Что означает урус мартан. Карта Урус-Мартана подробная — улицы, номера домов. Происхождение и название Урус-Мартана

Перед вами карта Урус-Мартана с улицами → Чеченская республика, Россия. Изучаем подробную карту г. Урус-Мартан с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Урус-Мартана на карте

Подробная карта города Урус-Мартан с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся ул. Гвардейская и Ленина. Расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема-план города Урус-Мартан с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти сейчас улицы Бадуева и Яндарова.

Возможность проложить маршрут по территории страны и рассчитать расстояние — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей, остановки транспорта и больницы (тип схемы «Гибрид»), посмотреть вокзалы и границы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и трассы.

Точная спутниковая карта Урус-Мартана (Urus-Martan) с поиском Гугл находится в своей рубрике. Используйте поиск Яндекса, чтобы показать номер дома на народной схеме города в Чеченской республике России/мира, в реальном времени.

Сообщение от: Эмеди Садулаев
Действительно,название села от реки "Марта", но "Урус" было исправлено Администрацией Царского режима X1X века, с "УРС-МАРТА". Добавлена только одна буква "У" в слове УР-С, и весь смысл названия села в корне поменялось. УРС,- в переводе с чеченского языка означает НОЖ, и никакого отношения к русским это не имеет. Название "Урс-Марта" село получило от старейшин нескольких тейпов, которые являются и основателями села,потомки которых по сей день проживают в селе. Некотрые рукописи 17-18 в.в. об основании села "УРС-МАРТА" и о коренных жителях села, и "названных" чеченцах, имеются у местного жителя Урус-Мартана Адама Сатуева (Д1онда).

Сообщение от: Урус-Мартан
Конечно название не имеет никакого отношения ни к кому и ни к чему, кроме как к Чечне и чеченцам.

Сообщение от: Аз
Мурда, Марта, Муэрта - смерть. Урус - русский. Смерть русским, что непонятного?

Сообщение от: Илюяхве Оглы
Аз, вы несуразный Чеченский расист не уважающий других наций, ты ничем не отличаешься от тех, кто желает твоей смерти, в частности скинхэды, и Русские националисты. Аллах милостив ко всем его верующим, кроме тебя,
желать Русским смерть это Харам, они во многом нам помогли после войны с ними же, и приютили наш народ, а ты этого не понимаешь, и жаждешь мести непонятно из-за чего.
мы сотрудничаем для взаимопомощи чтобы существовать дальше, Мартан лар, поэтому Эмеди все правильно разяснил о происхождении названия этого района.

Сообщение от: Саид Ахмед
Илюяхве Оглы, вы совершенно правы. Вашими устами глаголит истина. Убийца в ноже видит средство нести смерть, воин - оружие, домохозяйка - предмет, помогающий приготовить мужу обед. По ответам видно кто чего желает и хочет. Кто хочет зла - зло и получит.

Сообщение от: Мовсар
Вы ничего не перепутали? Нас не Россия приютила а Казахстан. Наоборот Россия с нами воевала, вы что забыли про 90е года?
А Урус-Мартан в переводе с Монгольского языка означаеть "Смерть русским" так как Урус-русский, а Мартан-смерть, и если соединить эти два слова получится, "Русским смерть", а если правильно сказать "Смерть русским". Если я задел кого-то прошу меня извинить, я не рассист, но что есть то есть!!! Ин ша Аллах!

Сообщение от: Владислав
Всякую хрень навыдумывали. исправлено царским.. а было значит "ножевая речка", если бы надо было исправили как нужно и с концами

Сообщение от: Владислав
Урус - это имя носил один хазарский каган(предводитель). Название это осталось на кавказе как тюркский след еще доисламского периода, до укрепления золотой орды, когда еще тюркские народы не были мусульманами, как позже в основной своей массе.

Сообщение от: вау
Ну вы и лингвисты. А что означает название речки? Ну так, чтобы уж окончательно разобраться в этимологии названий.
Что до ваших геополитических баталий: ну, пора б прекратить точить друг на дружку ножи, особенно, приплетая высших неизвестных и прочих существ, воочию которых нам увидеть вряд ли удастся.

Сообщение от: Зодчий
Уважаю мнение всех комментаторов.
Но поддержу призыв ВАУ.
Хотелось бы, понизить уровень агрессии, между гражданами нашей страны.
Врагов у нас, предостаточно.
А жить вместе, уважая свои и чужие традиции, это залог счастья для всех!
Да будет славен наш общий Творец!

Сообщение от: Евгений
Эмеди Садулаев, урс не по-чеченски нож, а по-осетински белый, что сызнова говорит о Русах - о белых.

Сообщение от: Михаил
Слово "русь" в старину имело значение "свет". Светлые волосы поэтому называют русыми, а людей со светлыми волосами называли русскими... Кавказское слово "урс" созвучно русскому слову "рус" и фактически его заменило у местного населения...

