не менее для этого, так или иначе, необходимы веские основания. Действующим российским законодательством предусматривается вскрытие почты посредством усилий уполномоченных страны (декларанта), а не сотрудников таможни. Следует знать, что при оформлении вещей, которые провозятся через таможенную границу, льготы по таможенным пошлинам, носящие социальный характер, действуют лишь для ввозимых непосредственно из-за рубежа вещей.

Какие еще категории льгот существуют?

Сегодня предоставление таможенных льгот регулируется посредством ФЗ РФ «О таможенном тарифе». Так, тарифные преимущества применяются в качестве специального разрешения, связанного с отсутствием необходимости по уплате налога, уменьшенного размера актуального платежа или же установления квоты, относящейся к следующим позициям:

  • Товарная продукция, производимая в развивающихся государствах, которые применяют системы преференций Российской Федерации.
  • Товарная продукция, производимая в странах, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.

Ввозная и вывозная пошлины: какие льготы существуют?

Понятие таможенной пошлины на провоз или вывоз товарного продукта предусматривается при таможенном оформлении. Экспортная (вывозная) сумма актуального налога взимается в случае пересечения границы, однако применяется достаточно редко. Необходимо отметить, что в настоящее время широко используются импортные (ввозные) пошлины. Таможенные льготы при уплате предусматриваются при ввозе в страну той или иной продукции из развивающихся государств в виде полного освобождения. Помимо этого, не уплачивается пошлина за предметы, отвечающие определенным требованиям в плане страны-изготовителя либо целевого назначения. Помимо этого, освобождаются физические лица в случае ввоза автомобиля, который принимает участие в перевозках международного значения; снаряжения; предметов технического снабжения; ГСМ для удовлетворительного функционирования представленного транспорта.

Вывоз за границу

Важно отметить: если указанное в предыдущей главе оборудование, а также материалы вывозятся за границу для того, чтобы осуществлять функции по обслуживанию российских транспортных средств непосредственно на территории иностранного государства, таможенная пошлина не взимается. Предоставление льгот по уплате таможенных платежей актуально для следующих категорий материального характера:

  • Продукт морской деятельности, который добыли граждане Российской Федерации.
  • Личные вещи граждан иностранных государств.
  • Национальная и иностранная валюта.
  • Транзитный продукт.
  • Гуманитарная помощь.
  • Изделия пожарно-технического назначения.
  • Материалы и оборудование для целей, связанных с проведение программ социально-экономического значения.
  • Товарная продукция, ввозимая в соответствии с правилами договора лизинга.

Таможенные сборы, акцизы, НДС

В данной главе целесообразным будет рассмотреть , связанные с уплатой других таможенных платежей, среди которых - акцизы, таможенные сборы, а также налог на добавленную стоимость. Важно отметить, что в отношении уплаты последнего в настоящее время существует возможность по освобождению исключительно в случае соблюдения сроков провоза товарной продукции или личных вещей. В соответствии со статьей 150 ТК РФ, действие льгот распространяется на определенные позиции, рассмотренные в следующей главе.

Льготы в соответствии с определенными позициями

Среди позиций, в соответствии с которыми действуют , важно выделить следующие пункты:

  • Запчасти и комплектующие, техническое оборудование, которое выступает взносом в капитал юридического лица.
  • Медицинская техника - тогда, когда ее комплектность находится в соответствии с удостоверением Росздравнадзора.

Налог на добавленную стоимость в размере десяти процентов устанавливается для:

  • Лекарственных препаратов.
  • Книжного продукта научного и образовательного характера.
  • Товарной продукции детского и производственного назначения.
  • Предметов лечебной природы.

Акциз

Под акцизом следует понимать налог общегосударственного значения, которым облагаются, как правило, потребительские предметы, ввозимые из-за границы. Так, налог разрешается не уплачивать на следующие позиции:

  • Гуманитарные грузы.
  • Комплектные объекты (но не приспособления и запчасти).
  • Вещи, предоставляемые стране при отказе от них со стороны декларанта.
  • Предметы, сумма стоимости которые не превышает 100 евро в соответствии с переводом в национальную валюту.
  • Личные вещи, принадлежащие иностранным представителям-дипломатам.

