Мобилизационные планы. Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации План мобилизационной подготовки учреждения образец

Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются :

Экономики;

Органов власти;

Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

В мирное время - мобилизационная подготовка.

При переходе с мирного на военное время - мобилизация.

В военное время - выполнение планов расчетного года.

При переходе с военного времени на мирное время - демобилизация .

Мобилизационная подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной . Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой . Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

Отмобилизование обсервационных пунктов;

Выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;

Развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;

Создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

Заготовка донорской крови и ее компонентов;

Создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных ииммунобиологических препаратов;

Подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация иусовершенствование врачей;

Как сказано выше, исходным пунктом мобилизационного планирования в промышленности являлась проработка мобилизационной заявки НКО , в процессе которой изучались реальные возможности ее удовлетворения, выявлялась возможная техническая база военного производства, оценивались состояние и размещение энергетических и сырьевых ресурсов, условия транспортирования грузов с началом войны, анализировались условия отмобилизования промышленности в требуемых видах, размерах и сроках. В итоге проработки мобзаявки вырабатывалось решение на размещение ее в промышленности, которое затем оформлялось в виде мобилизационных заданий .

Мобзадания накладывали на промышленность обязательства подготовить еще в мирное время такие производственные мощности, которые обеспечивали бы выполнение производственной программы военного времени. Иначе говоря, в них содержалась установка на развитие промышленности в соответствии с потребностями будущей войны.

Следующим этапом работы являлась организация материально-технического обеспечения мобзаданий, включавшая:
- распределение материальных фондов и денежных ассигнований;
- планирование капитального строительства;
- разработку мероприятий по подготовке промышленных кадров, снабжению предприятий дополнительным оборудованием, сырьем, инструментом и т.п.

Мобилизационное планирование в промышленности базировалось на принципах децентрализации мобилизационной работы по отраслям и территориям на возможно большем отчуждении ресурсов гражданской промышленности на нужды военной и на широком кооперировании производства военной продукции.

Необходимость децентрализации мобработы обусловливалась большой территориальной разбросанностью многочисленных предприятий. Принцип децентрализации означал, что мобработа должна пронизывать все звенья промышленности сверху донизу как по отраслевой линии - наркомат, главк, трест, предприятие, так и территориально - по линии республиканских, областных, районных моборганов с предоставлением достаточной самостоятельности в действиях отдельным предприятиям и моборганам. Большая часть предприятий была выделена в ведение областных и районных органов государственной власти с оставлением в непосредственном подчинении центральных органов только небольшой группы заводов, имевших особо важное оборонное значение. Координация рассредоточенных усилий, объединение их и направление к общей цели осуществлялось одним центральным органом общего руководства.

Широкое привлечение гражданской промышленности к производству военной продукции вытекало из предпосылки, что только отмобилизованная гражданская промышленность способна придать военному производству массовый характер. Другими словами, промышленность нужно готовить к войне так же, как и армию, т.е. необходимо иметь кадровые войска (военную промышленность) и хорошо подготовленное массовое пополнение (гражданская промышленность).

Основу мобилизационного планирования составляла разработка мобилизационных планов (далее МП) во всех звеньях промышленности. МП предприятия составлялся на основе полученного мобзадания и плана оборонного строительства. Он должен был обеспечивать быстрый переход предприятия на работу по графику военного времени. МП являлся оперативным планом действий на период мобразвертывания и на первый год войны. Разработка его включала выполнение расчетов потребного оборудования, площадей, рабочей силы, сырья и инструмента, составление вспомогательных планов перестановки оборудования, его ремонта, новой расстановки кадров, а также определение возможных сроков отмобилизования предприятия.

В прямой зависимости от сроков отмобилизования находились МЗ промышленности. На большие сроки отмобилизования нужны были и большие МЗ, что являлось невыгодным и обременительным для государства.

МЗ промышленности (запасы сырья, полуфабрикатов, оборудования, инструмента, приспособления и т.п.) предназначались для обеспечения быстрого и планомерного перехода предприятий к работе по программе военного времени и как гарантия бесперебойной работы на период транспортных затруднений. Размеры их имели экономические пределы. При плановом снабжении они должны были соответствовать потребностями производства с момента объявления мобилизации и до начала плановых поставок исходных материалов.

