Урок – практикум «Различение наречий и имён прилагательных. Урок – практикум «Различение наречий и имён прилагательных Используемые ресурсы, цель

4 класс. Система Л.В. Занкова.

Урок русского языка.

Учебник: Полякова А.В.

Тема урока: «Образование наречий».

Цели урока:

1.Совершенствовать умение образовывать наречия от других частей речи;

различать наречия, образованные от имен существительных и прилагательных;

2. Развивать орфографическую зоркость; совершенствовать и пополнять словарный запас;

3. Развивать речь, память, логическое и творческое мышление;

4.Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Тип урока: обобщающий урок.

Оборудование урока:

1.Мультимедийный проектор.

2.Карточки с заданием.

Ход урока.

I .Мобилизующее начало урока.

Запись числа, классной работы.

II .Чистописание.

Письмо букв о, е.

-Назовите буквы, которые написаны на доске, назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Запись на доске: Берись дружно, не будет грузно. (Слайд 4)

-Что записано на доске? (Предложение)

-Какое это предложение? (Повествовательное, невосклицательное)

-Обычное ли это предложение? (Пословица)

-Объясните смысл этой пословицы .

Запишите пословицу, подчеркните орфограммы.

III . Словарная работа. (Отгадать загадки, загадки появляются на экране) слайд 5 – 7.

Днем спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди – вилы,

Сзади метла. (Корова)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)

-Выпишите наречия. От каких частей речи они образовались? Докажите.

IV .Работа над обобщением знаний об образовании наречий.

1.Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Определение задач урока. (Участвуют дети)

2.Теоретическая беседа.

Какие морфологические признаки имеют наречия?

Какие части речи поясняют наречия?

На какие вопросы отвечают наречия?

3.- Посмотрите на экран, какая часть речи записана? Выделите основу. (Слайд 8).

Морозный – морозн. ê ô

Чудесный – чудесн.

Искренний – искренн.

Певучий – певуч.

А что за буквы с условным знаком? Какая часть слова так обозначается? Припишите данную часть слова к основе прилагательного.

- Какую часть речи мы образовали? Докажите.

- Какая часть прилагательного сохраняется при образовании наречий? Что добавили к основе?

Основа прилагательного + о е =наречие.(Слайд 9)

V .Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайчик ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Сели тихо – тихо в класс,

Там послушаем рассказ.

VI .Продолжение работы по теме урока.

1.-Образуйте наречия от имен существительных: (Слайд 10)

день (когда?) …

круг (как?)…

ночь (когда?)…

2.Учитель читает словосочетания прилагательное+существительное.

-Преобразуйте эти словосочетания в наречия +глагол. (Слайд 11)

Быстрый бег – (бежать быстро),

Спокойный сон – (спать спокойно),

Яркий свет – (светить ярко),

Медленный танец – (танцевать медленно),

Громкая песня – (петь громко).

Разбор по составу образованных наречий.

VII . Игра «Четвертый лишний». (Слайд 12)

-Найдите в каждой строке лишнее слово, объясните почему оно лишнее.

Едва – едва, чуть – чуть, бок о бок, еле – еле.

Бедно, убого, богато, скудно.

Позади, впереди, вверху, морозно.

Вправо, снова, справа, сначала.

VIII .Повторение материала. (Слайд 13)

Составьте и запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор составленного предложения. (Работа по карточкам в парах).

1-й ряд. первый, ноги, под, снег, похрустывает, мягко.

2-й ряд. мы, по, знакомой, быстро, к, реке, побежали, тропинке

I Х.Рефлексия . ( На экране пословицы, выберите пословицу, характеризующую ваше настроение на уроке и вашу работу). (Слайд 14)

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

    Дело мастера боится.

    Старая песня на новый лад.

    У страха глаза велики.

    Через тернии к звездам.

    Грамоте учиться – всегда пригодится.

    Ах, как я устал от этой суеты.

    Терпение и труд все перетрут.

    Где хотенье – там уменье.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Х. Итог урока .

Что вам понравилось на уроке?

Что бы вы изменили?

Какой вид работы вызвал затруднения?

Литература

1.Волина В. Веселая грамматика. - М.: Знание,1998.

2.Занковские чтения на Белгородчине. Сост.Воронова А.И.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров»,2007.