Таможенный сбор

Под таможенным собором сегодня принято рассматривать платеж за осуществление таможенных манипуляций. Таким образом, целесообразно взимание налога за вещи персональной собственности, транспорт, а также наследие. Важно отметить, что для получения освобождения декларанту необходимо обозначить в декларации статус имущества, которое ввозится, в качестве взноса личного характера в общий имущественный комплекс юридического лица, а также предоставить официальное подтверждение, каковым служит учредительный документ. Следует дополнить, что в последнем оговаривается порядок внесения доли в имущество объединения, равняющейся именно этой товарной продукции.

Льготы при добровольном переселении

В заключительной главе целесообразным будет обозначить таможенные льготы, имеющие место в случае добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом. Важно знать, что при переселении на постоянное место жительства предполагаются следующие преференциями в соответствии с действующим российским законодательством:

  • Исключение налога в случае провоза вещей персонального типа пользования в страны таможенного союза переселенцам и беженцам.
  • Так или иначе вещи должны быть приобретены до даты приезда в Российскую Федерацию или до присвоения статуса особого значения.
  • В случае возвращения с пребывания за рубежом на временный срок посредством пятого пункта третьего Приложения граждане Российской Федерации имеют возможность не уплачивать таможенные пошлины тогда, когда провозимые вещи являются предметами личного пользования, а стоимость их не превышает пять тысяч евро в рублях.

Необходимо отметить, что гражданам, которые получили наследство за рубежом, дается освобождение тогда, когда наследственные имущественные комплексы удостоверяются свидетельством. При обратном ввозе ранее вывезенной товарной продукции последняя не облагается таможенной пошлиной, если пребывает в изначальном состоянии. В случае обращения гражданина, который сам не планирует посещать иностранное государство, к услугам перевозчика государственная пошлина не уплачивается на ту товарную продукцию, вес которой не превышает тридцати одного килограмма, а сумма в рублях - тысячи евро.

В заключение целесообразно будет сформулировать следующие выводы:

  • Предоставление льгот осуществляется на основании действующего Таможенного кодекса.
  • Распространение льгот происходит исключительно на товарную продукцию, ввозимую из других стран.
  • Льготы по налогу на добавленную стоимость на товарную продукцию охарактеризованы в Налоговом кодексе.
  • Скидки по таможенным выплатам определяются в соответствии с товарным продуктом стран, имеющих договоренности с Российской Федерацией.
  • За определенные категории товарной продукции пошлины не уплачиваются.

К таможенным на 2019 год относятся льготы, предоставляющие преимущества при импортно-экспортных операциях или транзите товаров, личных средств, вещей. Они заключаются в полном освобождении от выплаты пошлин и не облагаются процентами по НДФЛ.

Законодательное регулирование преференций осуществляется на основании Решения комиссии Таможенного союза № 378 ст. 208-211 ТК РФ иных постановлений.

Виды

Таможенные льготы могут получить как граждане-физлица, так и предприятия-ИП или юрлица.

Существуют общие типы льготирования:

  • тарифные по обязательным платежам;
  • освобождение, уменьшение ставки по налогам;
  • возврат налоговых перечислений;
  • привилегии в сфере регистрации груза;
  • корректировка норм контроля.

Классификация привилегий осуществляется на основании типа импорта – вещей и товаров.

Льготирование этапов оформления и контроля

Скидки на выполнение таможенных выплат на основании ТК, а также международных законодательных актов предоставляются:

  • курьерам-сотрудникам зарубежных посольств и консульств;
  • межправительственным международным обществам, в том числе персоналу;
  • людям, входящим в состав международных делегаций;
  • дипломатам, представителям государственных органов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Льготирование осуществляется только во время транзитных переездов по территории РФ.

Снижение таможенных тарифов

Преимущества и снижение платежей проводятся на основании ФЗ №5001-1 «О таможенном тарифе». Имеют вид освобождения от налога, уменьшения его суммы или квот на товары, которые производятся в зоне свободной торговли с Россией или ТС.

Аналогичные преференции устанавливаются для продукции государств, зависимых от российских льгот.

