Мучение грешников в аду. Наказания ада, описанные в коране и хадисах

«Оставь надежду всяк сюда входящий», — читаем мы на вратах, ведущих туда, где, наверное, каждому из нас уготовано местечко. Образ ада в культуре — один из основополагающих и самых распространённых от античных времён и до наших дней. Страх перед ним — база религиозной морали. Но у каждого ад свой, в чём-то схожий с другими, в чём-то в корне отличающийся. «Диалог» разобрался, что ждёт грешников после смерти, согласно разным религиям и культурам.

Муки вечные

Образ христианского ада находим в Библии и апокрифах. По содержанию всех книг рассыпаны сведения о преисподней, и из всех фрагментов вырисовывается знакомая нам панорама: муки, огонь и тьма. Однако привычных нам, и знакомых из иллюстраций и фильмов котлов и сковородок в Библии мы не обнаружим. Что же мы знаем из неё?

«И пойдут сии [грешники] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Из этого следует, что терзать нас будут вечно. Кое-что об аде нам известно из Откровения Иоанна Богослова. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15). Страшный Суд подведёт итоги, и в конечном счёте решится судьба каждой человеческой души: праведники попадут в райские кущи, грешники останутся в аду навсегда без права на прощение. После Апокалипсиса «боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откр. 21:8).

Мы видим, что описание физических мучений от огня и жары — главная аллегория, относящаяся к мукам душевным. Сам Апокалипсис — процесс довольно сложный, наступающий поэтапно: это и снятие Семи печатей ангелами, и Пришествие Четырёх всадников, и нашествие саранчи, и падение городов. В течение веков люди пытались высчитать дату его наступления, но каждый раз ошибались. Однако поныне некоторые пытаются заранее подготовиться к нему и спастись.

Более подробно о пытках в аду мы можем узнать из апокрифического «Хождения Богородицы по мукам». В ней описания мучений детальны и скрупулёзны: помимо знакомой уже тьмы и огненных водоёмов там, например, можно встретить подвешивание вниз головой и поедание червями за ростовщичество, подвешивание за зубы сплетников, и возлежания на раскалённых скамьях за опоздания. Но здесь ад не вечен — Богородица упрашивает Бога даровать грешникам отдых от Великого четверга до Троицы.

Существует также неканоническая теория об апокатастасисе (всеобщем спасении), восходящая к писаниям Климента Александрийского. Она заключается в том, что адские муки будут конечны, а грешники рано или поздно — прощены, и даже Дьявол покается.


Фрагмент фрески из кафедрального собора Флоренции. Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

В целом авраамические религии, поскольку являются продолжением друг друга, довольно похоже описывают ад. В исламе существует аналогичное понятие — Джаханнама. Здесь примерно то же, что и у христиан: муки от огня, сера и выжженные пустоши, а также обширный бестиарий — джинны и шайтаны. Коран предупреждает нас о «гнойной воде», которую проглатывает грешник, и «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его - суровое наказание» (14:19-20). Структура ада — врата в преисподнюю и уровни-круги, уходящие вглубь земли (39:71-73).

О еврейском аде можно узнать из раввинистической литературы, то есть из комментариев к Талмуду. Долгое время существовало мнение, что грешники подвергаются наказаниям в аду лишь в течение 12 месяцев. После этого их уничтожают и избавляют от страданий. И лишь небольшое число — те, кто отрёкся от своего народа и религии — будут мучиться вечно. Еврейский философ Рабби Акива полагал, что грешники после того, как искупят свои грехи, присоединятся к праведникам в раю (Эд. 10). В Талмуде также говорится о том, что у грешников есть возможность присоединиться к праведникам в случае раскаяния и признания справедливости наказания (Эр. 19а). В некоторых источниках говорится, что праведность сына может облегчить посмертную участь родителей. Законоучители из Эрец-Исраэль отрицали существование ада и считали, что после Страшного суда грешников испепелит жар, исходящий из их собственных тел (Быт. Р. 6:6; 26:6).

Непостоянные ады

В буддизме ад именуется Наракой и является одним из шести миров, которые циклично проходят души. Он не вечен ни для кого. Души, искупившие со временем свою карму, выходят в высшие миры. И снова круги — от самого безобидного к самому страшному уходят они воронкой в центр земли. Восемь горячих — в центре, восемь холодных — по краям, и множество побочных между ними.


Муки ада. Старинная китайская книжная иллюстрация. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

В китайских верованиях ад называется Диюй. И в нём также души грешников не задерживаются навечно. Он имеет форму сложного, многоуровневого лабиринта. Китайский ад имеет свою столицу — подземный город Юду. Выглядит он как обычный земной мегаполис, только населяют его демоны и души. Помимо этого, существуют теории о Десяти Судилищах и восемнадцати уровнях ада. Китайские представления очень неоднородны, и разнятся в зависимости от региона, где проживают верующие.