МЗ особо дефицитных материалов (цветных металлов, ферросплавов, предметов импорта) накапливались, как правило, на первый год войны, а по отдельным видам материалов и на больший срок. На военных заводах, имевших задачу начать массовое изготовление продукции по мобплану сразу же после объявления мобилизации, МЗ полуфабрикатов (деталей, узлов, агрегатов) создавались на период полного отмобилизования заводов-поставщиков плюс время на доставку от них грузов. Следовательно, МЗ военных заводов были значительно большими, чем на гражданских предприятиях. Если на последних неснижаемые запасы исходных материалов полагалось держать на уровне трехмесячной потребности производства, то на военных заводах МЗ создавались в пределах шестимесячной потребности.

Размеры МЗ, которые реально содержались на предприятиях в мирное время, ограничивались материальными фондами и денежными лимитами, выделявшимися для их задела. Поскольку это было связано с большими непроизводительными затратами денежных и материальных средств, острый недостаток в которых ощущался в течение всего довоенного периода, то лимиты на МЗ обычно урезывались, были намного ниже потребности, поэтому запасы накапливались чрезвычайно медленно и не достигали установленных норм.

В типичном варианте важнейшими составными частями мобилизационного плана предприятия являлись:
- производственная программа на первый год войны по всем номенклатурам мобзадания, а также по полуфабрикатам и деталям, заданным в порядке кооперирования;
- разработанный технологический процесс и технические условия на все изделия мобзадания;
- план организации и развертывания производства по графику военного времени (мобзадания цехам, перепланировка оборудования, перераспределение рабочей силы, организация контроля за качеством продукции и др.);
- обеспечение мобзадания рабочей силой, ИТР, предметами материального снабжения (МЗ и переходящие запасы исходных материалов, инструмента, полуфабрикатов, собственные ресурсы предприятия);
- обеспечение мобзадания внутризаводским транспортом и складскими помещениями, электроэнергией, паром и водой;
- предварительные заказы заводам-поставщикам;
- возможные сроки мобилизационного развертывания и организация ПВО предприятия.

В МП головных заводов дополнительно включались вопросы, вытекавшие из их обязанностей по отношению к заводам-поставщикам.

К элементам МП предприятия относились также мобрасписание и мобзаявка, в которых регламентировалось - кому, когда и что нужно делать после объявления мобилизации, а также разного рода заявки на материальное обеспечение. Заявки и планы поставок продукции по номенклатурам моботделы (мобсектора) предприятий представляли в свои главки и в районные моборганы, где они суммировались и передавались по инстанции в наркоматы, в областные и республиканские моборганы. На основе материалов наркоматов центральный моборган при ВСНХ составлял сводный МП промышленности .

Сводный МП промышленности представлял собой ведомость помесячных поставок военной продукции (по номенклатурам, предприятиям и их группам) в первый военный год. В качестве приложения к нему разрабатывался общий план мероприятий по материально-техническому обеспечению сводного МП (обеспечение отечественным и импортным сырьем, оборудованием, инструментом, рабочей силой, энергией, перевозками, суррогатирование и замена импортных материалов отечественными, организация системы снабжения, прикрепление предприятий к районам сырья и к территориальным снабженческим организациям и др.).

Сводный МП промышленности отражал только учтенные возможности по освоению мобзаявки НКО, которые, однако, могли существенно отличаться от реальных возможностей. Все зависело от того, насколько квалифицированно и полно они были выявлены и учтены, для чего, кстати, требовались серьезные технические знания и большой производственный опыт.

Разработанный промышленностью сводный МП представлялся в НКО для согласования сроков и объема промышленных поставок, оборонного строительства и его дислокации, размеров ассигнований на оборонное строительство, на импорт и финансирование мобплана в целом.

Возникавшие при этом взаимные претензии разрешало правительство при утверждении плана.

Утвержденный правительством МП промышленности служил основой для разработки плана снабжения Вооруженных Сил на первый год войны, которым и завершался цикл мобилизационного планирования. В его истоках находились оперативный план ведения будущей войны и план ее материального обеспечения (оперативно-материальный план войны), на основе которых разрабатывались мобзаявки НКО и МП промышленности. Последний, в свою очередь, давал необходимые отправные данные для составления плана снабжения Вооруженных Сил, являвшегося составной частью оперативно-материального плана. Так обнаруживается тесная связь и взаимозависимость МП промышленности и оперативно-материального плана будущей войны.

Контроль мобилизационной готовности предприятий осуществлялся по линии их прямого подчинения (высшими отраслевыми и территориальными моборганами), а также центральными управлениями НКО, в составе которых были специальные промышленные инспекции. Кроме того, для контроля привлекались военпреды предприятий, имевшие допуск к мобработе. Основными методами контроля являлись периодическое инспектирование и частичные пробные мобилизации промышленности.

Источник информации:
"Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.", Москва-Тула, издательство ГАУ, 1977 г.