Полное освобождение от импортно-экспортных выплат

Экспортные выплаты за товары и продукцию на практике используются редко, поэтому льготы устанавливаются только при уплате импортных пошлин.

Привилегии в виде полного освобождения предусмотрены при ввозе продукции из развивающихся стран, а также частные лица в случае ввоза машины-предмета международных перевозок или ГСМ для нее.

От уплаты пошлины освобождены следующие группы товаров:

  • морская продукция при условии ее добычи гражданами РФ;
  • личные принадлежности зарубежных визитеров;
  • валюта иностранных государств и российские рубли на сумму до 10 тыс. евро;
  • гуманитарные и транзитные продукты;
  • средства, необходимые для реализации социально-экономической программы;
  • пожарное и техническое оборудование.

Уплате пошлины также не подлежит импортная продукция, указанная в контракте лизинга.

Нюансы оплаты таможенной пошлины

Таможенным сбором является оплата за определенные операции. Декларант выплачивает налоги за багаж, транспорт или наследство при обозначении статуса имущества.

Если границу пересекает юрлицо, оно обязуется предоставить учредительные документы, в которых указывается долевое значение данных товаров в объеме общей собственности.

На основании ст. 150 НК РФ налог на добавленную стоимость льготируется, если соблюдены временные рамки ввоза.

Льгота по таможенной НДС предусмотрена только для:

  • технического оборудования, а также деталей, являющихся взносом в капитал юридических лиц;
  • медицинскую технику, ввозимую в комплектности, установленной Росздравнадзором;
  • книг, медикаментов, лечебных предметов, продовольственных и детских товаров в размере 10 %.

Общегосударственные платежи по акцизам осуществляются для импортных объектов потребления.

Преференция в размере 100 % скидки применяется в отношении:

  • гуманитарного груза;
  • предметов, от которых декларант отказался;
  • оборудования в полной комплектации;
  • личных вещей зарубежных дипломатов.

Не оплачиваются налоги на предметы стоимостью 100 евро, пересчитанной на рубли.

Кому положены

Таможенные льготы распространяются на руководителей дипломатических миссий, персонала и членов семьи дипломата, подданных зарубежных стран, делегатов, курьеров посольств и консульств, международных организаций.

При пересечении границы процедура досмотра багажа отменена для членов Госдумы, Совета Федераций, судьей во время выполнения служебных обязанностей, президента РФ и его семьи.

Какие льготы могут получить участники Таможенного Союза

Объединение нескольких государств в единую зону экономического взаимодействия, с открытыми границами для получения рабочей силы, услуг, ресурсов без оплаты пошлин является Таможенным Союзом. Российская Федерация, Беларусь и Казахстан образуют данную экономическую зону.

Льготирование импорта и экспорта осуществляется на основании п. 2 ст. 35 ФЗ №5001-1. Тип преференций зависит от государства, занимающегося ввозом товаров и продукции.

Решением Комиссии ТС № 130 установлено:

  • уменьшение налога на 75 % для развивающихся государств;
  • нулевая ставка для малоразвитых стран.

Тарифные временные льготы на импорт регулируются Решениями Комиссии ТС № 331 и № 375, особые условия ввоза – Решение № 329. Операция свободного склада подразумевает применение продукции или товаров без оплаты налога таможенникам.

Специфика платежей участников ОЭЗ

Особые промышленно-производственные, техников-внедренческие, туристическо-рекреационные и портовые экономические зоны созданы на территории РФ. Задачей образованй является инвестирование экономической деятельности за счет льгот по налогам, таможенным платежам, аренде.

В перечень ОЭЗ не входят Калининградская и Магаданская области, поскольку у них нет определенного направления деятельности.

Привилегии для резидентов особых экономических зон установлены ФЗ № 116. В ч. 3 ст. 37 закона указано, что в свободном режиме областей находятся:

  • предметы ввоза из иностранных государств на территорию РФ;
  • продукция, которая импортируется в ОЭЗ с остальной российской территории;
  • товары-собственность зоны промышленного, производственного или технического направления, купленные у нерезидентов;
  • транспорт, ввезенный в портовую зону для техобслуживания, модернизации, капремонта.