Сообщение от: Вячеслав
Люди! Призываю к одному - хотя бы попробуйте смоделировать развитие жизни ваших ближайших потомков в будущем. Если вы способны, конечно, к логическим умозаключениям и имеете ответственность перед потомками, даже еще не рожденными. Представьте их жизнь в условиях перманентной войны и в условиях мира между народами России. И сделайте выводы, которые вы считаете правильными, поступайте в соответствии с ними.

Сообщение от: Тимур
В переводе с монгольского означает "забудь о россии". Выводы делайте сами.

Сообщение от: Дмитрий
А я просто попрошу всех не ссориться. Да, была война, было горе, было безумие, но теперь на смену всего этого пришëл мир, и я думаю это великое счастье для всех наших стариков, матерей, и детей. Сам я русский, и поэтому меня тоже заинтересовало название Урус-Мартан. Аз здесь написал, про Мурда, Марта, Муэртэ, и что это означает только одно - погибель. Но к примеру вот я сегодня посмотрел одну передачу про средневековье, и там рассказывалось что у викингов была одна древне-германская руна, и называлась она Урус. Я хочу сказать о том, что можно зделать любые выводы, и вообще как говорится выдуть всë из пальца, но вот только если кто-то свыше, захочет чтобы пошëл дождь, он будет идти не смотря не на какие названия. Мир всем. Пускай хранит вас бог.

Сообщение от: урусс
призываю всех успокоиться и чеченцев и русских. Прошлое конечно нельзя забывать, но нужно жить будущим. У нас общие интересу. Мать, что русская, что чеченская, что татарская или еврейская, хочет что бы ее дети получили хорошее образование, хорошую работу, и наплодили здоровых внуков. ЭТО НАША ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ! И защищать нам ее придется всем вместе и чеченцам и русским и другим народам России. Без единой России ни русские ни чеченцы ни другие коренные народы в свободе жить не смогут.

Сообщение от: Babax
Ха!
(Вот щяс рвут на части украину.) В Р.Ф. Болше 100 национальностей!
Ну если разорвать Россию на 4 части,какому народу станет лучше всех?Гыыыы...

Сообщение от: Babax
Тока щяс понял что сам спросил-Англичанам!!!

Сообщение от: Олег
Я русский. И все народы России мне братья. Родные. Пусть и не по крови. По совместной истории. И за любого из них мы встанем если придётся.

Сообщение от: Очир
Если с калмыцкого перевести, звучит русского забыли

Сообщение от: шшшшшшшшшшшшш
а где была Россия в 17 веке? Не далековато ли это место? Всё-равно что взять и далеко далеко убежать, а потом издалека ссыпать угрозами.

Сообщение от: Mikhail
Урус, значит рус с урой. Название это ещё времен Тартарии, она же Асия у русов, славяно-арийская ведическая империя. Империя: ИМенем ПЕРуна И Я. Русь-родовое устройство страны.

Город Урус-Мартан (чеч. Хьалха-Марта) - районный центр Урус-Мартановского муниципального образования по разным историческим данным основан в 1708-1713 годах различными чеченским тейпами на реке Мартанка.

Фото Ибрагима Эстамирова Данный населенный пункт наряду с другими старинными селами равнинной части Чечни, как Чечен-Аул, Гехи, Шали, Гойты, Атаги являются древнейшими поселениями, образованными чеченцами на равнине, вдоль линии Черных гор в предгорной части республики.

Напомним, в текущем месяце пресс-эстафета «Дойти до каждого» в рамках Республиканской акции «Эстафета СМИ в районах Чеченской Республики» дошла и до Урус-Мартановского района.

Происхождение и название Урус-Мартана

Древняя урусмартановская земля таит в себе много легенд и славные страницы истории, связанные с чеченским народом.

Из этого населенного пункта вышло много известных людей и героев как в период Кавказской войны, так и в последующее времена.

В своей книге «Страницы истории чеченского народа» историк, Герой России (посмертно) и бывший префект Урус-Мартановского района Юсуп Эльмурзаев-Нохчуа также пишет, что в чеченском языке встречаются выражения «Мартан даар хулда хьан» («Пусть твоя еда будет обильной»), которое и сейчас нередко звучит в устах людей старшего поколения.

Кроме того, у чеченцев есть собственное мужское имя «Мартанакъ», образованное сочетанием слов «Март-на(х)-къ(онах), переводимое как «щедрый- люди-мужчина» или «мужчина из щедрых людей». Встречаются в разговорной речи чеченцев и такие выражения, как «Мангалхойн марта» («Обед косарей»), «Пхьор-марта» («Ужин» и т.д.)

В предгорной части Чеченской Республики, встречаются два крупных селения Урус-Мартан и Ачхой-Мартан.

В народе селение Ачхой-Мартан называется 1ашхой-Марта и Т1ехьа-Марта, а Урус-Мартан - Хьалха-Марта. Сайт nohchalla.com сообщает, что слова «хьалха», «т1ехьа» в народных названиях этих сел в буквальном переводе означают «передний» и «задний». Но эти же слова в народе употребляются и в значении «восточный» и «западный», как слова «хьала» - вверх и «охьа» - вниз, которые обозначают также «южный», «северный». Поэтому в смысловом переводе Хьалха-Марта (Урус-Мартан) означает «Восточный Мартан». Т1ехьа-Марта - «Западный Мартан».