У японцев в синтоизме представление об аде — Дзигоку или Ёми — близко к древнегреческим мифам: есть река, отделяющая царство мёртвых от мира живых, а верховный правитель Эмма схож с Аидом. Индуизм не помещает ад отдельно. Здесь грешники испытывают мучения в земной жизни за грехи в предыдущих реинкарнациях и ожидают выхода из постоянного круговорота душ.

Литературный взгляд

Хрестоматийным, самым известным отображением ада в литературе является преисподняя из «Божественной комедии» итальянского поэта Данте Алигьери. Он, сочетая католическую мифологию и классификацию грехов Аристотеля, разрабатывает подробную концепцию девятиуровневого ада. Самый безобидный верхний Лимб уготован добродетельным нехристианам, некрещёным младенцам, ветхозаветным праведникам. Их участь — вечная скорбь. В самом низу ада, девятом круге, Люцифер в компании Брута и Иуды страдают, скованные льдом. И их порок — предательство.


Вильям Адольф Бугро, Вергилий и Данте в аду. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

Довольно минималистичную картину ада нарисовал Жан-Поль Сартр. «Ад — это другие», — утверждает он и в пьесе «За закрытыми дверями» показывает нам всего лишь небольшую тёмную комнату и компанию из трёх людей. Как выясняется, главное мучение — это вечное присутствие постороннего, его жалобы, воспоминания, навязчивость. Японский же классик Рюноске Акутагава отметает все сложные схемы и провозглашает адом одиночество и отсутствие перемен, повседневность. Его ад здесь и сейчас, а жизнь — это попытки его избежать.

Чтобы приблизительно представить себе, что грешник будет чувствовать в аду, допустим его разговор в аду с самим собой.

Безбожник , вспомнив свою жизнь, скажет себе: «еще и намеренно я подавлял в себе религиозные убеждения. Истины веры сами о себе говорили моей душе. Но я искал таких книг и таких людей, которые бы убедили меня в противном, т.е. что будто нет Бога и нет будущей жизни. Теперь же я вижу, что есть Бог. Не хотел я знать Его добровольно, теперь познаю Его невольно. Теперь самим делом я убеждаюсь в безумии прежних моих рассуждений, например, будто «душа ничего не значит, будто человек только материя, или состав плоти и крови, которые навсегда разрушаются с его смертью». Еще как многих я заразил своим вольномыслием и неверием! Как бесстрашно входил в церковь, в которую, между тем, другие входили с благоговением! Как презирал священников, смеялся над всякой святыней, и таким образом безумно лишал себя сам спасительной благодати!» Упорный раскольник припомнит себе: «сколькими увещаниями пренебрег я! Не хотел верить и самым очевидным доказательствам православной истины! Отверг и пред самой смертью исповедь и св. Причащение, которые предлагали мне принять мои близкие, но от которых отклоняли меня «наставники» по расколу. Был я призываем в Церковь, как в ковчег Ноев, но вместо законных священников захотел лучше слушать таких же невежд, или, по крайней мере, мирских людей, как и я сам. И вот теперь я очутился за спасительным ковчегом, утопаю в потопе огненном!»Идолопоклонник вспомнит о бездушных истуканах, которым поклонялся вместо Бога…
Вспомнит и сребролюбец о своих деньгах и имуществе, которые теперь также полагает себе вместо Бога, почему и называется идолопоклонником.
Сластолюбец , который в этой жизни все дни веселится, пиршествует блистательно, смотрит на эту жизнь, как только на срок для того, чтоб наслаждаться всевозможным образом, там почувствует на самом деле силу священного текста: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15: 50) Он спросит сам себя: «где эти пиры с музыкой? Где повседневные вечера для ненужного отдыха, с игрой в карты, с бегством от своей семьи? Где те, которые гостили у меня в столь великом довольстве, что и обливались вином? Где женская красота?»
Упорный гордец вспомнит, сколько от его гордости, которую теперь он проявляет различно: и властолюбием, и недоступностью, и раздражительностью, и честолюбием, и презрительным обхождением с другими, вспомнит, сколько же от его сатанинской гордости пострадали другие. В настоящее время он и минуты не хочет послушать, когда кто думает пробудить в нем совесть, начнет высказывать ему правду прямо или только в скромных выражениях: он бежит от правдивой речи и затворяет за собой дверь, так что и нет возможности когда-либо передать ему истину, вывести его из заблуждения. Но там он будет связан по рукам и ногам, там уже поневоле выслушает все обличения от своей совести
Богохульник вспомнит, как он небрежно и дерзко употреблял имя Божье в разговорах, письме и напрасной божбе; как даже сквернословил имя Божье, оставшись по долготерпению Божьему не пораженным в ту же минуту; как нечестиво думал и говорил о приснодеве Марии Богородице; как называл своим «ангелом» женское лицо, к которому имел нечистую любовь и с которым даже жил развратно.
Клятвопреступнику придут на память его многие присяги, которые он без всякого страха принимал и с сознанием нарушал, еще его обеты перед Богом и заверения других в чем-нибудь именем Божьим, которых и не думал исполнить.
Кощунник вспомнит все случаи, когда обращал в шутку и смех церковные службы, святые иконы и священнослужителей.
Не почитавшие воскресных дней и праздников приведут себе на память, как в то время, когда добрые христиане спешили в церковь, они, напротив, отправлялись на полевые работы, или - еще хуже - собирались в дома пира и разврата…, как под праздничные дни, будто нарочито, составляли у себя пение и лики, а то собирались все в одном доме (клубе) для веселья; как и все праздничное время проводили только в разгуле. Эти же люди вспомнят, как, кроме двух-трех дней говенья, которое выполняли только по обычаю, ни разу в продолжение всего года не бывали в церкви; как, встав утром и отходя ко сну вечером, каждый раз и не подумали помолиться Господу Богу.
Нарушители постов припомнят себе мяса и вина, которыми пресыщали свое чрево, между тем как другие (даже и слабее их силами) оставались на сухоядении или совсем не помышляли о пище (например, в великий пяток). Хулители Духа Святого , выражавшие свою хулу, например, тем, что не признавали святых мощей и чудес, которые может быть, совершались перед их глазами, уверятся, что хула на Духа святого не отпускается и в будущем веке.
Непокорные дети припомнят, как своими грубыми словами, своим противлением и развратной жизнью заставляли родителей своих скорбеть и плакать о них. Но тяжело будет и самим родителям вспомнить, как они явно соблазняли своих детей беззаконной жизнью, как не старались воспитать детей в страхе Божьем, а таким образом и их привели вместе с собой на это место мучения.
Сколь ужасны будут воспоминания самоубийц , которые вольны были погубить свои души, легко и самовластно распорядились со своей жизнью, но не в силах будут прекратить свои мучения в аду новым самоубийством! С каким ужасом припомнят свои преступления и прочие убийцы , особенно те, которые подняли убийственные свои руки на самих родителей или пролили кровь священника или же мучили собственных жен и детей, как некогда гонители за Христа, или еще лишали жизни беременных и младенцев!