Особый таможенный режим не действует относительно транспорта международного транспортного импорта-экспорта, товаров российского производства, которые размещаются представителями госорганов, администрации-нерезидентов зоны.

На основании ч.3.1 ст. 37 запрет накладывается на некоторую зарубежную продукцию. Если зарубежный товар помещен под свободный таможенный режим, по нему полностью уплачивается акциз, но не уплачивается пошлина и НДС.

Как воспользоваться

Преференции в 2019 году предоставляются только по факту транспортировки груза, поездки человека на территорию РФ.

Воспользоваться привилегиями можно следующим образом:

  • официальная корреспонденция вскрывается только представителем государства-отправителя. В иных случаях почту не вскрывают и не досматривают;
  • папки и кейсы консулов с документацией не осматривают;
  • льготные группы граждан и представители международных организаций не проходят процедуру личного досмотра.

Процедура льготирования реализуется только в случае импорта зарубежной продукции или товаров.

Необходимые документы

Перечень бумаг, которые могут затребовать при ввозе, зависит от объекта декларирования или человека, претендующего на особые условия:

  • если на территорию РФ импортируется наследство, нужны документы о законности его получения;
  • переселенцы, которые завозят имущество и личные вещи, подтверждают дату их покупки и стоимость;
  • Уставный капитал предприятия разрешено ввозить при наличии учредительный бумаг юрлица;
  • для товаров, освобожденных от уплаты акцизов, требуется таможенная декларация;
  • таможенники могут запросить свидетельства производителя, бумаги о сертификации товаров;
  • физическое лицо предъявляет документы, подтверждающие статус беженца, дипломата, делегата или переселенца.

Если военная техника, корабли, суда перемещаются собственным ходом, они не досматриваются даже при наличии технических документов.

Государства, являющиеся участниками внешнеэкономической деятельности, и определенные группы людей могут получить таможенные льготы. Они распространяются на продукцию, оборудования и личные вещи только при условии соблюдения режимов и законодательных постановлений РФ.

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), является льготой, которая представляет значительный интерес для российских производственных компаний. Но чтобы воспользоваться ею на практике, претендент на данное освобождение должен быть осведомлен относительно основных принципов и правил его получения. Кроме того, в последующем использовании ввезенного оборудования есть некоторые моменты, о которых нужно иметь четкое представление и учитывать их заранее.

Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 г. № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований:

  • ввозимые товары не являются подакцизными;
  • ввозимые товары относятся к основным производственным фондам;
  • товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

Кроме того, применение данной льготы возможно только в случае, если:

  • поставка осуществляется иностранным инвестором, являющимся собственником товаров,
  • либо поставка происходит по договору (контракту) иностранного инвестора, который вносит его в уставный капитал российской организации - получателя товаров. В этом случае иностранный инвестор выступает в качестве покупателя иностранного оборудования.

Льгота по уплате НДС

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Важно отметить, что эта льгота предоставляется в случае внесения технологического оборудования в уставной капитал как иностранным, так и российским юридическим лицом.

В действующем российском законодательстве о налогах и сборах понятие «технологическое оборудование» отсутствует. Поэтому претендентам на данную льготу следует исходить из того, что таможенные органы принимают решения о предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимого оборудования, руководствуясь тем Перечнем оборудования, которое отнесено к технологическому 1 обновленным Приказом ФТС России от 29.12.2006 № 1384.

Отсутствие четкого понятия в законодательстве создает определенные сложности. Известны попытки сформулировать определение «технологическое оборудование». Например, в судебном Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2004 N А56-10865/04 технологическое оборудование представляется как совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, используемых для обработки или переработки материалов определенной отрасли производства.

Что же касается оборудования, не включенного в данный перечень, но которое может быть отнесено к технологическому, освобождение от НДС предоставляется таможенными органами на основании соответствующих подтверждений ФТС России об отнесении ввозимого оборудования к технологическому.