Дата:
Школа:
Класс: 4
Кабинет:
Время занятия: Выполнила:
Шлыкова Анастасия

Тема: Образование наречий.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с образованием наречий от имен прилагательных с помощью суффиксов о,е; объяснить,что у наречий нет окончаний, в том числе и нулевых.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся умению находить наречия среди других частей речи.
Научатся умению образовывать наречия от имён прилагательных с помощью суффикса.
Научатся умению грамотно писать суффиксы наречий.

Личностные: воспримут материал; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериев.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник (русский язык 4 класс)

Этап занятия (урока)
Методы и приемы.
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(метапредметные результаты)

1.Орг.момент
1мин.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
Здравствуйте ребята.
Меня зовут Анастасия Александровна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

Приветствовать учителя.
Коммуникативные: настрой на урок, знакомство с учителем.

2. Минутка чистописания
Практич;
задание.
Словесн;
слово учителя.

5 мин.
Начнём наш урок с минутки чистописания. Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется, тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: послушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради, в столбик. Если ответите на все вопросы правильно, то у вас получиться слово. Записываем число, классная работа. Пишем каллиграфически правильно.
Итак, приступаем.
1. Звук, парный звуку (з). Запишите букву, которой он обозначается. (с)
2. Проверяемая безударная гласная в корне слова: зима. (и)
3. Запишите в тетрадь, пятую по счёту букву в слове кисель. (л)
4. У существительных ж.р. После шипящих на конце пишется... (ь)
5. В слове тонна удвоенная....(н)
6. Буква, похожая на окружность. (о)
Итак, проверим. На против своих ответов,если правильно ставьте +, если неправильно, то -.
Встаньте, те у кого нет минусов. Молодцы.
Встаньте, те у кого один минус. Где вы совершили ошибку?(ответ1-2 учеников).
Ребята, посмотрите свои ответы и скажите какое слово у вас получилось? (сильно)
Слушать учителя.

Записывать ответы на вопросы в тетрадь.

Проверять свою работу.

3. Актуализация знаний.
Словесн:
ответы на вопросы.
Практичес:
работа с предложением.

2мин.
Ребята, а какая это часть речи?(наречие). А что такое наречие? Докажите, что слово сильно - наречие.
Сейчас, посмотрите на слайд, прочитайте предложение и найдите прилагательное.

Яркий свет озарил глаза.
Итак, кто мне назовет прилагательное в этом предложении. (яркий). Докажите что это прилагательное.
Ребята, сейчас образуйте от слова яркий, наречие.
На какие вопросы отвечает наречие?(Как? Где? Когда? Каким образом?)
Кто мне скажет, что у вас получилось? (ярко). Правильно, молодцы.

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: постановка вопросов.

4. Постановка учебной задачи.
2 мин.
Ребята, сейчас мы с вами от прилагательного образовали наречие.
И как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?(образование наречий).
А как вы думаете, каковы цели на наш сегодняшний урок?
1. Научиться образовывать наречия от прилагательных с помощью суффиксов о,е.
2. Узнать есть ли окончания у наречий.
Определять тему и цели урока.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

5. Открытие нового знания.

Словесн:
слово учителя.

Практичес:
работа с учебником.

Практич:
письменно в тетради.

Словес:
слово учителя.

Практичес:
работа с упр.