Страшны будут воспоминания ненавистников, досадителей, жестоких богачей, соблазнителей, вообще всех тех, которые убивали ближнего медленно, телесной или душевно-нравственной смертью! Сознанию этих людей предстанут все слезы, которые от их жестокостей пролили невинные. И они тем сильнее будут плакать, чем более слез он них самих пролили в этой жизни другие.

Блудники и прелюбодеи вспомнят на том свете, как они смеялись над целомудрием других, как с ранних лет оскверняли себя блудом, как соблазнили к тому же многих невинных; как расторгали законные супружества своими преступными связями, как обольщали вдов; как имели наложниц или наложников до самой старости и даже умирая не хотели прекратить постыдной связи; как доходили до таких грехов плотской страсти, что стыдно и говорить; вспомнят, что они не удерживались от своей страсти даже в великие светлые праздники, в строжайшие посты и постные дни. При этом им придут на память скверные слова и столь же скверные песни их, музыка и театральные представления, от которых изнеживалась их душа и воспламенялось воображение. Смрад от адского огня тем более будут чувствовать эти люди.
Грабителю и вору припомнятся их грабежи и кражи, равно как сами вещи, которые они приобрели и которыми пользовались неправедно.
Ленивые припомнят свои таланты, которые зарыли в земле: огненный пламень, как бич какой, будет уязвлять их за леность.
Клеветнику придут на память его напрасные подозрения на других, его пересуды, его злой язык, от которого погибли многие, его лживые доносы и показания, сама уклончивость от защиты человека правого и невинного, вообще всегдашнее благоволение только к неправде и лжи.
Завистник вспомнит, как он зло радовался неудачам ближнего, сколько раз останавливал по своей зависти добрые начинания других, а сам, между тем, ничего полезного не предпринимал; как желал один бы овладеть всем; как сердце надрывалось, когда видел ум, достоинства и успехи другого, и как после этого мстил этому человеку, сам не зная за что; сколько своими кознями и завистливым преследованием отнял он у других спокойных ночей, здоровья и лет жизни. За это самой и будет он на том свете сильно снедаться от своей совести и как бы выть, подобно тому, как воет одуревший пес.
Вот вам примеры, как грешники в будущей жизни будут вспоминать свое прошедшее!!!

