Почему люди отдают кредиты. Почему люди отдают взятый кредит в банке? Открытие предпринимательской деятельности

Вы тщательно готовились, составили четкий рассказ о своем опыте, образовании и личностных качествах. Но внезапно вам задают вопрос: «А как вы думаете, почему некоторые люди врут?» Такой поворот событий будет, по меньшей мере, неожиданным. О том, как успешно пройти проективное интервью, вам расскажут специалисты кадрового агентства Tom Hunt — старший партнер Владимир Якуба и Елена Старостина.

Итак, вопрос был задан. Действительно, почему же некоторые люди врут? Отвечать за всех вы не можете, но вы знаете, по какой причине могли бы соврать лично вы. Или, например, так. Менеджер по персоналу задает вам вопрос: «Как вы думаете, по какой причине одни люди становятся более успешными, а другие при тех же самых усилиях не добиваются никаких результатов и по 15 лет работают продавцами в ларьке у метро? И вы начинаете рассуждать… Слушая ваши рассуждения, HR осознает, как бы вы действовали в той или иной ситуации, так как вы, по большому счету, ведете беседу с самим собой, отвечая себе на вопросы: «Почему я могу быть неуспешным? Почему я могу уволиться из компании? Почему некоторые люди увольняются?» Через это отображается ваша система мотивации и многое другое.

Итак, проективное интервью основано на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Мы склонны переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п.

О чем же именно пытается узнать тот, кто проводит собеседование, задавая такие хитрые вопросы?

● Мотивация: материальная и нематериальная;

● взаимоотношения: «руководитель - сотрудник»;

● ценности: честность, лояльность;

● взаимодействие с коллективом: особенности общения с людьми;

● поведение в конфликтах;

● взаимодействие с клиентами.

Хитрость проективного интервью в том, что вопросы задаются в достаточно быстром темпе, чтобы соискатель говорил первое, что придет ему в голову. А формулировка вопросов, касающаяся действий других людей, действует расслабляющее: кандидат уже не стремится понравиться HR-менеджеру и дает правдивые ответы, которые выдают его самого с головой. Исследователь может «обмануть» сознание респондента и таким образом выявить его скрытые мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности.

Как «пережить» проективное интервью

Будьте внимательны: какие бы вопросы ни задавал HR, все они преследуют одну задачу - узнать о вас как можно больше.

Для начала вы должны узнать о таком понятии, как «локус контроля». Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия. При этом есть различие между внешним локусом и внутренним локусом. Внешний - это когда человек в большинстве сложившихся ситуаций винит далеко не себя, не свои действия и поступки. А уж если человек всегда и во всем считает виновным себя, то здесь локус контроля внутренний. Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот, мешает процессу личностного созревания.

Поэтому, отвечая на следующие проективные вопросы...

● Случалось ли вам опаздывать?

● Бывало ли так, что вы не сдерживали свои обещания?

● Вы когда-нибудь говорили о других «за глаза»?

● Приходилось ли вам обманывать?

● Случалось ли вам допускать ошибки в работе?

● Бывает ли так, что вам не удается довести дело до конца?

…вы должны помнить, что зрелые личности принимают ответственность за свои поступки на себя, а не винят в неудачах окружающих.

Приведем пример проективного вопроса:

«Почему в одних организациях люди воруют, а в других - нет?»

Правильные варианты:

Потому что в одном случае люди работают на себя, они заинтересованы в успехе общего дела, есть команда, а в другом всего этого нет.

Это зависит от отбора людей: есть люди нечестные, а есть честные, их и надо брать на работу.

Неправильные варианты:

Платить надо достаточно.

Где-то просто нечего украсть.

Также при проективном интервью вам могут показывать картинку, где, например, нарисован человек, вечером выходящий из офиса с толстым портфелем, поясняют, что это сотрудник компании и просят дать комментарии. Если вы скажете, что это, возможно, бухгалтер, который взял работу на дом, чтобы успеть подготовить вовремя квартальный отчет - отлично, в вас увидят ответственного и трудолюбивого человека. Если вы скажете, что это наверняка повар, который тащит домой ворованные продукты - сомнительно, вас могут заподозрить в личной нечестности.

Что обычно спрашивают, что это может означать:

№ Проективный вопрос Оцениваемый фактор

1. Что стимулируют людей работать наиболее эффективно? мотивация

2. Что нравится людям в работе? мотивация

3. Почему человек выбирает ту или иную профессию? мотивация

4. Какой коллектив работает наиболее продуктивно? предпочтения по коллективу

5. Какие качества характера наиболее значимы? предпочтения по окружению

6. Зачем люди стремятся сделать карьеру? мотивация карьерного роста

7.. В каких ситуациях оправдана ложь? допущение обмана

8. Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит? мотивы честности

9. За что оправданно уволить сотрудника сразу? ценности применительно к организации

10. Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом? «узкие места» в работе с клиентом.