В «восточном» Мартане в XIX веке была построена русская крепость, которая получила название Урус-Мартан (Оьрсийн Марта). Это название в русских источниках было перенесено и на село Хьалха-Марта. В настоящее время чеченцы пользуются двумя названиями - Урус-Мартан и Хьалха-Марта, употребляя первое в официальных документах.

История селения в период противостояния чеченцев с царской армией

В первые десятилетия своего существования Урус-Мартан представлял собой именуемое Жиргa-Юртом (чеч. ЖиргIа-Юрт), небольшое поселение или даже группу хуторов (Гендаргенойн-КIотар, Пешxoйн-К1отар, Батал-КIотар, Беной-КIотар и т. д.), находившихся в сфере политического влияния гехинских старшин.

По мнению историка Ю. Эльмурзаева, уже с конца XVIII в. он превратился в крупный политический и ремесленный центр Чечни.

В период деятельности имама Шейха Мансура в 1785 году аул сожжен царскими войсками. Восстановленный через несколько месяцев, он стал быстро усиливаться за счет переселенцев с гор и беженцев с берегов Терека и Сунжи, ставших в это время зоной боевых действий. В конце XVIII начале XIX вв. в Урус-Мартане развертывается деятельность Чулика Кендергиева (Гендаргнoева), авторитет которого был настолько велик, что в письме эндирейского узденя Хаджи-Реджеба Кандаурова генерал-графу Гудовичу в 1807 г. он вместе с Тайми Бейбулатом был назван «человеком, который в Чечне много значит».

Его племянник Исмайли Дуда стал известен не только как один из ближайших сподвижников Тайми Бейбулата, но и тем, что защищал интересы бедных и обездоленных, выступал за развитие дружественных и равноправных отношений между Чечней и Россией.

Между тем, столкновения между отрядами чеченцев с регулярными частями царской армии, вторгавшимися в Чечню, продолжались в начале XIX в.

В сентябре 1807 года, после нескольких поражений в боях с войсками генералов Булгакова и Гудовича, Тайми Бейбулат и Чулик Гендаргеноев вынуждены были даже приостановить военные действия и формально признать зависимость от России.

В начале мая 1820 года, для установления контроля над Малой Чечней царская администрация решила возвести в Урус-Мартане редут.

Когда же эта попытка не увенчалась успехом, 1-5 февраля в 1822 году части полковника Грекова напали на Урус-Мартан и Гойты, сожгли их и взяли аманатов (заложников).

В январе 1825 года Урус-Мартан, Гойты и Гехи вновь было сожжены войсками Грекова. В следующем 1826 году села снова подвергались непрерывным атакам отрядов генерала Ермолова. Большие разрушения Урус-Мартану принесло и вторжение 10-тысячной армии генерал-барона Розена в августе в 1832 году.

Несмотря на это, селение не утратило своего значения одного из центров политической жизни Чечни.

Примечательно, во время съезда чеченских военачальников и богословов для обсуждения создавшегося положения и объединения сил Чечни против колониальной политики царизма, в Урус-Мартане случился интересный факт.

Стоит отметить, что данная встреча, куда также был приглашен Шамиль, должна была проходить в доме известного чеченского наиба Исы Гендаргеноевского, который, несмотря на свой молодой возраст, тогда уже пользовался большим авторитетом среди чеченцев.

Шамиль, в качестве гарантий своей безопасности, потребовал прислать к нему заложников. Урусмартановцы направили к Шамилю малолетних детей. Оказавшись в неловком положении, он одарил детей и тотчас же вернул их обратно.

Седьмого марта в 1840 году в сопровождении 200 мюридов Шамиль прибыл в Урус-Мартан, расположил их по квартирам, а сам, как сообщает начальник центра Кавказской линии генерал-майор Пирятинский генерал-адъютанту Граббе, «стал у жителя той деревни Исы Гендир Гева» (приводится в соответствии с архивным документом-прим. авт.).

Шамиль чуть было не застал у Исы представителя русских властей К. Курумова, прибывшего в аул для того, чтобы побудить его жителей признать власть России.

По этому поводу между Шамилем и Исой состоялся разговор:

«Ты принимаешь у себя князей и ведешь с ними переговоры?» - спросил Шамиль.

«Я не могу не принять гостя, если даже он князь», - отвечал Иса.

«Но говорят, что ты зарезал для Курумова овцу?» - снова спросил Шамиль.

«Для него я зарезал овцу с черной шерстью, для тебя же с белой»,- отвечал Иса.

Так или иначе, урусмартановский съезд, повторюсь, провозгласил Шамиля имамом Чечни и принес ему присягу верности, несмотря на противодействие некоторых чеченских военачальников, недовольных тем, что предводителем чеченского народа стал представитель дагестанского народа.