Фомин. "Загробная жизнь"

Итогом жизни всякого человека на земле будет Божий Суд. Самым страшным итогом Судного Дня является дорога в вечный Ад.

Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в (райский) Сад, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы (по заслугам) воздаем грешникам. Их ложе будет из огня Геенны, а над ними будет покрывало. Так Мы воздаем мракобесам. (7:40-41)

Тот, кого Бог ведет прямым путем – следует прямым путем. А для того, кого Бог вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми и глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени. (17:97)

Ад – это место наказания, уготованное грешникам. Бог, описывая эти страшные наказания, дает нам шанс одуматься, раскаяться, принять Его законы и жить в соответствии с ними. Описываемые мучения будут причинены разными способами.

Самый известный вид наказания – наказание огнем:

Наказание огнем

Несчастные пребудут в Огне, где они будут стонать и рыдать. (11:106)

Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для мракобесов Огонь, (огненные) стены будут окружать их со всех сторон… (18:29)

Огонь будет сжигать их лица, и будут корчиться они. (23:104)

О да! Они сочли (известие) о Часе – ложью, а Мы для тех, кто ложью Час считает, уготовили огонь (Ада). Когда еще из далека Огонь сей распознает их, они услышат его рев и ярость. Когда же связанными вместе там в место тесное их бросят. Тогда они начнут молить о скорой гибели своей. (25:11-13)

А пристанищем нечестивцев будет Огонь. Всякий раз, когда они захотят оттуда выйти, их возвратят обратно (в пламя), и им будет сказано: «Вкусите же мучения в Огне, которые вы считали ложью!» (33:20)

Воистину, Бог проклял отрицающих (Его знамения) и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. (И в нем) они не найдут ни покровителя, ни помощника. (33:64-65)

А тем, которые отрицали (знамения Бога), уготован огонь Геенны. С ними там не покончат и их не умертвят, и муки их не станут легче. Так Мы караем всех тех, кто отрицает (знамения Бога). (35:36)

Таково воздаяние врагам Бога! Огонь! В нем будет их Вечная обитель в воздаяние за то, что они отвергали Наши знамения. (41:28)

Но нет! Это – Адское пламя, сдирающее кожу с головы. (70:15-16)

Просто обжигаясь, человек издает вопль, а уж когда он находится в пламени пожара, то истерически вопит и зовет на помощь. Подобное поведение не изменится в Аду, но помощь находящимся там людям будет особой:

Наказание кипятком

…Если они станут молить о помощи, то им помогут (лишь) водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий же (это) напиток и скверная обитель! (18:29)

Вот две тяжущиеся группы, которые препирались относительно своего Господа. Для тех, которые отрицали (знамения Бога), выкроят одежды из Огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа. Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите же (еще) мучений от обжигающего Огня! (22:19-22)

Они сочли ложью Писание и то, с чем Мы отправили Наших посланников. Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в Огне. (40:70-72)

…Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки? (47:15)

Вот (огненная) Геенна, которую грешники считали ложью. Они будут ходить между нею и кипящей водой. (55:43-44)

… угощением для него будет кипяток, и он будет гореть в Аду. (56:93-94)

Когда их бросят туда, они услышат, как она ревет, когда кипит. (67:7)

Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем? Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены. Они будут гореть в жарком Пламени. Их будут поить из источника кипящего, и кормить только ядовитыми колючками, от которых не становится легче и которые не утоляют голода. (88:1-7)

И все эти ужасные муки будут сопровождаться не менее ужасным ветром:

Знойный ветер

Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени черного дыма, который не приносит ни прохлады, ни добра. (56:42-44)

В этой вечной безысходности, в наказание, будет огромное чувство голода, которое приведет к еще более изощренным видам мучений:

Дерево Заккум

Это угощение лучше или дерево Заккум? Мы сделали его искушением для мракобесов. Это – дерево, которое растет из основания Ада. Плоды его – словно головы дьяволов. Они будут пожирать их, и наполнять ими свои животы. Потом они (плоды Заккума) будут смешаны для них с кипятком. А затем их вернут в Ад. (37:62-68)

Воистину, дерево Заккум будет пищей грешника. Подобно осадку масла, оно будет кипеть в животах так, как кипит кипяток. Схватите же его (грешника) и волоките до самой середины Ада. Затем налейте ему на голову кипяток, причиняющий страдания. (44:43-48)

… непременно вкусите от дерева Заккум. Вы будете набивать ими (свои) животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды, которые не могут спастись от жажды». (56:52-55)