15мин.
Итак, открываем учебники на странице 249. Давайте прочитаем первую часть правила.
Итак, многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов -О, - Е.
Сейчас потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -О. Выполним упр. 447 письменно.
Прочитайте задание под буквой а,б. Что нужно сделать в этом упражнении?(от слов образовать наречия с суффиксом о и выделить суффиксы)
Прочитайте данные слова. Скажите, какой частью речи являются эти слова? (прилагательное).
Итак, давайте попробуем образовать от прилагательного медленный, наречие с помощью суффикса -О. Что получается?(медленно).Ребята, посмотрите сколько н в прилагательном медленный?(2). Столько же н мы пишем и в наречии. Записываем и выделяем суффикс. (учитель помогает сделать 1 примера, далее 2-4 у доски, далее самостоятельно). Закончили. Давайте проверим. Давайте, сделаем вывод. Как мы образовывали наречия?
А сейчас, ребята, давайте потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -Е. Выполним упр.448 а,б. Прочитайте задания. Что нужно сделать?(обр. Наречия от прилагат. С помощью суф. -Е. Выделить суф)
какой частью речи являются данные слова?(прилагат.)
Давайте образуем от прилагательного неуклюжий, наречие с помощью суффикса -Е. Что получается?(неуклюже). (учитель помогает разобрать 1 примера, далее 2-4 у доски,далее самостоятельно.) Закончили. Давайте проверим. Сделаем вывод. Как мы образовывали наречия в этом упражнении?
Ребята, давайте сделаем общий вывод. От какой части речи и с помощью чего мы образовывали наречия?
Ребята, сейчас прочитаем вторую часть правила.
Итак, в чем особенность состава слов у наречий?(нет окончания. В том числе и нулевых)
И сейчас, мы с вами это подтвердим Выполним упр.450.
Прочитайте задание. Что нужно сделать?(разобрать слова по составу)
Посмотрите на данные слова. Какой частью речи они являются?(наречиями). Мы прочитал правило и узнали что у наречий не бывает окончаний,в том числе и нулевых,давайте это подтвердим.
Для начала давайте повторим порядок разбора слов по составу.(на слайде)
1. Определить слово как часть речи.
2. Найти окончание (если оно есть). Правильность выделения окончания проверить его изменением.
3. Указать основу слова.
4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
5. выделить приставки и суффиксы(если они есть).
Итак, разберем слово смело.
1. Наречие.
2. опираясь на правило у наречий окончаний нет, в том числе и нулевых, значит у слова смело нет окончания.
3. Основа слова- смело.
4. Корень: смело, смелый, смельчак. Значит корень- смел.
5. Суффикс о. (по одному слову у доски, остальные дети в тетради)

Работать по учебнику.

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение письменно в тетрадь.

Отвечать на вопросы.

Работать по учебнику.

Отвечать на вопросы.

Работать у доски.

Работать самостоятельно в тетради.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

Физ.минутка.
1мин.
Видео.

6. Первичное закрепление.

Словесн:
ответы детей.

Давайте устно выполним задание. Нужно подобрать синонимы-наречия на -О.
1.Работает честно, на совесть.(хорошо)
2. Посчитать приблизительно.(примерно)
3. Вести себя осмотрительно. (осторожно)
4. Поступить необдуманно.(глупо)
5. Синоним слова осмотрительно, с опаской.(осторожно)
6. Нарочно, преднамеренно.(специально)
7. Не скрывая, не таясь. (открыто).

Устно выполнять задание.

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

7. Организация первичного контроля.
Словесн: слово учителя.

Практичес:самостоятельная работа.
5-7мин.
Ребята, сейчас самостоятельно выполним упражнение 451 а,б.
Работать будем по вариантам. Вы читаете задание про себя, затем его выполняете. Далее мы с вами проверим. Желаю удачи.
Проверка: наречия 1 вариант. Умно, горячо, дельно, мрачно, зловеще. Назовите суффиксы в этих наречиях
Проверка 2 вариант. Могуче, свежо, зловеще, длинно, тонко, чисто. Назовите суффиксы в этих наречиях.
Работать самостоятельно в тетради по вариантам.

Отвечать на вопросы.
Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

Д/З
1 мин.
Учебник стр. 251. Упражнение 454 а,б.
Записывать д/з

Рефлексия.
2 мин.
Ребята, у вас на партах лежат карточки. Выберите вариант ответа, который подходит именно вам.
Выбирать свой вариант ответа.
Рефлексия способ и условий действия контроль и оценка результатов деятельности.

8.Итоги урока.
Словесн:ответы детей.
2 мин.
-От каких частей речи образуются наречия?
- При помощи какой морфемы образуются наречия?
- Какая морфема отсутствует в наречиях?
Ребята, вам понравился урок?
Урок окончен! До свидания!
Отвечать на вопросы.
Обобщать. Подводить итоги. Отвечать, наблюдать, сравнивать,делать выводы.

Заголовок 1Заголовок 315

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.

Вернёмся к нашим однокоренным словам. Запишите их в тетрадь. (дети записывают).