В течение 1840-1845 гг. район Урус-Мартана являлся ареной ожесточенных военных действий. В декабре 1845 - январе 1846 гг., воспользовавшись ослаблением сил Шамиля в Малой Чечне, генерал-лейтенант Фрейтaг произвел рубку леса по берегах рек Гехи, Мартан-Хи и Гойта. 3 августа 1848 г. в Урус-Мартане генерал-адъютантом Воронцовым была возведена русская крепость, а местные жители изгнаны. В течение 1848-1851 гг. вокруг этой крепости происходили бои между чеченцами и отрядами генералов Нестерова, Козловского, Барятинского и Слепцова.

Отряды горцев, в конце концов, вынудили царское командование покинуть крепость. Попытка ее восстановления, предпринятая царской армией 10 декабря в 1851 году, окончилась полным провалом: отряд войск, направленный на взятие Урус-Мартана, был почти полностью уничтожен, а командовавший им генерал-майор Слепцов убит на поле боя.

После 1851 г. Урус-Мартановская крепость в виде форштадта, по-видимому, была восстановлена. Есть сведения о том, что 17 января 1852 г. в составе войск князя Барятинского и барона Вревского в этой крепости побывал русский писатель, юнкер Л. Н. Толстой.

В 1856 г. в связи с планами возведения крепости на р. Гехи укрепление в Урус-Мартане было покинуто русскими войсками. Но местные жители, возвратившиеся в родное селение, 20 октября 1857 г. вновь подверглись нападению царских войск, руководимых полковником Белликом.

Весной 1858 года колониальные войска развернули широкомасштабное наступление во всей Малой Чечне, сожгли 96 сел, переселив их жителей к окрестностям царских укреплений. Второго апреля вынуждены были сдаться Гойты, а 3 апреля к генералу Евдокимову с изъявлением покорности прибыли представители селения Гехи. В начале июня царские войска нанесли поражение отрядам горцев в окрестностях Урус-Мартана, а спустя некоторое время аул полностью перешел под управление царской администрации.

Урус-Мартан: период революции 1917 года, гражданская война, Великая Отечественная война и депортация

Революция 1917 года также коснулась и чеченского народа. Политическое противостояние между различными партиями и борьба за власть докатились и до Чечни.

Как пишут историки, в январе 1918 года в Урус-Мартане состоялся общенациональный съезд народа, где состоялось избрание Чеченского (Старо-Атагинский) национальный Совет.

Во время гражданской войны и временной оккупации Чечни войсками генерала Деникина большая часть урусмартановцев участвовала в войне против белой армии на стороне красных.

Бои чеченского ополчения и отрядов красноармейцев с крупными соединениями деникинских войск, происходившие в 1919-1920 гг., составляют славные страницы в истории гражданской войны на Тереке.

В этих боях участвовало очень много урусмартановцев, которые принимали непосредственное участие в освобождении от белоказачьих войск станиц Самашкинская, Закан-Юртовская, Слепцовская, Михайловская и Ермоловская.

Особый героизм и храбрость жители Урус-Мартана проявили в боях за села Алхан-Юрт, Чечен-Аул, Цацан-Юрт и Чахкири. Необходимо отметить, что при обороне с. Гойты именно благодаря отрядам из Урус-Мартана и Гехов, пришедшим на помощь к своим братьям гойтинцам, стало возможным изменить ход боя в пользу защитников с. Гойты.

Как пишет в своей книге Ю. Эльмурзаев, после завершения гражданской войны и утверждения в крае Советской власти в январе 1923 года Урус-Мартан был избран местом проведения очередного съезда чеченского народа, на котором в присутствии Таштемира Эльдарханова и членов Советского Правительства была провозглашена Чеченская автономная область.

Хотелось бы отметить, что в годы сталинских репрессий, как и по всей Чечне, в Урус-Мартане чекисты проводили карательные войсковые операции против известных богословов, в ходе которых многие были задержаны, а авторитетный алим Билу-Хаджи Гайтаев расстрелян.

Чудеса храбрости проявили выходцы Урус-Мартановского района и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Наибольшую известность получили: Герой Советского Союза Хаваджи Магомед-Мирзоев из села Алхазурово и житель Урус-Мартана Али Гучигов - чеченский военный и государственный деятель, который также являлся первым советским комендантом Кенигсберга (Калининграда). Али Гучигов был дважды представлен к званию Героя Советского Союза, но оба раза его кандидатура отвергалась по национальной принадлежности, так как к тому времени чеченцев и ингушей насильно депортировали с родной земли в холодные степи Казахстана и Киргизии, необоснованно обвинив их в «предательстве» Родины.

Жестоко и подло поступил режим, обвинив весь народ, ведь в это время славные сыны Чечено-Ингушетии храбро сражались с фашистской Германией на фронтах ВОВ.

И этот бесчеловечный акт геноцида сопровождался особой жестокостью со стороны сталинской и бериевской клики.