Чувство неимоверного голода непременно будет сопровождать неутолимая жажда, которая так же не облегчит состояние людей в Аду:

Наказание гноем:

А впереди его ожидает Геенна, и поить его будут гнойной водой. Он будет пить ее глотками, но едва ли сможет проглотить ее. Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не (сможет) умереть, ибо ему предстоят тяжкие мучения. (14:16-17)

Геенна, в которой они будут гореть. Как же скверно это ложе! Это – кипяток и гной. (38:56-57)

…и нет (там) пищи, кроме кровавого гноя. (69:36)

Не вкушая ни прохлады, ни питья, а только кипяток и гной. (78:24-25)

Все процитированные аяты Священного Корана предупреждают об ответственности в случае нарушения законов Божьих. Наказания можно избежать, если мы будем судить и быть судимыми в соответствии с Писанием. Так может быть вы уразумеете?

Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий! (3:8)


Когда я спросила ангела: “А где же наши евангельские христиане, наши пятидесятники? Я хочу к ним”. Я видела много знакомых лиц. Но мне было интересно, как они, где. “Где? - говорю. А он говорит: “Кто?” Я говорю: “Как кто? Ну, братья, сестры мои по вере. Ну хорошо, где тогда православные?” Ангел ответил: “А здесь нет ни тех, ни других. Здесь дети Божьи” Понимаете, друзья? На небе нет разделения. Там дети Божьи, и неважно, какой конфессии они были. Важно. Что было в их сердце, и кому они служили. Все, кто служили Господу Христу, они на небесах. И те, которые служили себе, в каждой конфессии, вот в аду они разделены, мучения в аду для них ужасны. У них у каждого свой собственный казан со смолой. Это ужасно. Это ужасно. А ведь эти люди - они знали истину, но не поверили ей. Друзья, если вы знаете истину, не отмахивайтесь от нее. Поверьте, что все, что сказано в этой Книге, вот в этой Книге, - это все правда. Это все правда до последней точки.

Мы спускались дальше. Мы спускались до самого дна. В одном из кругов я увидела свою бабушку. Да, папину маму. Мою добрую, ласковую, замечательную бабушку. Демон вытаскивал щипцами ее язык. Щипцы раскаленные. От этих щипцов загорается весь язык, все тело, это все обугливается. И вот, когда прах должен развеяться и мучения прекратиться, оно опять - тот разжимал клещи, язык выпадал, и на этом месте прах соединялся и опять становилось все так же, и мучение продолжалось. Она кричала, но сказать ничего она не могла. Она смотрела выпученными глазами на меня и тянула руки. Я не могла этого вынести, потому что ей помочь я ничем не могла. Я не могла протянуть к ней руку и остудить ее язык. Оказывается, она клеветала. Она клеветала. Я поняла, почему с ней не дружили соседи. Это страшно говорить. Это больно говорить. Ее сын, мой папа, находился в раю. А его мама вечность пребывала там. Я не могла сдвинуться с места, и, если бы не ангел, я бы, наверное, все стояла и стояла там, плакала бы и кричала. Я кричала вместо нее.