Мобилизационная подготовка и мобилизация страны представляет собой сложный и объемный комплекс мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. В Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в статье 2, пункт 3 изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, всего их – 24.

Для удобства рассмотрения данных мероприятий, они объединены в комплексы мероприятий относящихся к мобилизационной подготовке и мобилизации экономики, органов власти и Вооруженных Сил (других войск):

А) Комплекс мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики.

7. Разработка мобилизационных планов экономики и мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Мобилизационный план экономики – это система взаимоувязанных прогнозов, расчетов и заданий (заказов) по обеспечению важнейших нужд государства в военное время. Система планирования мобилизационной подготовки и мобилизации экономики состоит из двух блоков:

· планы на военное время (условно именуемые планами на расчетный год), разрабатываемые, как правило, один раз в пять лет;

· планы мобилизационной подготовки экономики, разрабатываемые ежегодно в составе Государственного оборонного заказа и реализуемые в мирное время.

Методическое руководство и контроль за разработкой мобилизационных планов экономики осуществляет Министерство экономического развития и торговли, мобилизационных планов развертывания Вооруженных Сил – Министерство Обороны Российской Федерации, планы перевода органов государственной власти - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

8. Подготовку экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время.

Подготовка экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется на основании планов мобилизационной подготовки составляемых на календарный год и перспективных на 5 лет. Планами предусматривается выполнение всего комплекса мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации в мирное время.

9. Проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени.

Мероприятия по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени выполняются в соответствии с планами перевода и планами на расчетный год, в которых отражаются все мероприятия перевода, строго по времени и в полном объеме, с указанием ответственных должностных лиц за их выполнение.

11. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, специальных формирований и нужд населения в военное время.

В сегодняшних условиях более актуальной будет проблема сохранения тех производственных мощностей, которые будут задействованы для выпуска военной продукции по плану на расчетный год. Создание мобилизационных мощностей осуществляется путем строительства новых, реконструкции существующих предприятий для производства военной и важнейшей гражданской продукции и путем ассимиляции (приспособления) предприятий под выпуск военной продукции.

14. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей в мобилизационном и государственном резервах, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.

Мобилизационный резерв материальных ценностей создается предприятиями и организациями в мирное время для обеспечения развертывания производства военной продукции, развертывания специальных формирований, переоборудования средств транспорта, для обеспечения массовых воинских и эвакуационных перевозок и обеспечения бесперебойной работы предприятий.

Накоплению в мобрезерве подлежат основное сырье и материалы, специальная технологическая оснастка, наплавные мосты, полетные строения, электростанции, медицинские препараты, средства индивидуальной защиты. К сожалению, в последние годы значительная часть мобилизационных запасов была реализована, другая часть требует освежения или списания. Недостаток финансовых средств существенно сдерживает работы в этом направлении.

16. Подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания, обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Основными принципами нормированного снабжения населения товарами являются введение нормированного снабжения товарами всего населения страны (для этого вводится девять категорий населения), введение норм и ассортимента товаров, обеспечение горячим питанием в введение центрального распределения товарных ресурсов для нормированного снабжения в регионах и в целом по стране, с сохранением коммерческой торговли.

21. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе. Бронирование военнообязанных осуществляется на основании следующих принципов:

· учета потребности для обеспечения на период мобилизации и военное время трудовыми ресурсами из числа военнообязанных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, а также потребности для комплектования личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации;

· приоритетного бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, имеющих мобзадание;

· установление ограничений в представлении отсрочки от призыва военнообязанным, предназначенным для доукомплектования частей постоянной готовности.

Б) Комплекс мероприятий по переводу органов власти на военное положение.

3. Определение условий работы и подготовка органов государственной власти и органов местного самоуправления к работе в период мобилизации и в военное время.

Определение условий работы органов власти планируются на основе оценки возможной военной обстановки в период мобилизации и в военное время. Подготовка органов власти к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется в мирное время, во время плановых занятий по мобилизационной подготовке, а также в ходе тренировок, деловых игр и учений.

4. Перевод органов государственной власти и органов местного самоуправления на работу по условиям военного времени.

Перевод органов управления на работу по условиям военного времени осуществляется на основании планов перевода органов государственной власти и органов местного самоуправления, с получением сигнала о переводе при введении в действие степени боевой готовности «Полная».

10. Оценку состояния мобилизационной готовности Российской Федерации, осуществляется по средствам контроля.

Основной целью контроля мобилизационной готовности Российской Федерации является оценка готовности экономики, органов власти различных уровней и Вооруженных Сил, других войск к мобилизационному развертыванию в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий и способности выполнить поставленные задачи (задания) в военное время.