Холодным утром 23 февраля все взрослое население Чечни было созвано в места коллективных сборов: клубы, школы, городские и сельские площади. В селе Урус-Мартан сбор мужского населения проходил в колхозном полевом стане (примерно в пешхоевском квартале села). От каждой семьи пригласили по одному человеку. И туда пришлось пойти моему дедушке Бауди Астамирову. Люди ничего не подозревали и пребывали в хорошем настроении, так как праздновали день Красной Армии. Молодые люди друг с другом переговаривались, шутили. Однако в планах сталинских изуверов государственный праздник был всего лишь предлогом, чтобы осуществить свой преступный замысел. Сразу после сбора мужчин, место было окружено солдатами: по периметру были установлены четыре пулемета; автоматчики навели стволы на урусмартановцев; один офицер вышел вперед и прочитал указ о поголовном выселении чеченцев и ингушей. Затем он потребовал сдать огнестрельное и холодное оружие.

Люди начали возмущаться, какой указ, по какому праву? По рассказу дедушки, те, у кого находили оружие или сопротивлялись, сразу на месте начали расстреливать перед всеми.

«Ма бокх бал букх шун т1е бохург, ма бокх бал букх шун т1е бохург, Ма бокх бал букх шун т1е бохург (какое большое горе на вас надвигается). Не плачьте, не теряйтесь, будьте сильными. Будет очень тяжело, но по милости Аллаха все обойдется. Эти испытания Всевышним даются лишь только, чтобы проверить вашу веру», - с такими словами пришел во сне к моей бабушке Айне ее и мой устаз - святой эвлия Докку Шаптукаев из Девкур-Эвла (Толстой-Юрт). Этот сон она видела несколько недель назад до выселения. Бабушка говорила, что смысл этого сна она поняла только 23 февраля... По ее словам, ни до этого ни после, она больше никогда не видела своего устаза во сне.

После того, как большинство мужского населения Урус-Мартана задержали, солдаты, расквартированные на постой в дома сельчан, начали собирать оставшихся урусмартановцев: стариков, женщин и детей.

Айна, сама родом из Урус-Мартана, но с детства жила в городе Грозный и неплохо владела русским языком.

Непрошенные гости, как и во всех домах, начали требовать сдать оружие и собраться на улице. Родной брат дедушки Мумади, вообще не понимавший русскую речь, выхватил топор и стал возле двери. Ситуация была напряженная, солдаты навели винтовки и готовы были его убить, но тут бабушка вмешалась и объяснила, что он не представляет никакой опасности. Айна попросила деверя на чеченском языке успокоиться, иначе его убьют. Бабушка сказала, что у них дома нет никакого оружия, а затем попросила, если их действительно выселяют, то позволить, хотя бы собрать необходимые вещи.

Собрав совсем немного еды и кукурузную муку (много не давали взять) их отвезли в станицу Ермоловская, где она встретилась с мужем.

Дедушка Бауди рассказывал, что он понимал, еды не хватит, но положение было тяжелое, негде было достать ее, не давали от станции вообще отходить… И в этот момент, на груженной телеге появился чеченец, который вез муку и другие продукты.

Дедушка всегда с таким уважением отзывался об этом человеке: он говорил, что многое отдал бы, лишь хоть один раз с ним встретиться и поблагодарить его за тот поступок.

Больные чеченцы, умерщвленные в больнице села Урус-Мартан

Представить состояние людей будет сложно, и картина происходящего будет неполной, если не рассказать о том, что жители не смогли забрать больных чеченцев, которые лежали в больнице села Урус-Мартан.

Изуверы в погонах в этот день совершили чудовищное злодеяние. Больные и нетранспортабельные жители района были собраны со всех близлежащих населенных пунктов и доставлены в районную больницу села Урус-Мартан. Десятки людей были сброшены живьем в мусорную яму и погребены под шлаком и отходами. Таким образом, было умерщвлено десятки людей.

Это был страшный день в истории вайнахов. Это день, когда чеченцы и ингуши были лишены своей исторической Родины. Наших дедушек и бабушек, обвешав позорными ярлыками, погрузили в вагоны для перевозки скота и вывезли в бескрайние степи Казахстана и Киргизии.

Тысячи вайнахов погибло от голода и холода, люди были на грани физического вымирания. Но, несмотря на все трудности, они выжили в этих нечеловеческих условиях благодаря вере в Аллаха, сплоченности, благодаря своим высоконравственным традициям и обычаям.

С верой и надеждой

После ликвидации Чечено-Ингушской АССР в 1944 году Урус-Мартан переименовали в село Красноармейское. Однако после возвращения на Родину чеченцев ему возвратили прежнее название. В 1990 году с. Урус-Мартану присвоили статус города.

Необходимо отметить, что после восстановления Чечено-Ингушской АССР и возвращения чеченцев из депортации Урус-Мартановский район, наряду с другими, по праву славился как житница Чечено-Ингушетии. В те годы в районе было очень развито сельское хозяйство: земледелие, овощеводство, животноводство и садоводство. В райцентре функционировали: крупный пищевой комбинат, животноводческие фермы, швейная фабрика, птицефабрика.

Особенно район славился садоводством: яблоки, черешни, груши, вишня - вся эта продукция свозилась в районный пищекомбинат, где из нее делали различные напитки, повидло, джемы, варенья и др.

К сожалению, после распада СССР и известных трагических событий на территории региона, все это пришло в упадок.