Не знаю, как мы оказались еще ниже, но я увидела дверь. Комнату, а из нее дверь - черная, вымазанная как нечистотами. В эту дверь заходили люди, как мне показалось - потому что некоторые из них были прекрасно одеты; даже костюмы, похоже, как от Версачи там, или, наоборот, джинсы монтановские, спортивные; или нищие в рубищах; или девицы в ажурных чулочках. Но у всех у них были безобразные морды. Именно морды, друзья, не лица. Они приходили. Это демоны, которые ходят по земле, которые совращают людей. Они приходили отчитаться своему хозяину. Он сидел за закрытой дверью. Когда дверь приоткрывалась, я увидела тоже подножие трона. Он маскируется под Господа. Он тоже не хочет, чтобы видели его лицо. Но трон был безобразен. На него было гадко и отвратительно смотреть. Я зажмурилась, но я успела услышать, как они отчитываются, и как один демон в дорогом костюме с ноутбуком что-то вынул из кармана. Это что-то мне не было видно. Это что-то - была душа. Я это поняла, когда он ответил: “Вот, хозяин, еще душа. Свяжи ее”. И дверь захлопнулась. Я не могла сдвинуться с места. Я спросила ангела: “Как это может быть? Еще один человек умер, и захватили?” Он говорит: “Нет. Иначе бы та душа находилась в одном из кругов. А этот еще живой. Он заключил завет. Он заключил завет. Продал свою душу. Теперь дьявол ее свяжет, отнесет на место, закует в оковы, а туда подселит демона. Этот человек встанет, будет ходить, будет делать свои дела. Но это уже будет не он. Его связанная душа будет сидеть в недрах. А демон, которому он отдал свою плоть, будет ходить по Земле вместо него”. Я вспомнила, как о злых людях говорят: “бездушный человек”. Бездушный, потому что там уже душа-пленница. Душа-пленница. Ее выпустит враг только тогда, когда ад отдаст души и море отдаст покойников. Так сказал Господь. Так Он записал. Когда встречаешь таких людей с пустыми, жестокими глазами, понимаешь, что именно о них Слово Божье говорит: “О подобных не молитесь, ибо они не за спасение”. До этого мгновения я не понимала. Господи, ну как же так? Чего-то я не понимаю. Ну почему не за спасение? Почему не за спасение? Да потому что они добровольно отдали себя. И настолько добровольно отдали, что их связал, связал враг. И в его теле уже живет подселенный демон. Семья все еще думает, что это их прекрасный папа, и удивляются, как он изменился за одну ночь. Коллеги думают, что замечательный их коллега, что с ним произошло, что он вот так переменился, как, вроде, не тот человек. Удивляются. Ну, поудивляются, потом привыкают, что это ходячее зло. А это ходячее зло совращает других, подобных себе. Я уже не хотела ничего видеть. Мне было так страшно и жутко, что я только боялась одного - быть низверженной в огненное озеро, которое мы проходили. Или в то озеро с нечистотами, в котором бултыхались души, пытаясь выбраться, которые взывали к небесам, которые им были видны. Небожители не видят этого. Для них он закрыт. Они видят Землю и своих близких, за которых они молят. Приходят к подножию трона Божьего и молят Господа. И Господь посылает ангелов остановить грешника, если это возможно. А те души в аду - они не имеют возможности даже предупредить своих близких, где они находятся. И как им ужасно, когда их близкие, вспоминая о них в годовщину их смерти, говорят хорошие слова: “как он свято жил, как он любил людей”. Если это не соответствует действительности, демоны измываются. Они усиливают пытки, и за каждое доброе слово о покойнике им становится еще хуже. Он оттуда кричит: “Молчите”. Но люди не слышат. Они лукавят. Ведь большинство знают, какой был покойник при жизни, и лукавят. Если вы знаете, что он при жизни был не таков, молчите. Молчите. Не усугубляйте его мучения. Или скажите правду о нем: “Да. Он не был свят. Он был грешен”. Скажите правду. Его пытки там не усилятся от этого. Они не ослабеют, но и не усилятся. Они останутся такими до прихода Христа, до суда. Я вспомнила, как я, когда была на похоронах заведомо неприятного человека. Но народная мудрость говорит: “О мертвых или хорошо, или ничего”. И, как правило, мы начинаем хвалить, не понимая, что им еще ужаснее от нашей лжи…

Я не заметила, как мы начали подниматься все выше и выше. Мы оказались опять возле этой завесы. Мы переступили порог завесы, и я вдохнула полной грудью этот фимиам. Он оживотворил меня. А ангел повернул меня лицом к завесе, легонько толкнул плечом и сказал: “Тебе пора”.

Друзья мои, уходила я легко и свободно, но, когда я покатилась вниз, это была такая боль. Я с болью влетела в свое тело. С болью и с криком. Но я устыдилась - по сравнению с адскими муками, это было не больно. Это можно было вытерпеть. Я замолчала. Но я услышала, что кричит кто-то другой. Я открыла глаза. Подумала: “Кто это может так кричать?”. И увидела: комната, кафельные стены. На полу сидит женщина в белом халате, халат мокрый. Рядом разлитое ведро перевернутое валяется, швабра. А она сидит и так показывает рукой: “Э-э, э-э-э”. Она не просто кричит, она еще и стонет.

Я села. Мне было плохо видно. Я поняла: мне не зашили голову. Я говорю: “Ты что кричишь?”. О, лучше бы я этого не спрашивала. Бедная женщина стала белая, как полотно. Я ей говорю: “Не бойся. Не кричи”. Но она встала на четвереньки и так быстренько-быстренько - и в двери. Она выползла.

Мне холодно стало. Я стала осматриваться и увидела, что я прикрыта только одной простыней. На ноге у меня зеленкой написан номер истории болезни. На другой - имя и фамилия, и дата смерти. Я знала, как оформляют покойников. Я врач. Я не один день провела в морге, когда сдавала экзамены по анатомии и хирургии. Но почему я здесь? - подумала я, - Я ведь только что была на небесах. Ах, да, Господь сказал: “Ты вернешься”. Что же делать дальше? Господи, Ты же не позволишь, чтобы меня разрезали на живую? Меня же сейчас вскрывать будут, - подумала я. У меня страшно заболел живот. Опустив глаза, я увидела разрез. Ага, меня уже пытались. Я зацепила рукой, а крови нет. Странно, - подумала я.