- Раз тема нашего урока «Образование наречий от имён прилагательных», давайте разберем эти слова по составу; сначала разберем слово – весёлый - (дети разбираю в тетради, учитель на доске, один из учеников комментирует ), а потом – весело - .

Какую часть слова от прилагательного мы взяли при образовании наречия? (основу)

- А какая часть слова нам не потребовалась от прилагательного? (окончание).

- Тогда какой вывод можно сделать об образовании наречия? (Наречие можно образовать от имени прилагательного с помощью суффикса – о- .

- Отлично. Как называется такой способ образования? (суффиксальный).

- Правильно.

Поупражняемся в образовании наречий от прилагательных.

Предлагаю вам несколько прилагательных: 1) прочитайте их.

2) Запишите их в тетрадь так же, как у меня (друг под другом).

Образуйте от этих прилагательных наречия (первую группу вместе, с комментированием).

Чтобы образовать наречие, какую часть слова мы должны взять от имени прилагательного? (основу)

- Что добавляем? (суффикс – о-). То же самое выполняем в остальных наречиях.

Молодцы. А теперь запишите антонимы к образованным наречиям, самостоятельно. (дети записывают)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (взаимопроверка )

Прочитайте, что у вас получилось?

Как написали слово «медленно», какая орфограмма вам еще встретилась? (удвоенная согласная –н-).

Почему? (наречие -медленно- образовано от имени прилагательного –медленный-, в котором пишется удвоенная согласная –н-, т.к. при образовании наречий от прилагательных мы берем основу, значит удвоенные согласные сохраняются).

Правильно, молодцы.

Поднимите руку, чей сосед правильно выполнил работу? Хорошо.

А давайте посмотрим еще одно прилагательное:

Что оно обозначает, как вы думаете? (ответы детей)

Как мы проверим наше предположение? (посмотрим в словаре)

- Давайте найдем это слово в словаре и прочитаем. (попросить одного из ребят найти и прочитать объяснение слова «излишний»).

- Наше мнение оказалось верным? (да)

- Образуйте от этого прилагательного наречие.

- Посмотрите, работает ли наш способ, который мы открыли, действительно ли наречие образуется от имени прилагательного с помощью суффикса –о-?

Что у вас получилось? (Суффикс – о- не подошел, так как так не говорят «излишно».

Какой суффикс подойдет? (суффикс – е-)

- Какое слово получилось? («излишне »)

Значит с помощью какого суффикса образовалось данное слово? (суффикса – е-)

Тогда какой вывод мы можем сделать? (Наречия могут образовываться от имен прилагательных с помощью суффиксов –о- и –е-).

- Какую задачу нам нужно решить? (ответы детей).

- Отлично, теперь нам нужно понять, в каких случаях при образовании наречий от имен прилагательных пишется суффикс – о, а в каких –е-?

Прочитайте еще раз наречия с суффиксом –о- и наречия с суффиксом –е-. Как вы думаете, на что нужно обратить внимание в этих наречиях? (ответы детей )

Предлагаю вам обратить внимание на согласный, стоящий перед суффиксом, что заметили? (если согласный, стоящий пред суффиксом твёрдый, то в наречии пишется суффикс –о-, а если согласный, стоящий перед суффиксом мягкий, то в наречии пишем – е-.)

Правильно, вы очень внимательные, составим схему-подсказку:

Подчеркнем твердый и мягкий согласный в наших наречиях. (дети выполняют)

А сейчас рассмотрим следующую группу имен прилагательных:

Попробуйте образовать наречия от этих прилагательных нашим способом.

От имени прилагательного «СВЕЖИЙ» берем основу «СВЕЖ» и добавляем суффикс –о-, т.к. перед ним согласный твердый, получилось слово «СВЕЖО».

От прилагательного «НЕУКЛЮЖИЙ» берем основе «НЕУКЛЮЖ», согласный перед суффиксом твердый, значит нужно писать суффикс «О», но слова «НЕУКЛЮЖО» нет, значит нам нужен другой суффикс «Е».

Почему после твердого согласного не пишется суффикс «О» в данном слове?

Давайте посмотрим следующие слова.

От прилагательного «Жгучий» берем основу «жгуч» и добавляем суффикс «Е», т.к. перед ним стоит мягкий согласный «Ч», получилось наречие «ЖГУЧЕ».