По данным последней переписи населения, в г. Урус-Мартане проживает до 55 тысяч человек. На сегодняшний день здесь нет крупных промышленных объектов и предприятий, население с каждым годом растет, существует много неразрешенных проблем, в их числе безработица и необходимость развития общей инфраструктуры города. Часть жителей Урус-Мартана работает в государственных и муниципальных учреждениях города и района, многие ездят на работу в г. Грозный, определенную нишу занимают те, кто занят малым и средним бизнесом.

Стоит отметить, что с приходом нового главы районной администрации Абдулы Алаудинова работы в этом направлении ведутся, привлекаются инвестиции,

асфальтируются и благоустраиваются улицы города, а также сносятся незаконные постройки и коммерческие объекты, портящие общий архитектурный вид г. Урус-Мартана.

По словам мэра города Аслана Юсупова, идет строительство двух пятиэтажных домов и двух двенадцатиэтажных, нового парка, торгово-развлекательного центра, а рядом с центральным рынком начато возведение нового крупного жилого комплекса.

На месте недавно снесенных коммерческих объектов возле центральной площади будет сквер и зона отдыха с летним кафе для жителей и гостей Урус-Мартана, - поделился А. Юсупов.

Между тем, в городе в полной мере функционируют все социально-экономические объекты: образовательные учреждения, типография, объекты культуры и здравоохранения.

Кроме того, в г. Урус-Мартане также находятся зияраты известных святых Дени-Шейха Арсанова и Солса-Хаджи Яндарова.

На земле Урус-Мартана родились и оставили яркий след в истории чеченского народа много известных людей. Урусмартановцы могут по праву гордиться своими славными сыновьями. Среди них два Героя России (посмертно) - бывший глава администрации Урус-Мартановского района Юсуп Эльмурзаев и командир взвода отдела милиции особого назначения МВД по ЧР Султан Даутмирзаев, а также композитор и народный певец Умар Димаев, родоначальник современной чеченской классической музыки Аднан Шахбулатов, художник Харон Исаев и многие другие.

Ибрагим Эстамиров

www.grozny-inform.ru

Информационное агентство "Грозный-Информ"

Административный центр Урус-Мартановского района Чечни. Расположен на реке Мартан, в 31 километре от Грозного. Численность населения — более 57 тысяч человек.

Урус-Мартан основан в 1708−1713 годах на месте поселений, основанных представителями чеченских тейпов из Нохчой Мохка на реке Марта. В первые десятилетия своего существования Урус-Мартан представлял собой именуемое Жиргa-Юртом небольшое поселение или даже группу хуторов. А с конца 18 века он превратился в крупный политический и ремесленный центр Чечни. В первой половине XIX века село несколько раз подвергалось уничтожению со стороны царских войск.

До 1840 года Урус-Мартан играл менее важную роль в общественно-политической жизни Чечни. В начале 1840 года старшина Урус-Мартана принял у себя Ахверды Магому - сподвижника Имама Дагестана Шамиля, который, после тяжелого поражения в Ахульго летом 1839 года, с несколькими приближенными и членами свой семьи скрывался в горах Чечни. В ходе этой встречи и последующих переговоров с влиятельными представителями других чеченских обществ, была достигнута договоренность о том, что вся Чечня встанет на сторону Шамиля в его борьбе с царской Россией. 7 марта 1840 года в Урус-Мартане прошел съезд чеченского народа, на котором Шамиль был провозглашен Имамом Чечни и Дагестана. В августе 1848 года генерал-адъютантом Воронцовым в центре Урус-Мартана была заложена русская крепость, которая просуществовала несколько лет. В 1860−е годы в Урус-Мартане появился один из крупнейших в Чечне хлебных рынков.

Во времена СССР Урус-Мартан был центром одноимённого района. После ликвидации Чечено-Ингушской АССР в 1944 году некоторое время село носило название Красноармейское. В 1970−1980−е годы в Урус-Мартане функционировал самый крупный в республике воскресный рынок, а село считалось самым крупным в СССР. В 1990 году селу Урус-Мартан присвоен статус города.

Так же, как и Грозный, в 90−е годы превратился в театр военных действий. В нем закрепилась оппозиция Дудаева, и несколько лет город усилиями местных жителей оставался свободным от террористов, бандитов и экстремистов. С началом первой чеченской войны Урус-Мартан был объявлен федеральной властью подконтрольным России и «зоной, свободной от боевых действий». Большая часть жителей города оставались до конца первой чеченской войны противниками ичкерийских боевиков. Основу пророссийских административных и правоохранительных органов, сформированных в 1995-1996 годах в Чеченской Республике, составляли именно урус-мартановцы. В самом Урус-Мартане были созданы добровольные вооруженные отряды самообороны, которые осуществляли ночное патрулирование на улицах города и оказывали содействие милиции.

Город пережил две Чеченских войны. Сегодня это второй по величине город в Чеченской Республике с населением более 57 тысяч человек.