** На этом сайте предложены свидетельства людей которые видели мучения в аду и то, что ожидает грешников. Они рассказывают подробно о том, как оказались в преисподней и то, что было дальше после этого. Человеческая душа в аду - это реальность, в этом нет какой-то мистификации. Но мы к сожалению на сегодняшний день слишком заняты своими делами и проблемами. А если задуматься о том, что происходит в нашей жизни то можно увидеть, как масса разной информации, не дает нам услышать главного. А главное - это то, что Иисус Христос воскрес и дал нам возможность под средством своей победы над смертью, иметь вечное наследие. И мы должны быть уверены в том, что небо поможет нам и уже все произошло. Только осталось теперь каждому из нас совершить своё спасение и стать исполнителями Божьей воли. В писании Иисус Христос говорил о том, что прежде всего нам нужно искать Его царства (Матфея 6:33-34) и не заботиться о другом. Но все мы захвачены тем, что живем в своё удовольствия и не слышим призыв неба для нас.
** Примечание редактора

Согласно Библии вечный не ад и мучения (адские муки), а огонь, дым

Действительно, сложно понять причины благовестия Иисуса в аду тем, кого Он собирался там оставить, и тем, кого хотел с Собой забрать в рай. Чтобы еще более убедиться в несостоятельности этой богословской теории, давайте посмотрим на библейские тексты, которые нам говорят о рае и якобы вечных муках в преисподней.

Существует всего несколько текстов в Священном Писании, на которых построена вся концепция вечных посмертных мучений. Давайте их рассмотрим и подумаем, о какой вечности в них может идти речь:

«И пойдут сии в муку вечную , а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

«И дым мучения их будет восходить во веки веков , и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:11).

Если на основании этих текстов сделать вывод, что грешники будут мучиться в огне вечно, то нужно будет признаться в противоречивости Библии. В главе «Геенна огненная» было приведено множество отрывков из Священного Писания, в которых описан Великий Суд, представляющий собой сжигание огнем, то есть уничтожение , греха и грешников. Вот еще несколько стихов на эту тему:

«Нынешние небеса и земля … сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:7,10,13).

«Праведно пред Богом - оскорбляющим … воздать скорбью … в явление Господа Иисуса с неба … в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа, … которые подвергнутся наказанию, вечной погибели » (2 Фес. 1:6-9).

«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их » (Откр. 20:9).

«Нечестивые погибнут , и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут » (Пс. 36:20).

«Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел , показав пример будущим нечестивцам » (2 Пет. 2:6).

«Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки » (Иез. 28:18,19 , см. также Ис. 33:12,14 , Мал. 4:1,3 , Пс. 49:3,4 , Ис. 66:22,24 , Ис. 1:28 , Ис. 30:33 , Ис. 34:8-10 , Ис. 38:16-23 , Авд. 1:18 , Наум. 1:9,10 , Пс. 10:6 , Пс. 36:20 , Пс. 103:35 , 1 Кор. 3:13 , 1 Пет. 3:12).

Как хорошо видно из этих текстов, грешные люди в огне погибают, превращаются в пепел, исчезают на веки . Мы знаем, что Библия не может себе противоречить. О чем же тогда говорят стихи о вечных муках Мф. 25:46 и Откр. 14:11 ?

Существует как минимум два объяснения их содержания.

Во-первых , вечным может быть не мучение грешников, а сам огонь . Ведь в Библии нет других текстов, которые говорят, что именно страдание грешных людей, не достойных Царствия Небесного, будет вечым. Ряд теологов считает, что Бог оставит на новой земле огонь геенны для напоминания об огромной трагедии, постигшей всю Вселенную. Такой вывод можно сделать из анализа иных текстов Священного Писания, описывающих те же события, что и в Мф. 25:46 , в том числе находящиеся в непосредственной близости с этим стихом:

«Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени (Ис. 33:14).

«Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее ; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34:8-10).

А беспокойство днем и ночью в Откр. 14:11 предсказывает нам мучение последователей учения Вавилона от семи язв и чаш, о которых рассказывается параллельно (см. Откр. 16:9 , Откр. 18:2,4). Дорогой читатель, нужно учитывать, что Священное Писание в оригинале не имело разделения по главам и знаков препинания. Также нужно знать, что библейское повествование зачастую имеет цикличность, то есть одна тема прерывается другой и далее вновь продолжается. Это хорошо видно на примере 24 главы Евангелия от Матфея где Иисус рассказывал «вперемешку» о Своем Втором Пришествии и разрушении Иерусалима в 70 году н. э. Также в библейских пророчествах часто применяется описание одних и тех же периодов времени или событий разными символами. Так, например, смена мировых держав в книге Даниила изображалась сначала в виде истукана, а затем образами животных (Дан. 2 и главы).