17. Создание и подготовку в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций к работе в условиях военного времени.

Запасные пункты управления создаются в мирное время в соответствии с планом развертывания системы государственного управления. Они могут быть загородными и защищенными. ЗПУ оснащаются средствами управления, документацией, системой жизнеобеспечения, продовольствием и медикаментами по установленным нормам.

В) Комплекс мероприятий по подготовке и переводу Вооруженных Сил, других войск на военное положение.

5. Подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации, осуществляется Министерством обороны и другими силовыми ведомствами в соответствии с планами боевой подготовки.

6. Проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых формирований, органов и специальных формирований, осуществляется в соответствии с мобилизационными планами Министерства обороны и других силовых министерств в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий.

12. Создание и подготовку специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации к передаче в Вооруженные Силы Российской Федерации или использованию в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации.

Военизированные и невоенизированные специальные формирования создаются на базе действующих предприятий, организаций и учреждений. Ответственность за создание и поддержание их в готовности к применению возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые объединения, а также на руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, на базе которых они создаются.

Автомобильные колонны войскового типа формируются за счет автомобильной техники, подлежащей передаче в Вооруженные Силы, другие войска в соответствии с установленными нормами и лимитами изъятия.

13. Подготовку техники, предназначенной при объявлении мобилизации к поставке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использованию в их интересах.

Поставляется, как правило, автомобильная, дорожно-строительная и погрузочно-разгрузочная техника и часть специальной техники. Вся поставляемая в Вооруженные Силы техника должна иметь определенный запас хода до капитального ремонта (10 тыс. км.), должна быть укомплектована запасными частями и инструментом и иметь запас топлива в размере одной заправки. Техника поставляется с водителем (военнообязанным).

19. Организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в организациях.

Воинский учет организуется для обеспечения использования гражданами Российской Федерации военной обязанности. Он осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет осуществляется военными комиссариатами, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541.

20. Подготовку граждан по военно-учетным специальностям для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям проводится на военных сборах граждан, пребывающих в запасе, которые проводятся в воинских соединениях и частях в течение 30 дней с периодичностью в 5 лет.

Г) Комплекс мероприятий обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Нормативно-правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Нормативно-правовые акты по мобилизационной подготовке должны быть структурированы по уровням: Федеральные законы Российской Федерации, межотраслевые (отраслевые) нормативные акты, законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления и нормативные акты предприятий. Они должны быть взаимоувязаны по задачам, исполнителям, ресурсам и срокам. Нормативно-правовыми актами должны быть охвачены все области подготовки к функционированию экономики в военное время. Нормативными актами должны быть определены статус, роль и задачи органов управления, права, обязанности и ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по подготовке экономики к функционированию в военное время. С 1992 года в Российской Федерации принято более 150 нормативных актов, касающихся вопросов мобилизационной подготовки. В настоящее время начался новый этап разработки нормативных правовых документов в связи с разработкой нового мобилизационного плана экономики на 2000 расчетный год.

2. Научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации.

Проведение научно-исследовательских работ по мобилизационной подготовке должно обеспечить наиболее эффективное и рациональное планирование и выполнение задач мобилизационной подготовки. Научное обеспечение должно охватывать весь спектр вопросов мобилизационной подготовки, начиная от вопросов системы мобилизационной подготовки в целом до мобилизационной подготовки предприятия. К сожалению, переход на рыночную экономику привел к недостаточному финансированию и как следствие к оттоку наиболее квалифицированных кадров и закрытию ряда НИР по вопросам обороноспособности государства.

15. Создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населен6ия и объекты, являющиеся национальным достоянием.

Страховой фонд документации начал создаваться в конце 50-х годов. Львиная доля его сосредоточена в Миноборонпроме (90%). На долю министерства промышленности приходится около 8%. Подавляющее большинство документов страхового фонда храниться на рулонных пленках и микрофильмах, обладающих высокой достоверностью и надежностью. Кроме этого информация может храниться на магнитных носителях и оптических дисках. На них строится, в основном, страховой фонд документации в системе МЧС.

18. Подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время.

На средства массовой информации в период мобилизации и в военное время возлагаются функции оповещения и предупреждения, вводится цензура и ограничения на выпускаемую информацию. Это регламентируются законом «О военном положении» и другими нормативными правовыми актами.

22. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

В ходе учений, деловых игр и тренировок могут решаться следующие задачи:

· проверка полноты и реальности мобилизационных планов;

· выявление недостатков, «узких мест», диспропорций в отраслях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, влияющих на выполнение мобилизационных заданий;

· совершенствование навыков руководящего состава отраслевых и территориальных звеньев экономики и проведение мероприятий по мобилизационному развертыванию экономики и обеспечению ее функционирования в условиях военного времени, в проведении восстановительных работ;

· совершенствование взаимодействия органов управления различных уровней, должностных лиц по мобилизационному развертыванию экономики и работе ее в условиях военного времени и т. д.

При необходимости могут решаться и другие задачи, вплоть до выпуска опытных образцов вооружения и военной техники, другой продукции военного и гражданского назначения (выпуск установленных партий).

23. Повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Начиная с 1995 года, ведется активная подготовка кадров в области мобилизационной работы. Работают курсы повышения квалификации при отраслевых академиях и институтах. На базе Академии Гражданской защиты проводит переподготовку и повышение квалификации специалистов факультет специальной подготовки, на территории которого вы сейчас находитесь. Становится практикой ежегодных сборов с руководителями мобилизационных органов субъектов Российской Федерации с участием специалистов Министерства экономического развития и торговли, Правительства Российской Федерации и ГУСПа.

24. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Основными направлениями сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в области мобилизационной подготовки являются:

· создание системы межгосударственного сотрудничества и заключение договоров с государствами-участниками СНГ в военной области, в области мобилизационной подготовки экономики, а также сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти;

· согласование мобилизационных планов экономики в части определения объемов взаимных поставок вооружения, военной техники и других материальных средств;

· повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки;

· проведение на двусторонней и многосторонней основе заседаний, совещаний, консультаций и встреч.

Мобилизационный план

государственные документы, определяющие содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени, а также переводу ВС и др. войск на организацию и состав военного времени. В РФ разрабатываются согласно законодательству об обороне М.п. экономики, ВС, др. войск, воинских формирований, органов и спец. формирований.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мобилизационный план" в других словарях:

    Мобилизационный план - совокупность взаимоувязанных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки проведения мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное… … Пограничный словарь

    Мобилизационный план (план на расчетный год) экономики - совокупность мобилизационных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий в отраслях и сферах экономики при введении военного положения, а также перевод экономики и органов государственной и исполнительной … Официальная терминология

    МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ, мобилизационная, мобилизационное. прил. к мобилизация. Мобилизационный план. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    мобилизационный - ая, ое. mobilisation f. Отн. к мобилизации. Мобилизационный план. БАС 1. Нас распределили по госпиталям, по лазаретам, по полкам, руководить мобилизационными списками. Вересаев На япон. войне. На фоне этих удач капитализма реальный социализм со… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    план - Замысел, проект осуществления чего либо; задание. О широте, размахе, значении плана; об его оценке. Блестящий, важный, великий, великолепный, величественный, всенародный, всеобъемлющий, всеохватывающий, гармоничный, генеральный, грандиозный,… … Словарь эпитетов

    План мобилизационный - ПЛАНЪ МОБИЛИЗАЦІОННЫЙ. См. Мобилизація … Военная энциклопедия

    Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

ОБРАЗЦЫ

документов организации, определяющих мобилизационную готовность и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам

__________________________________________________________________________________

Титульный лист

ПЕРЕЧЕНЬ И ОБРАЗЦЫ

ОСНОВНЫХ ТИПОВ ДОКУМЕНТОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

К ПОСТАВКЕ ТЕХНИКИ

В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ ПО МОБИЛИЗАЦИИ

________________________________________________________

Первый лист

Перечень основных документов

по подготовке организаций к поставке техники в ВС РФ по мобилизации

Наименование документа

Порядок разработки в организации

Положение "О военно-транспортной обязанности" (Указ Президента РФ № 000 от 2.10.1998 г.)

отделом представляется выписка или организация приобретает самостоятельно

Приказ по организации "О поддержании и мобилизационной готовности техники к поставке в войска по нарядам"

Сводный наряд на поставку техники в ВС РФ.

вручается организации

Мобилизационные предписания на предназначенную технику

вручается организации

Паспорта транспортных средств техники, приписанной к поставке

выделяются организацией от ПТС всего парка

Обязанности руководителя организации по поставке техники в ВС РФ.

вручается организации

Списки машин и водителей, отобранных для поставки в войска.

вручается организации

Перечень распределения обязанностей между руководящим составом организации.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Перечень основных работ, подлежащих выполнению организацией с поступлением распоряжения на поставку техники в войска.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Список должностных лиц, подлежащих вызову в исполнительный период для обеспечения поставки техники.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Расчет оповещения и сбора личного состава и техники предприятия.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Список посыльных для оповещения личного состава предприятия.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Бланки телеграмм на сбор техники, находящейся в командировках (установленного образца с заранее заготовленным в них текстом) или список телефонов водителей.