Берем от слова «ГОРЯЧИЙ» основу «ГОРЯЧ» и т.к. перед суффиксом мягкий согл., нужно писать суффикс «Е», но слова «ГОРЯЧЕ», нет в русском языке, значит нужен другой суффикс «О».

Почему так происходит? Почему в нашем случае после твердого согласного мы писали суффикс «е», а после мягкого согласного суффикс «о»? (потому что перед суффиксом стоит буква, обозначающая шипящий звук).

- Таким образом, мы увидели, что способ образования по твердости-мягкости согласного, стоящего перед суффиксами «О», «Е» не подходит. Давайте подумаем, а отчего зависит выбор буквы «О» и «Е» после шипящих в суффиксах наречий?

Давайте вспомним и обратимся к учебнику на стр. 123 упр. 464. (устно выполняется работа по учебнику: что за слова записаны в первой группе, второй, третьей? Расставьте ударение в словах первой (второй, третьей) группы, сделайте вывод.

- Значит, что нужно сделать в наших наречиях, чтобы правильно выбрать букву «О» или «Е» для написания суффикса? (поставить ударение).

- П оставим ударение, подчеркнем орфограмму в суффиксе.

Какой вывод теперь мы можем сделать?

(Под ударением после шипящего согласного пишется суффикс «О», без ударения «Е»).

- Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике )

На какой странице, кто нашел? (стр. 124 )

Прочитаем вывод. (один ученик читает ).

Подтвердился наш вывод? (да )

Устали? Отдохнем. Вышли все из-за парт.

Республиканский конкурс «Планета открытий»

Закиева Татьяна Миншарифовна

Номинация

Урок с использованием информационных технологий.

Русский язык 4 класс

Тема: Образование наречий, их роль в предложении.

    Введение. 3 – 4

    Основная часть. Конспект урока. 5 – 14

    Заключение. 15

    Список использованных источников 16

    Приложение. 17

1. Введение.

Программа : Л.В.Занкова

Урок – практикум, русский язык 4 класс.

Актуальность и новизна урока связана с использованием современных образовательных ресурсов (интерактивные задания развивающей программы по русскому языку «Академия младшего школьника», быстрый ответ программы E -learning class v.6.0), активных методов (деятельностный) и форм обучения, что, несомненно, делает урок современным, отвечающим всем требованиям ФГОС, направленным на развитие личности учащихся. Впервые за много лет, с появлением мобильного класса, уроки в начальной школе поистине удивляют, интригуют, поражают, заинтересовывают каждого ребёнка в получении знаний, практических умений, раскрытии своего потенциала. Возрастные особенности младших школьников позволяют активно использовать современную цифровую среду в образовательном процессе, поскольку дети умеют выполнять инструкции, действовать по алгоритму, контролировать и анализировать свои действия. У четвероклассников возрастает познавательный интерес, исчезает усталость, скука на уроках, а всё новое вызывает у них желание действовать, играть и вернуться к этому занятию вновь, следовательно, созданные условия дают возможность каждому ребёнку развиваться по своей собственной траектории. Уроки, построенные с использованием мобильного компьютерного класса, повышают уровень восприятия и мышления учащихся, настолько глубоко и многогранно освещают изучаемую тему, что она непроизвольно откладывается в подсознании детей и у малышей не возникает пробелов в знаниях и практических умениях. Именно на таких уроках сочетается теория и практика обучения. Таким образом, использование Классмейт ПК помогает детям усвоить материал учебной программы, решить задачу повышения качества образования в начальной школе.

Тема урока: Образование наречий, их роль в предложении.

Цель: Открытие совместно с учащимися одного способа образования наречий от имён прилагательных и определение их роли в речи.

Задачи: 1.Образовательная. Формировать умение применять теоретические знания в практической, новой ситуации.

2. Развивающая. Развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

3. Воспитательная. Воспитывать умение учащихся работать в паре, группе для формирования коммуникативной культуры; работать на нетбуке Raybook с интерактивными заданиями (тест, орфографический экзамен), быстрым ответом для осуществления самоконтроля и объективной самооценки. Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, умение замечать красоту природы.