В Урус-Мартане, который издавна был центром сельского хозяйства, и сейчас функционирует несколько агропромышленных хозяйств, которые, в основном, занимаются выращиванием зерновых культур и овощей. В последние годы развиваются и личные подсобные хозяйства. Постепенно экономика города налаживается, с каждым годом появляются новые малые производства. В Урус-Мартане уже организовано довольно много предприятий малого бизнеса Администрация города всячески поощряет тех, кто стремится открыть свое дело, и, тем самым, способствовать общему развитию экономики.

В Чеченской республике создано восемь государственных заказников с целью сохранения уникальных природных комплексов региона. В их число входит Урус-Мартановский охотничий заказник, который был организован в горной лесной зоне Урус-Мартановского и Советского районов в 1970 году. Он занимает площадь более 30 тысяч гектаров, основная часть которой занята лесными насаждениями и пастбищами. Главной задачей Урус-Мартановского заказника является сохранение, а также восстановление численности животных, которая сильно уменьшилась в годы двух Чеченских войн. Воспроизводство ценных в хозяйственном, а также в научном и культурном отношении животных является приоритетным направлением в работе заказника.

Заказник богат редкими видами животных, растений и диких плодово-ягодных деревьев. Весной и летом в период цветения кустарниковых растений он превращается в удивительную страну цветов со сказочным ароматом.В заповеднике обитает несколько десятков видов редких животных и растений. Здесь можно встретить редких и исчезающих животных, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Например, бурозубка Радде, выдра кавказская, барсук, крот малый – животные, которые обитают в заказнике и требуют по отношению к себе дополнительной заботы. В Урус-Мартановском заказнике живут бурый медведь и хищный лесной кот, а также три вида редких ночных животных: малый подковонос, вечерница гигантская, ночница остроухая. В заповеднике вьют гнезда редкие птицы: дятел малый, филин, беркут.

Среди редких видов пресмыкающихся в заказнике обитают степная гадюка, полоз узорчатый длиной 1,5 метра и полоз оливковый, который по быстроте реакции и стремительности нападения превосходит добрую половину всех змей. Поскольку Урус-Мартановский заказник выбрали средой обитания такие редкие виды животных, то в заказнике проводится ряд мероприятий, чтобы их сберечь.

Помимо животного мира в заказнике ведется работа по сохранению редких растений. На его территории растут бук восточный, липа кавказская, граб кавказский, клен светлый и клен остролистный. Осенью многоцветие этих деревьев делает заказник сказочно красивым местом. Кроме того, в заказнике много диких плодово-ягодных деревьев — кавказская груша, вишня птичья (черешня), яблоня восточная, германская мушмула, калина обыкновенная и калина гордовина. Деревья переплетают лозы винограда лесного и хмеля обыкновенного.

Весной и летом в период цветения кустарниковых растений Урус-Мартановский заказник превращается в удивительную страну. Ярким ковром по предгорью расстилаются сотни ярких цветов со сказочным ароматом. Ярко-желтые рододендроны, красные цветы обвойника греческого и бересклета широколистного. Дирекция заказника следит не только за охраной животных и растений, нашедших здесь свой дом, но и об охране природных ландшафтов, доставляющих эстетическое наслаждение. В заказнике организуются туристические маршруты по самым живописным местам, где можно насладиться красивыми пейзажами и свежим воздухом.

Адрес: Урус-Мартановский район

На въезде в город со стороны Грозного расположены две кирпичные башни с надписями «Урус-Мартан» на русском и чеченском языках.

А также с портретами второго Президента Российской Федерации Владимира Путина и первого Президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова.

Мечеть в Урус-Мартане получила имя прекрасного отца – Вахи Джамалханова, воспитавшего достойных сыновей Чеченской республики. Они в трудное для Чечни время внесли свой вклад в дело укрепления мира и налаживания стабильности. Мечеть Урус-Мартана стала украшением города. Это огромное здание, выполненное в светло-охристой гамме с серо-голубыми куполами, способно вместить 5 тысяч мусульман. Высоко в небо взметнулись минареты, и ярким золотым огнем сияет полумесяц над главным куполом мечети.

Яркое освещение, которое включается с наступлением темноты, окутывает мечеть теплым желтым светом, превращая ее в сказочное место. Особенно красиво точечное освещение верхних ярусов минаретов и куполов мечети. Вокруг мечети – благоустроенная территория с мощеными дорожками и зелеными насаждениями.

Адрес: г. Урус-Мартан, ул. Али Гучигова, 53

Этнографический музей под открытым небом Донди –Юрт – главная достопримечательность Урус-Мартана. Прямо во дворе своего дома его создал житель города Урус-Мартан Адам Сатуев, который с 90−х годов прошлого века собирал экспонаты по всей Чечне.

Частный музей «Донди-Юрт», расположенный в гористой местности, представляет собой отстроенный древний аул на территории в 30 квадратных метров. В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные исторические периоды. В частности, был воссоздан комплекс башен и склепов, где чеченцы в древности хоронили своих предков, а также каменный дом, построенный по чертежам, найденным у немецкого путешественника. Архитектура дома принадлежит к концу 18 века. На территории комплекса также имеются несколько саклей, небольшая кузня, водяная мельница, деревянные чеченские повозки, предметы земледелия, старинные кувшины, предметы быта и прочая утварь.