Таким образом, к этому разряду может быть отнесено большинство видов оборудования, которое предназначено для производственных целей и классифицировано в ТН ВЭД в следующих группах:

  • группа 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части»;
  • группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности»;
  • группа 86 «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части»;
  • группа 90 «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические, их части и принадлежности».

Подтверждения ФТС России по конкретным запросам получателей товаров могут быть даны на основании представленной ими информации о виде оборудования, его роли в технологии производства товаров или средств производства, а так же других сведений об оборудовании. Кроме того, указанные подтверждения ФТС России, срок действия которых не ограничен, могут быть даны на основании заключений Минпромэнерго России (Федерального агентства по промышленности) о возможности использования ввозимого оборудования как технологического.

Известны также примеры, когда признание оборудования технологическим осуществлялось в ходе рассмотрения конфликта организации и таможенного органа (например, Постановления ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05 по делу N А40-12709/05-119-134, ФАС Уральского округа от 14.12.2004 N Ф09-5283/04-АК и др.)

Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей

Декларант, претендующий на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, при таможенном оформлении товаров, согласно ст. 131 ТК РФ, должен заявить в таможенной декларации статус ввозимых товаров как вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Кроме того, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения и условия.

Важно подчеркнуть, что одним из условий предоставления указанных льгот и подтверждением статуса товаров является соответствие фактических обстоятельств ввоза этих товаров сведениям, содержащимся в учредительных и иных документах, оформляемых в связи с созданием организации и увеличением ее уставного (складочного) капитала. По существу, именно такие документы, отвечающие требованиям законодательства о хозяйственных обществах 2 , позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.

Поэтому документы, представляемые таможенным органам, должны отвечать еще двум важным требованиям. Во-первых, в них должны быть определены порядок, размеры, состав и сроки внесения учредителями (участниками, акционерами) вкладов (оплаты долей, акций, паевых взносов). Во-вторых, должно быть установлено, что вклад осуществляется в имущественной форме.

Весьма непростым является и вопрос о времени ввоза оборудования относительно даты принятия решения об увеличении уставного капитала и даты регистрации увеличения уставного капитала. Существует определенная арбитражная практика по вопросу о том, как должны соотноситься эти даты. В этих случаях суды весьма внимательно изучают формулировки документов (решений, протоколов), определяющих условия увеличения уставного капитала 3 .

Что же касается позиции по данному вопросу таможенных органов, то она выражена в Письме ФТС России от 04.10.2006 N 01-06/34547. В этом письме разъяснены условия для получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью. Они сводятся к следующему: и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы ООО (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения «неденежных» вкладов в течение установленного учредительными документами срока.

В случае, когда в представляемых документах указывается, что уставный капитал увеличен, то это квалифицируется таможенными органами как завершенное формирование (изменение) уставного капитала, а ввозимое участником (акционером, учредителем) имущество - как обычный импорт, в отношении которого освобождение от таможенных платежей неприменимо.

С каким таможенным органом контактировать претенденту на освобождение

Освобождение от таможенных платежей предоставляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 1 статьи 125 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусматривает возможность подачи таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Несмотря на то, что ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы, ограничений по местам их таможенного оформления не введено.

В то же время, товары, оформленные на таможне в качестве вклада в уставной капитал с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 151 ТК РФ, подлежат условному выпуску и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Контроль над соблюдением этих условий, в том числе и за целевым характером использования товаров, осуществляет таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товаров. В целях повышения эффективности таможенного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) обязывает производить такой контроль вне зависимости от того, в каком таможенном органе произведено таможенное оформление товаров.

В связи с этим, на практике для участников ВЭД более рациональным является взаимодействие с одним таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров, чем с несколькими таможенными органами, в которых законодательством разрешено проведение таможенного оформления товаров.

Распоряжение ввезенным оборудованием и льгота по таможенным платежам

Предположим, что все сложности с получением льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал успешно преодолены. Однако при изменении условий хозяйствования или планов стратегического развития у организации вновь могут возникнуть сложности и вопросы с дальнейшим использованием имущества. Как правило, потенциальные проблемы обусловлены как раз тем фактором, что ввезенное и оформленное как вклад в уставный капитал имущество согласно ст. 151 ТК РФ считается условно выпущенным и потому имеет статус иностранного товара.