4. Здоровьесберегающая. Формирование навыка здорового образа жизни через проведение гимнастики для глаз с целью предупреждения утомляемости, снятия усталости с глаз, сохранения зрения во время работы на уроке.

Оборудование. Презентация, ноутбук учителя, нетбуки Raybook для учащихся, экран, мультимедиапроектор, интерактивная приставка, карточки для групп, учебник русский язык А.В. Полякова (2 часть).

Продолжительность урока 45 минут.

Ожидаемый результат. Предметные – к концу урока дети должны научиться образовывать наречия от имён прилагательных суффиксальным способом. За данный вид работы ставится отметка компьютерной программой « Академия младшего школьника» при выполнении орфографического экзамена. Метапредметные – задавать вопросы от глагола к наречиям, определяя их роль в стихотворении (проверяется фронтально, каждая группа афиширует свою работу перед классом). Самостоятельно составлять по картине предложения с наречиями с целью передачи состояния, настроения, образа зимней природы (дети зачитывают сочинения в классе, учитель на следующем уроке анализирует творческие работы). Личностные – объективно оценивать свои знания, мотивировать себя к творческому труду, осознание личностного смысла учения, социализации в обществе сверстников.

Данный урок я провела на школьном уровне для учителей лицея в рамках мероприятия «День мастерства» по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в обучении».

2. Основная часть.

Содержание урока, деятельность

учителя и учащихся.

Используемые ресурсы, цель.

1. Актуализация опорных знаний

1) Распознавание наречий.

Мы продолжаем изучать тему «Наречие».

Что такое наречие? (Наречие - это неизменяемая часть речи ).

Распознайте наречия из ряда слов.

Учитель включает программу E - learning class . Дети работают индивидуально на нетбуках. Они выбирают из предложенных слов наречия и отправляют ответ учителю. На экране появляется результат ответов всего класса в виде графика.

- Итог. Молодцы, все распознали наречия.

2) Повторение теории.

Что ещё вы знаете об этой части речи?

1. На какие вопросы отвечает?

2. С какой речью связано?

3. Каким членом предложения является?

Что обозначает наречие?

Дети . Наречие обозначает образ, место, время действия, степень качества .

3) Тест.

В старших классах вы будете сдавать ЕГЭ по русскому языку, вам необходимы будут знания теоретического материала. Проверьте и оцените свои знания теории, выполнив тест по теме «Наречие». (Дети индивидуально выполняют тест в программе «Академия младшего школьника», отвечая на вопросы по теме урока). Гимнастика для глаз.

Дети : я оцениваю себя на «5», т.к. я не допустил ни одной ошибки; А я поставлю себе «4», потому что допустила 1 ошибку, мне необходимо повторить правило.

Итог. Вы показали свои знания, поэтому мы сможем продолжить изучать наречия.

Слайд 1. Приложение 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Быстрый ответ программы E - learning class . Приложение 2.

Цель: мобилизировать и мотивировать детей на самоорганизацию труда через реализацию «обратной связи».

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Программа «Академия младшего школьника». Русс. яз. - 32. Наречие. Тест № 19 «Наречие». Приложение 3.

Цель: способствовать осознанию качества и уровня усвоения теории через самоконтроль и самооценку; мотивировать на повышение эффективности учебной деятельности учащихся.

2. Тема урока. Целеполагание.

1) Сообщение темы урока.

Тема урока «Образование наречий».

На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Дети : я хочу узнать, как появились наречия.

2) Целеполагание.

Цель нашего урока, выяснить как образуются наречия и какова их роль в предложении.

Слайд 7.

3. Открытие нового знания.

1) Наблюдение, сравнение, обобщение.

- Немного истории. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени разобрали все слова по своим владениям. Пришлось наречиям принимать к себе чужие слова, т.е. образовываться от других частей речи.

Нам помогут фразеологизмы. Замените крылатое выражение наречием. Запишите в тетрадь.

трудиться не покладая рук хорошо

работать спустя рукава плохо

расти как на дрожжах быстро

уснул как убитый крепко

Подумайте, на какую часть речи похоже наречие?

Дети : я думаю на имя прилагательное.

Запишите справа от наречия однокоренное имя прилагательное.