Во-вторых , слова вечно и вовек далеко не всегда в Библии обозначают бесконечность:

А) «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным . Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:13,14).

Здесь завет обрезания назван вечным. Однако мы знаем, что Новый Завет отменил необходимость обрезания (см. 1 Кор. 7:18,19 , Рим. 3:30 , Гал. 5:6 , Филип. 3:2,3).

Б) «И сказал Господь Аарону: вот … от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным; вот, что принадлежит тебе из святынь великих, от сожигаемого: всякое приношение их хлебное, и всякая жертва их за грех… Это устав вечный в роды ваши» (Чис. 18:8,9,23).

Со смертью Христа - истинной заместительной жертвы, пропала необходимость совершать жертвоприношения в храме, а значит, в Новом Завете служение евреев из рода Аарона стало не нужным, несмотря на то, что ранее оно было названо вечным.

В) «Ты соделал народ Твой Израиля Своим собственным народом навек, и Ты, Господи, стал Богом его» (1 Пар. 17:22).

Иисус открыл дорогу к Богу язычникам, теперь каждый христианин стал народом Божьим (см. главу «Послание к Евреям 4:9» ).

Г) «И он останется рабом его вечно » (Исх. 21:6).

Здесь речь идет о времени жизни раба.

Д) «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример » (Иуд. 7).

Огонь Содома и Гоморры Библия тоже называет вечным , однако он давно погас. Священное Писание сравнивает истребление этих городов с последующим наказанием нечестивцев (см. выше 2 Пет. 2:6).

Анализируя Библию, можно сделать вывод: вечно что-то длится, пока не закончится либо не исполнится его предназначение. Понятие «вечно» в смысле «бесконечно» по отношению к Земле может принадлежать только Богу (см. 1 Пар. 16:15 , Пс. 110:7,8 , 1 Пет. 1:25 , Откр. 14:6 , 1 Тим. 6:16). Сама Библия так объясняет значение слова вечно : «Видимое временно , а невидимое вечно » (2 Кор. 4:18).

Мы не можем знать, насколько долго будет гореть пламя Великого Суда. Главное, мы можем быть абсолютно уверенными, что уж точно грешники не будут мучимы вечно в этом огне – Библия неоднократно и однозначно говорит об их уничтожении.

Также и сам ад, который, как мы теперь знаем, обозначает могилу, исчезнет - будет уничтожен в озере огненном:

«И смерть и ад повержены в озеро огненное » (Откр. 20:14).

Кстати, в этом тексте мы видим еще одно доказательство отличия ада от геенны огненной. Разве может ад быть брошен в себя же – в ад? Конечно, нет. Здесь говорится о том, что на новой земле не будет уже ни прекращения жизни (смерти) , ни могил (ада) .

«Сии … как бессловесные животные … растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей … Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки » (Иуд. 10-13).

Богословская теория о вечном мучении в преисподней противоречит также понятию о вечной жизни во Христе. Согласно Евангельской вести, жизнь вечная возможна только во Христе Иисусе: «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе , Господе нашем» (Рим. 6:23 , см. также 1 Ин. 3:15). То есть люди, отвергшие Христа, не будут жить вечно нигде: ни в преисподней, ни в озере огненном, ведь мука вечная – это тоже жизнь вечная , только плохая.

Стоит отметить, что в церкви всегда существовали учения, не поддерживаемые большинством, которые возвещали отсутствие «вечного ада» и восстановление всего тварного на земле в исходное состояние. Подобные теологические концепции ряд богословов именует «Апокатастасисом» (др. греч. άποκατάστασις - восстановление), а их приверженцев - «оптимистами». О конечности адских мук или всеобщем спасении высказывались такие известные в церкви личности, как христианский проповедник Климент Александрийский (150 – 215 гг.), христианский ученый богослов Ориген (185 – 254 гг.), возведенный в ранг «святых» епископ Григорий Нисский (335 - 394 гг.), слепой богослов Дидим Александрийский (ум. в 395 г.), христианский писатель Исаак Сирин (VII век) и другие.

Конечно, сам «Апокатастасис» ошибочен, ведь, как мы увидели выше, Библия не учит о всеобщем спасении. Но в нем есть и здравое зерно, так как учение о вечном мучении бессмертных душ определенно противоречит характеру Любящего Бога и Его Слову.

Похожие статьи