Согласно ст. 319 ТК РФ, если в отношении товаров предоставлено условное освобождение от уплаты пошлин и налогов, они не уплачиваются в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Соответственно, несоблюдение условий выпуска этих товаров, то есть, нарушение ограничений по пользованию и распоряжению ими обусловливает обязанность организации уплатить не только таможенные платежи (ст. 320 ТК РФ), но так же и пени в связи с фактически выявившейся просрочкой их уплаты в бюджет (ст. 349 ТК РФ). Сроки уплаты таможенных пошлин (налогов) для целей исчисления пеней в соответствии с п. 4 ст. 329 ТК РФ отсчитываются от первого дня, когда были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин (налогов) будет считаться день принятия таможенным органом таможенной декларации на эти товары.

Финансовые потери организации пенями не исчерпаются. Статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение условий выпуска товаров предусмотрены весьма серьезные санкции. Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, влечет наложение административного штрафа в размере от 1/3 до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой.

Упомянутые ограничения в использовании товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, состоят в том, что это имущество не может быть реализовано на территории Российской Федерации без уплаты таможенных платежей, освобождение от которых было предоставлено при их ввозе. В случае реализации таких товаров возникает бесспорная обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов. Другими словами, условие выпуска данных товаров считается не нарушенным лишь до тех пор, пока они стоят на балансе организации, в уставный капитал которой были внесены в качестве основных средств. Последнее связано с квалификацией ввезенного имущества как технологического оборудования, что является одним из условий предоставления освобождения.

При этом не имеет значения, при каких обстоятельствах организация рассталась с оборудованием, при ввозе которого были предоставлены льготы. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2005 N А44-4842/04-С3 было отмечено, что даже в случае утраты имущества в результате неправомерных действий третьих лиц следует констатировать изменение целевого назначения, влекущее обязанность «бывшего собственника» доплатить НДС. Если реализация такого имущества происходит при банкротстве организации, то даже такие чрезвычайные обстоятельства также не считаются судами (и тем более - таможенными органами) достаточным основанием для неуплаты «таможенного» НДС, льгота по которому была предоставлена при его ввозе в качестве вклада в уставный капитал. Примером такого негативного для организации подхода может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2005 N А11-14346/2004-К2-22/12106/21.

С другой стороны заметим, что если оборудование находится на балансе организации-получателя вклада в уставной капитал, но временно не участвует в производственном процессе, то согласно действующему таможенному законодательству это не свидетельствует о нецелевом его использовании. Отсутствует также запрет на установление обременений данного имущества, например, путем его передачи в залог. Однако это не помешает судам в аналогичных случаях принимать решения не в пользу организаций (например, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2003 N А29-5235/02А и 14.02.2005 N А29-5245/2004а). Таким образом, для организации риск предъявления к ней требований об уплате таможенных платежей в этом случае все-таки существует.

Строго говоря, нет оснований для предъявления претензий таможенными органами и к организации-собственнику ввезенного оборудования как в связи с нарушением условий ввоза, так и в случае, когда оборудование сдается в аренду или предоставляется в безвозмездное пользование другой организации. Ведь в таких обстоятельствах формально не нарушаются ограничения по пользованию и распоряжению ввезенным технологическим оборудованием: смены собственника не происходит, и оборудование продолжает использоваться в технологическом процессе, для которого оно было изначально предназначено.

В то же время, есть риск того, что таможенные органы все же могут предъявить претензии, усмотрев изменение статуса оборудования в связи с прекращением его использования организацией - получателем в собственном производстве. Они склонны считать нарушением любое использование товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми была предоставлена льгота (см. распоряжение ГТК РФ от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" в ред. от 25.12.2006). Основываясь на нормах таможенного законодательства, организация имеет определенные шансы отстоять свою позицию в судебном споре. Но говорить о том, что суды по данному вопросу являются защитниками интересов налогоплательщика, пока нельзя.