закладываются организацией

Список лиц, сопровождающих технику для передачи воинским частям (военкоматам), и их основные обязанности.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Бланки предписаний для сопровождающих технику.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Перечень комплектов запасных частей, инструменты и имущества, подлежащих накоплению для техники, поставляемой в войска.

вручается организации

Ведомость наличия запасных частей, инструменты и имущества, подлежащих накоплению для техники, поставляемой в войска.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Накладная на выдачу комплектов запасных частей, инструмента и имущества.

разрабатывается организацией самостоятельно

Журнал учёта проверок готовности предприятия к поставке техники по нарядам военкоматов.

разрабатывается организацией в соответствии с предоставляемым образцом

Примечание: все документы хранятся у руководителя организации или по его решению – у должностного лица, отвечающего за готовность техники и назначенное приказом по организации.

_________________________________________________________________________________

1. «ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ»

(выписка)

Утверждено Указом Президента РФ

от 2.10.1998 г. № 000

I. Общие положения

1. Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований (далее именуются - войска, формирования и органы) в период мобилизации и в военное время.

2. Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств .

В целях настоящего Положения под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

3. Военно-транспортная обязанность распространяется на:

федеральные органы исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления ;

организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации (далее именуются - организации);

II. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности федеральными

органами исполнительной власти, органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления и организациями

5. Военно-транспортная обязанность исполняется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями:

в мирное время - путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями;

в период мобилизации и в военное время - путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями.

7. Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

8. Ведение учета транспортных средств по перечням, предусмотренным пунктом 7 настоящего Положения, возлагается на военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований (далее именуются - военные комиссариаты) и на органы военного управления.

10. Государственная регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, производятся по согласованию с военными комиссариатами

12. Подготовка и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями и включает в себя выполнение мероприятий и обязательных требований по обеспечению мобилизационной готовности указанных транспортных средств в соответствии с настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности.

14. Для обеспечения мобилизационной готовности транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам,

организации обязаны осуществлять:

отбор транспортных средств совместно с представителями войск, формирований и органов;

подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества в соответствии с мобилизационными заданиями;

проверки наличия и технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями действующих инструкций и правил;

проверки готовности к обеспечению работы транспортных средств ;

представление войскам, формированиям и органам информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств ;

проведение других мероприятий по мобилизационной подготовке транспортных средств, определяемых нормативными правовыми актами РФ по вопросам военно-транспортной обязанности.

15. Для проведения проверок мобилизационной готовности транспортных средств организации обязаны обеспечивать доступ представителей :

федеральных органов исполнительной власти;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органов местного самоуправления;

военных комиссариатов (органов военного управления);

войск, формирований и органов.

17. Организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки в пунктах передачи с соответствующей документацией, в технически исправном состоянии, а также обеспеченными по нормам, определенным соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности.

18. Доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций .

19. Войска, формирования и органы имеют право в мирное время привлекать предназначенные для предоставления им транспортные средства (за исключением транспортных средств, находящихся в собственности граждан) в случае:

проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий;

проведения опытных мероприятий по переоборудованию и (или) дооборудованию транспортных средств, соответствующих испытаний специального оборудования, устанавливаемого на них, и проверок готовности транспортных средств к предоставлению войскам, формированиям и органам.

III. Порядок исполнения военно-транспортной

20. Военно-транспортная обязанность исполняется гражданами в военное время путем предоставления войскам, формированиям и органам тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств.

22. В целях обеспечения исполнения гражданами военно-транспортной обязанности осуществляется учет транспортных средств , предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения.

Ведение учета этих транспортных средств возлагается на военные комиссариаты (органы военного управления). Порядок учета определяется Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

23. Государственная регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортных средств, предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения, производятся по согласованию с военными комиссариатами (органами военного управления), осуществляющими их учет.

V. Контроль и отчетность

28. Контроль за готовностью транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, военные комиссариаты (органы военного управления), войска, формирования и органы и осуществляется в ходе проведения проверок мобилизационной готовности этих транспортных средств и организации их учета, а также в ходе проведения мероприятий, указанных в пункте 14 настоящего Положения.

2. Приказ по организации «О поддержании в мобилизационной готовности техники к поставке в войска по нарядам отдела военного комиссариата Белгородской области по г. Старый Оскол и Старооскольскому району

ПРЕДПРИЯТИЕ ____________________________

г.__________ «____»__________200__г.

О поддержании в мобилизационной

готовности техники к поставке в

войска по нарядам …..