Комнаты дома украшены довольно скромно, единственное исключение - комната гостя, в которой есть ковры из войлока с традиционными национальными чеченскими орнаментами. В каменном дворе дома расположена печь с навесом, в которой в давние времена женщины готовили пищу.

Построена и трёхэтажная башня, в которой иногда живёт сам Сатуев. Напротив башни вырыта землянка, сверху которой установлен настил, укрывающий ее от непогоды. В землянке стены и пол обиты и выложены войлоком и бараньими шкурами. Посередине стоит маленький стол, за которым собирались члены семьи, а на полу лежит чеченская гармоника. Рядом с землянкой стоит старинный тарантас, на котором еще до выселения чеченцев ездил сам глава Урус-Мартана, а неподалеку находится наковальня, датируемая 1737 годом. Также на территории музея построено несколько мазанок, копирующих постройки более позднего периода, относящиеся ко времени ведения Кавказской войны.

Сохранить историю для будущих поколений – такую цель поставил для себя основатель музея под открытым небом Адам Сатуев, известный в прошлом в Чечне спортсмен-борец вольного стиля. Адам дал музею имя Донди-юрт, производное от своего домашнего прозвища Донда. Музей Донди-юрт работает без выходных и принимает посетителей бесплатно. За создание прекрасного музея, в котором хранится вся история республики, Сатуеву был вручен знак «Почетного гражданина Республики Чечня».

Общие сведения и история

Урус-Мартан (по-чеченски - Хьалха-Марта, МартантIи) расположен в центре Чеченской Республики, в 15 километрах от ее столицы, на реках Мартан, Рошни и Танги. Является столицей Урус-Мартановского района. Раньше назывался Красноармейским. Городской статус имеет с 1990 года. Площадь - 30 км².

На территории будущего города, начиная, предположительно, с 18 столетия существовало несколько поселений, основанных рядом чеченских родов, затее на их месте появилось село. В 1810 году на берегу реки Сунжа, недалеко от него, был основан редут Усть-Мартановский, действовавший несколько месяцев. С 1820-х до 1840 года оно шесть раз разорялось императорскими войсками. В 1839-м здесь была сделана договоренность о помощи всей Чечни Шамилю в его борьбе с Российской империей. В следующем году этому деятелю на съезде чеченского народа был присвоен титул Имама Чечни и Дагестана. В тот период, когда он был Имамом, Урус-Мартан являлся столицей наибства Малая Чечня. В 1848-м генерал-адъютант Воронцов выстроил здесь крепость, которая простояла несколько лет. В 1860-х здесь открылся один из самых больших в Чечне хлебных рынков. В конце столетия ряд близлежащих плоскостных селений подали ходатайство об основании русскоязычной сельскохозяйственной школы, но оно было отклонено, из-за недостатка у селений финансов.

До начала Первой Мировой войны в Урус-Мартане действовало 35 лесопильных и кирпично-черепичных заводов, хлебопекарное производство и 35 торговых заведений. В 1918 году здесь был проведен национальный съезд, в ходе которого потерпел фиаско общественный деятель Абдул-Межид (Тапа) Орцуевич Чермоев, сторонник сотрудничества с казаками. Руководителем обновленного Чеченского Национального Совета стал адвокат и скрытый социал-демократ Ахметхан Мутушев. Через пять лет в Урус-Мартане была основана Чеченская автономная область. В период 70-80-х годов Урус-Мартан являлся крупнейшим селом в Советском Союзе, а также в нем действовал самый большой в Чеченской республике воскресный рынок. Но при этом была большая безработица, так как в селе почти не было производства, только пара деревообрабатывающих цехов Ермоловского лесхоза и маленькая швейная фабрика.

Когда в 1994 году началась первая чеченская война, город был назван федеральной властью подконтрольным Москве и «зоной, свободных от боевых действий». Большинство горожан на всем протяжении войны были настроены против правительства Ичкерии. Летом того же года бывший мэр Грозного и командующий войсками пророссийского Временного Совета Чеченской Республики начал контролировать сам город и основную часть Урус-Мартановского района. Впоследствии на протяжении войны город несколько раз оказывался под управлением грозненских боевиков. Окончательно их выгнали федеральные войска в декабре 1999 года. Были восстановлены органы власти, больница и школы. До 2005-го в Урус-Мартане действовало военное положение, по периметру города работали блокпосты, и действовал комендантский час.

Численность населения Урус-Мартана на 2018 и 2019 год. Количество жителей Урус-Мартана

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Урус-Мартана. В таблице указано распределение количества жителей Урус-Мартана по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Урус-Мартана:

Численность населения Урус-Мартана в 2014 году составила 54 248 человек. Плотность - 1808.27 чел./км²

По состоянию на 2010 год в городе проживали представители следующих народов: чеченцы - 96,41%, русские - 1,77%, лезгины - 0,22%, даргинцы - 0,12%, аварцы, табасараны и татары - по 0,11%, кумыки - 0,1%. Доля других народов составила 0,72%. Не указали свою национальность 0,33%.

Похожие статьи