Не менее серьезные проблемы ожидают организацию, если оборудование, полученное в качестве вклада в уставный капитал с освобождением от таможенных платежей, потребуется списать в связи с его моральным устареванием или физическим износом. Обычный порядок ликвидации такого имущества (демонтаж своими силами или с привлечением подрядчика, оприходование материалов и утилизация отходов) в данном случае также может повлечь за собой обязанность уплатить таможенные платежи. Единственный вариант избежать этого - изменить таможенный режим на «отказ в пользу государства». Заметим, что даже в случае заявления по такому оборудованию таможенного режима «уничтожение», организация будет обязана осуществить таможенное оформление продуктов переработки (ликвидации оборудования) с уплатой соответствующих таможенных платежей в режиме импорта.

А вот возврат оборудования учредителю (в том числе, с последующим получением взамен вклада в уставный капитал денежными средствами) либо его реализация зарубежному покупателю является достаточно безболезненным решением с точки зрения обязательств организации по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный режим необходимо изменить на режим «реэкспорта», что позволит не уплачивать НДС и таможенные пошлины, освобождение от которых было ранее получено. Заплатить придется только за таможенное оформление. Но зато мероприятия, которые необходимо предпринять организации в связи с изменением порядка осуществления участником вклада в уставный капитал, вряд ли можно назвать легкими и необременительными. В первом из рассматриваемых случаев - вывоза оборудования обратно за рубеж - нужно будет внести многочисленные изменения в учредительные документы.

Лишь получение разрешения таможенного органа на использование указанных товаров «в иных целях» с уплатой таможенных пошлин и налогов не влечет начисления пени и не рассматривается как совершение административного правонарушения.

1 Данный перечень приведен в приложении к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утверждена приказом ГТК России от 07.02.2001 г. № 131)
2 Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
3 Например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 и 25 сентября 2006, Дело N 09АП-11743/06-АК, № 09АП-12616/06-АК, от 19 и 26 июня 2006 г. Дело N 09АП-6224/06-АК, Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05

Таможенные льготы могут применять как физические, так и юридические лица, экспортирующие или импортирующие личные вещи и товары. Порядок оформления льгот, а также их объем, определяются, исходя из положений действующего российского законодательства и Венской конвенции. Итак, давайте выясним, какие в данный момент установлены льготы таможенные платежи.

Что представляет собой таможенная льгота

Понятие “таможенная льгота” подразумевает привилегию для гражданина или организации при вывозе или ввозе багажа и товаров через границу или при транзите вещей в форме освобождения от уплаты таможенных пошлин. Сэкономленная сумма средств не подлежит налогообложению по НДФЛ. Кроме того, под таможенной льготой может пониматься упрощенный порядок перевозки за рубеж или в Россию товаров и багажа.

Таможенные льготы относятся к тарифным. В рамках льготного провоза вещей, каких-либо преференций в отношении досмотра транспортируемых предметов или пропуска товара в Россию не предусмотрено.

Какие бывают льготы таможенные платежи

По форме использования различают следующие категории льгот в отношении уплаты таможенных платежей:

  • тарифные привилегии;
  • послабления при осуществлении контроля сотрудниками таможни;
  • применяемые при оформлении багажа, товаров и прочих транспортируемых предметов.

Льготы могут быть выражены в разрешении вообще не уплачивать таможенные пошлины, в уменьшении ставки или в возмещении расходов на внесение таможенных платежей, что были в полном объеме уплачены ранее.

Скидка в размере 100% при уплате пошлин предоставляется производителям продукции, чье производство расположено и зарегистрировано на территории стран СНГ. Страна, в которой была произведена продукция, указывается в декларации и сертификате на ввозимый в Россию товар.

Льготы таможенные платежи при ввозе и вывозе вещей

Здесь речь идет о тарифных преимуществах – освобождении от уплаты сбора, снижении суммы платежей, утверждении квоты на следующие категории ввозимых предметов:

  • товаров, которые были произведены на территории государств, входящих вместе с Российской Федерацией в свободную зону торговли или таможенный союз;
  • товаров, изготовленные в пределах стран, применяющих систему привилегий РФ.