С целью поддержания в постоянной готовности техники, предназначенной к поставке по нарядам отдела военного комиссариата Белгородской области по г. Старый Оскол и Старооскольскому району

ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Ответственным за техническое состояние и готовность предназначенной техники назначить ___________, а в его отсутствие _____________ .

2) Ответственным за комплектование и хранение комплектов ЗИП назначить ___________ .

3) Организацию оповещения личного состава и сбора техники возлагаю на ____________ , а в его отсутствие на ____________ .

4) Механику___________ регулярно заносить фактический пробег автомобиля, ремонт, смену агрегатов в технические паспорта автомобилей. Техпаспорта предназначенной техники из общего числа выделить отдельно.

5) ________________ по запросам военного комиссариата один раз в полугодие к 30.05 и к 30.9 представлять сведения о наличии и техническом состоянии транспортных средств, в течении пяти дней со дня прохождения – третий экземпляр акта государственного технического осмотра.

6) Комиссии технического контроля ежеквартально проверять техническое состояние предназначенной техники. О результатах проверки докладывать руководителю предприятия.

7) Уполномоченным за доставку техники на пункты сбора военного комиссариата и войсковых частей назначить механика _____________.

8) По распоряжению уполномоченному доставить предназначенную технику на пункт сбора в течении ______ часов.

9) Гл. механику____________ закрепить технику, приписанную к войскам, за водительским составом под роспись.

10) Список закрепления водительского состава за автомобильным транспортом:

11) Начальнику ОК приказ объявить под роспись соответствующим должностным лицам.

12) Контроль за исполнением приказа возложить на ____________, готовить изменения и дополнения в него по мере необходимости.

Руководитель предприятия__________________ подпись

3. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

организации по поставке техники в Вооруженные Силы РФ

В мирное время:

– с получением задания на поставку техники с объявлением мобилизации или военного времени (сводный наряд), изучить его с руководящим составом организации и определить приказом (распоряжением) состав администрации из числа не призываемых по мобилизации, на который возложить: оповещение и сбор личного состава организации, сбор и подготовку техники к передаче в войска, обеспечение ее материальными средствами, сопровождение и передачу машин военному комиссариату или воинским частям в места и сроки, указанные в сводном наряде;

– отобрать совместно с представителями военного комиссариата технически исправную технику, требующуюся по наряду, и содержать ее в постоянной готовности к поставке в Вооруженные Силы РФ. Составить списки на отобранные машины и закрепить за ними водителей из числа сержантов и солдат запаса. При убытии или изменении технического состояния предназначенных к поставке машин, заменить их исправными;

– подвижные ремонтные мастерские укомплектовать положенным оборудованием и инструментом, а грузовые автомобили, предназначенные для перевозки личного состава, - сиденьями и металлическими деталями их крепления. Отобранные машины укомплектовать положенными комплектами запасных частей, инструмента и инвентаря;

– определить порядок поставки предназначенных машин, а также доставки тихоходной, гусеничной техники и прицепов на пункты сбора военного комиссариата;

– разработать и своевременно уточнять документы по подготовке организаций к поставке техники в ВС РФ по мобилизации в соответствии с образцами, полученными из военного комиссариата;

Поставить задачи должностным лицам предприятия на выполнение нарядов по поставке техники.

Руководитель

предприятия

Отозвать из отпусков водителей из числа граждан, пребывающих в запасе, закрепленных за поставляемой техникой.

Начальник ОК

Вызвать автомобили из командировок и возвратить машины, работающие на линии.

Диспетчер

Осуществлять контроль за сбором автотранспорта

Гл. инженер,

начальник гаража

Проверить, а при необходимости обеспечить водителей из числа граждан, пребывающих в запасе, положенными документами и личными вещами.

Начальник ОК

Проверить техническое состояние поставляемой техники.

Гл. инженер,

начальник гаража

Устранить неисправности, провести техническое обслуживание и дозаправить поставляемые машины.

Гл. инженер,

начальник гаража

Произвести денежные расчеты с гражданами, призываемыми по мобилизации и оформить доверенности на право получения заработной платы их семьям.

Гл. бухгалтер,

бухгалтер

Выдать представителям предприятий, сопровождающих технику, документы (предписания, наряд, список отобранных машин, предназначенных водителей, техпаспорта на каждую машину) для доставки транспорта по назначению.

Руководитель

предприятия,

начальник гаража

Выдать представителям предприятий, сопровождающих технику, комплекты запасных частей, инструментов, материалов, оборудования.

Начальник склада,

кладовщик

Проверить укомплектованность команд водителями, техникой, комплектами запасных частей, инструментов, материалами, оборудованием. Провести инструктаж лиц, сопровождающих технику и отправить машины по назначению.