хорош-о хорош-ий

плох-о плох-ой

быстр-о быстр-ый

крепк-о крепк-ий

Рассмотрите слова и выделите ту часть слов, которой прилагательное отличается от наречия. Обсудите в паре и сделайте вывод.

(Дети работают в паре, а затем презентуют правило ).

Дети. У имён прилагательных мы выделили окончание, а у наречий суффикс о. Мы заметили, что корни у слов одинаковые, значит, наречие образовалось от имён прилагательных при помощи суффикса о. (Учитель на 10 слайде выделяет окончания имён прилагательных и суффиксы наречий).

В русском языке такой способ образования слов называется суффиксальный.

На дальнейших уроках мы продолжим изучать другие способы образования наречий, прочтите их.

2) Экзамен.

Вы самостоятельно открыли правило образования наречий, примените это правило при выполнении орфографического экзамена. Вашу работу оценит компьютер.

Дети высказывают своё мнение и результаты. Из 21 человека 4 ученика получили отметку «4», остальные «5, троек нет. Каждый ребёнок работал на своём временном уровне, выполняя работу над ошибками. Гимнастика для глаз.

Мы узнали, как образовались наречия, выясним, какова их роль в предложении, речи. Многие писатели, поэты использовали наречия в прозе и поэзии.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Используется интерактивная приставка. Подключается режим работы цифровой авторучки.

Цель: через зрительное восприятие и графическое выделение наиболее важной информации натолкнуть детей на формулировку правила образования наречий.

Слайд 11.

Слайд 12.

Цель: формирование перспективной мотивации изучения темы.

Слайд 13.

Программа «Академия младшего школьника». Русс. яз. - 32. Наречие. Орфографический экзамен № 12 «Образование наречий от прилагательных при помощи суффикса о». Приложение 4.

Цель: реализовать индивидуализацию обучения, личностно-ориентированный подход контроля и оценки промежуточных результатов деятельности.

4. Творческая работа.

1) Работа в группах.

Поработайте в группах. Найдите наречия в стихотворениях и определите их роль.

1 группа.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф. Тютчев.)

Дети. Смотрит (как?) неохотно и несмело. Наречие передаёт настроение природы – солнца.

2 группа.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей. (И.Никитин.)

Дети. Смотрит (как?) весело. Наречие передаёт настроение радости.

3 группа.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (А. Пушкин.)

Дети. Льёт (как?) печально. Наречие передаёт настроение грусти.

- Молодцы группы. Вы работали дружно, активно, поэтому вместе правились с заданием. Действительно, поэты используют в стихах наречия для передачи образа, настроения природы.

2) Фронтальная работа.

Рассмотрите фотографии зимнего леса. Подберите к каждой одно наречие, определяющее её состояние, образ. Дети. Красиво, сказочно, торжественно, волшебно, ветрено, пышно, ярко, высоко, снежно, бело, воздушно и др. - Как прекрасна наша природа! Берегите её. Учитель показывает слайды и записывает ответы детей на доску.

3) Самостоятельная творческая работа по картине.

- Составьте небольшой рассказ по картине о природе, передав её настроение, образ, состояние, используя наречия. Примените свои знания по теме «Наречие»: составьте предложение, задайте вопрос от глагола и подберите нужное наречие.

Учитель вывешивает на доску табличку.

Глагол наречие

Сегодня на уроке вы сами себя оценивали, вас оценил компьютер, а творческие работы оценю я и проанализируем их на следующем уроке. Почитайте свои работы. Приложение 5.

Цель: способность взаимодействию

с товарищами в группе в соответствии с целью задания, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Слайд 14 - 20.

Цель: обогащение словарного запаса, мотивирование на творчество.

Слайд 21.

Цель: развитие умения строить речевое высказывание с использованием наречий в письменной форме, применять правила урока на практике.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Достигли мы цели урока? Чему научились?

Спасибо вам за плодотворную работу на уроке. Оценки за экзамен выставьте в дневник. Дома поработать в «Телешколе», прочитать стихи М. Цветаевой, урок 22, найти наречия и определить их роль.

Слайд 22.

Цель: развитие рефлексивных умений.

Слайд 23.

«Телешкола» Приложение 6 . Цель: формирование межпре-дметных связей.

3. Заключение.

Открытый урок проводился в лицее в рамках «День Мастерства»

Похожие статьи