Льготы по уплате ввозной/вывозной таможенных пошлин

Пошлина за экспорт/импорт товаров взимается при оформлении на таможне. Экспортный налог уплачивается при переезде через границу, однако, применяется не часто. В основном взимаются импортные сборы. На 100% освобождены от их уплаты развивающиеся страны. Освобождение от пошлин действует и в отношении вещей, отвечающих определенным требованиям по поводу их целевого назначения или страны расположения производства.

Не уплачивается пошлина и за ввоз транспортного средства, участвующего в международной перевозке, а также технического снабжения, ГСМ, снаряжения для этого транспорта. Если перечисленные предметы вывозятся за рубеж для обслуживания отечественного автомобиля в другой стране, пошлина также не уплачивается. Кроме того, пошлина на границе не будет уплачиваться в отношении:

  • товаров, привезенных в Россию по договору лизинга;
  • пожарно-технических изделий;
  • материалов и оборудования для реализации социально-экономических программ;
  • продукция, относящаяся к транзитной;
  • предметы, ввозимые в качестве гуманитарной помощи;
  • национальная и иностранная валюта;
  • личный багаж представителей иностранных государств;
  • продукция морского промысла, которая добывалась гражданами РФ.

Льготы таможенные платежи при таможенном оформлении и таможенном контроле

Льготами (освобождением от пошлин, скидками и компенсациями) могут воспользоваться:

  • граждане иностранных государств;
  • представители и члены делегаций;
  • курьеры посольств и консульств зарубежного государства;
  • должностные лица консульств, члены дип персонала, гос. представители, осуществляющие транзит через территорию России.

На льготы претендовать не получится, если перевозчиком не соблюдаются правила транспортировки продукции и товаров в Россию. Льготы, действующие при осуществлении контроля и оформления перевозимого имущества, распространяются на транспортные средства и товары, собственниками которых являются представительства и международные организации, а также должностным лицам и персоналу, отдельным зарубежным компаниям и их родственникам. Льготы выражаются в следующем:

  • представители международных организаций и упомянутые выше лица не подвергаются личному досмотру при въезде в Россию;
  • не проверяется сотрудниками таможни консульская вализа с документами;
  • не проходит досмотр и не вскрывается официальная почта.

Официальная почта и вализа, тем не менее, могут быть вскрыты, если сотрудники таможенной службы заподозрили, что внутри запакованы не только бумаги и товары. Но для вскрытия нужны веские основания, и заниматься вскрытием сотрудники таможни не уполномочены – будут привлечены декларанты, уполномоченные лица государства.

Если речь идет об оформлении ввезенных в Россию предметов, социальные льготы распространяются только на ввезенные товары с зарубежных стран.

Прочие льготы таможенные платежи (акцизы, таможенные сборы, НДС)

Акциз – это налог, взимаемый по всей стране с предметов потребления, привезенных из заграничных стран. Освобождение от уплаты акцизов действует на:

  • вещи, стоимость которых меньше 100 евро, если переводить в рубли;
  • багаж представителей-дипломатов иностранных государств;
  • комплектные объекты (не приспособления/запчасти);
  • предметы, переданные России после отказа от них декларанта;
  • гуманитарная помощь.

Чтобы не уплачивать НДС, необходимо соблюдать сроки перевозки товаров. Освобождение действует в отношении:

  • продуктов питания и детских товаров (НДС 10%);
  • медицинских приборов и лекарств (НДС 10%);
  • научной и учебной литературы (НДС 10%);
  • на медицинское оборудование, комплектность которой отвечает требованиям удостоверения Росздравнадзора;
  • на техническое оборудование, запчасти и комплектующие, ввозимые в качестве вклада в уставной капитал организаций.

Таможенный сбор – плата за проведение манипуляций сотрудниками таможенной службы. Уплачивается сбор за провоз личного багажа, транспортных средств, наследия. Освободиться от платежа можно лишь в том случае, если имеются документы, свидетельствующие о том, что ввозимое имущество является вкладом в уставный капитал организации – это может быть учредительный договор с обозначенными правилами внесения доли в форме ввозимых товаров или предметов.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Участник государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Россию не желает уплачивать таможенную пошлину при перевозке личного имущества стоимостью более 5000 евро при переводе в национальную валюту РФ.

Похожие статьи