Руководитель

предприятия

Проконтролировать ход передачи техники военному комиссариату, принять меры к полному выполнению наряда.

Руководитель

предприятия

Руководитель предприятия

Примечание: Перечень хранить совместно со сводным нарядом.

6. Список должностных лиц, подлежащих вызову в исполнительный период для обеспечения поставки техники.

(вариант)

Должность

домашний адрес, телефон

Директор

Гл. инженер

Главный механик

Начальник ОК

Лицо, ответственное за подготовку и хранение запасов комплектов

Техник по ведению технических паспортов и формуляров

Зав. складом ГСМ или лицо, обеспечивающее заправку машин в исполнительный период

Бригада слесарей (ремонтники)

Лица, назначенные для сопровождения и сдачи техники.

Руководитель предприятия_________________ подпись

7. Расчет оповещения и сбора личного состава и техники предприятия.

№ маршрутов оповещения

Наименование улиц, объектов работы техники

Количество оповещаемых

Время, необходимое на оповещение

Фамилия,

инициалы

посыльного (основного и резервного)

Количество повес-

ток, выдаваемое

посыльному

Роспись посыль-

ного в получении

повесток

Время, затрачен-

ное на оповещение

Оповещение по месту жительства

Оповещение по месту работы

Примечание: Расчет оповещения и сбора личного состава и техники отрабатывается руководителем предприятия для обеспечения своевременного сбора личного состава и техники с объявлением мобилизации или получением сигнала из отдела военного комиссариата.

8. Список посыльных для оповещения личного состава предприятия.

Составлен «____»__________200__г. подпись

Уточнен «_____»__________200__г. подпись

Руководитель предприятия_______________ подпись

9. Список лиц, сопровождающих технику для передачи военному комиссариату, и их основные обязанности.

Обязанности сопровождающего технику от ________________

Сопровождающий технику обязан:

1. Совместно с ______________ проверить готовность водителей к призыву по мобилизации и доставке транспорта по назначению, наличие у них положенных документов (мобилизационные предписания на водителя и технику, паспорта гражданина РФ, военные билеты, удостоверения на право управления ТС, свидетельства о регистрации ТС) и личных вещей.

2. Получить у _______________ на поставляемые машины комплекты ЗИП, инструмент, материалы и оборудование.

3. Получить у _______________ ПТС на поставляемые машины, частный наряд на поставку техники партии, удостоверение сопровождающего.

4. Доложить руководителю о готовности к убытию.

5. По прибытию в пункт назначения документально с получением справок передать технику получателю.

6. По возвращению доложить руководителю о проделанной работе, сдать справки о приеме машин.

Составлен «____»__________200__г. подпись

Уточнен «_____»__________200__г. подпись

Руководитель предприятия_______________ подпись

Примечание:

Список составляется в одном экземпляре и хранится при сводном наряде.

Изменения в список вносятся немедленно.

10. Предписание сопровождающему технику ____________ (организации)

Предписание

Кому ___________________________________

Приказываю Вам принять партию техники в количестве ____ ед. техники и ____ человек (список прилагается) и следовать с ней в пункт назначения: _____________________________

К месту назначения прибыть «___» ______ г. к ___ часам _____ мин.

Партию передать в распоряжение____________________________________________________

После передачи партии прибыть в организацию «___» ______ г. к ___ часам _____ мин.

Действительно по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

Руководитель

11. Ведомость наличия запасных частей, инструмента и имущества, подлежащих накоплению для техники, поставляемой в войска.

Ответственный за накопление и хранение ____________ подпись

Примечание:

ведомость наличия составляется на типы и марки машин, указанные в сводном наряде и подлежащие приему, согласно Перечня ЗИП, выдаваемого в организации отделами военного комиссариата.

12. Журнал учета проверок готовности организации к поставке техники по нарядам военного комиссариата.

Титульный лист

Начат: «___» __________г.

Окончен: «___» __________г.

Последняя страница

В настоящем журнале пронумеровано, прошнуровано

и скреплено печатью ___ (прописью) листов

Руководитель организации

______________________________________________________

предприятий, получивших перечень и образцы

основных типов документов по подготовке организаций

к поставке техники в ВС РФ по мобилизации

Наименование

автохозяйств

руководителя

Ф. И.О. и подпись

лица, получившего

документ

Вагоное депо

СПК «Новый Путь»

ГУ Мурашинский сельский лесхоз

КОГУ АТП

ДУ-24

Мурашинский лесхоз

РАЙПО

Майская ПМК

Похожие статьи