Методика основана на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.
Проективные методики основаны на том, что человек склонен проецировать, т. е. переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию (объяснение) действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т. п. Именно на этой закономерности основан целый ряд психодиагностических методик различного уровня сложности (можно вспомнить широко известный тест «Фантастическое животное», «Пятно Роршаха», а также, например, ТАТ (тематический апперцептивный тест), который весь построен на том, что человек должен описывать действия персонажей на специальных картинках, объяснять причины и следствия их поступков). Подобные тестовые методики дают чрезвычайно интересные и высоковалидные данные. Преимущество проективных методик перед стандартизированными опросниками (например, тест Кеттела) состоит, главным образом, в том, что они гораздо в меньшей степени могут быть «просчитаны», меньше вероятность получения большого количества социально-желательных ответов. Почему же не остановиться именно на таких методах оценки кандидатов в ходе интервью? Можно выделить две основные причины:
подобные методы в большей степени ориентированы на помощь человеку, психокоррекцию в дальнейшем, нежели на оценку профессионально значимых компетенций. Кроме того, они дают в ряде случаев слишком личную информацию, получать которую в ситуации бизнес-интервью может быть не очень корректно;
и сам процесс тестирования, и интерпретация результатов,
как правило, довольно длительны, вплоть до нескольких часов. Условия подбора персонала в современной коммерческой организации обычно не дают таких значительных временньгх возможностей - требуется что-то, что дает результат быстрее.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

  • принцип проективных методик очень хорошо подходит к ситуации интервью благодаря меньшей вероятности социально-желательных ответов;
  • необходима адаптация проективных методик по двум параметрам: скорость тестирования и обработки результатов и направленность на диагностику компетенций, характерных
    для профиля должности сотрудника современной коммерческой организации.
  • Именно исходя из изложенных выше подходов разработаны и апробированы более чем на 5000 респондентах проективные вопросы для бизнес-интервью и сам принцип их моделирования. Однако важно не только то, как составлены проективные вопросы, но и то, каким образом мы их используем в ходе интервью, что может весьма существенно влиять на валидность метода. Есть несколько правил, соблюдение которых дает нам возможность получить высоковалидный результат оценки:

  • Вопросы задаются в быстром темпе и отвечающего просят дать первый ответ, пришедший в голову, или несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову
    отвечающему, является значимым для него фактором.
  • Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально-желательных или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, исходя из желания понравиться.
  • Форма вопроса должна быть открытой (т. е. вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ или объяснение).
  • Вопросы не должны задаваться подряд, тематическими блоками (например, друг за другом несколько вопросов, раскрывающих мотивацию), так как это повышает вероятность попыток кандидата понять принцип интервью, «подстроиться» и дать социально-желательный ответ.
  • Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом, так как в этом случае они звучат более естественно и не привлекают особого внимания кандидата (привлечение особого внимания к какому-то вопросу всегда снижает достоверность информации и повышает вероятность получения социально-желательного ответа).
  • Приведем примеры нескольких проективных вопросов, рассмотрим, как они работают на практике, и поговорим об их самостоятельном моделировании (табл. 1).
    Получив ответы на данные вопросы, можно:

  • соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании;
  • проанализировать карту мотиваторов будущего сотрудника (табл. 2).
  • Рассмотрим более подробно на примерах и пояснениях интерпретацию и анализ ответов на проективные вопросы по тематическим группам.


    Мотивация

    Мотивация - один из важнейших и очень трудно изменяемых факторов, который следует учитывать при приеме человека на работу и последующем построении системы ситуационного руководства. Мы не будем подробно рассматривать здесь теории

    № п/п

    Проективный вопрос

    Оцениваемый фактор

    Что стимулирует людей работать наиболее эффективно?

    Мотивация

    Что нравится людям в работе?

    Мотивация

    Почему человек выбирает ту или иную профессию?

    Мотивация

    Что может побудить человека уволиться?

    Мотивация

    Какой коллектив работает наиболее продуктивно? Какой коллектив является наиболее комфортным для людей?

    Предпочтения по коллективу

    Какие качества характера наиболее значимы для успешного общения с людьми?

    Предпочтения по окружению, модель успешного общения

    Зачем люди стремятся сделать карьеру?

    Мотивация карьерного роста

    В каких ситуациях оправданна ложь?

    Допущение обмана

    Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?

    Мотивы честного поступка, противоречащего материальным интересам

    Почему при одном и том же уровне доходов в одних компаниях люди воруют, а в других - нет?

    Мотивы честного поступка/поведения

    За что следует уволить сотрудника сразу?

    Ценности применительно к организации

    Опишите самый типичный конфликт в коллективе. В чем его причины?

    «Болевые» точки с точки зрения конфликтности или опыта кандидата

    Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?

    Узкие места при работе с клиентом

    Какой клиент является наиболее проблемным для компании?

    Узкие места при работе с клиентами

    Сотрудник отработал в компании испытательный срок, он полностью устраивает руководство, но при этом подает заявление об уходе. Предположите, с чем это может быть связано?

    Мотивация + неприемлемые для человека моменты на работе

    Руководитель в отпуске или длительной командировке, а люди в его отсутствие работают как обычно. С чем, Вы считаете, это может быть связано?

    Мотивация + лояльность к работе и компании

    Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности?

    Модель успеха

    Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни?

    Модель успеха

    Каким должен быть хороший сотрудник?

    Модель успеха (если кандидат идентифицирует себя с рядовым сотрудником) или ожидания от подчиненных (если кандидат идентифицирует себя с руководителем)

    Каким должен быть идеальный руководитель?

    Представление о руководителе, оптимальном для кандидата

    мотивации: они многим известны, и их можно найти в большинстве серьезных книг, посвященных менеджменту. Но для правильного и единого понимания дальнейшего остановимся на нескольких моментах:

  • Мы говорим о личностных мотивах (потребностях и ценностях) человека, а не о системе мотивации, существующей в организации.
  • Мы рассматриваем весь комплекс мотиваторов, а не останавливаемся только на материальных стимулах.
  • Очень важно осознавать, что в реальной жизни один и тот же фактор может быть использован для удовлетворения различных потребностей человека в зависимости от того, как именно он будет преподнесен.
  • Мотивы, потребности и ценности индивидуальны, они не могут быть абсолютно идентичными для какой-то социальной группы или для всех сотрудников в организации, поэтому нам важно уметь определять и использовать индивидуальные мотивы (потребности) будущего или реального сотрудника.
  • Очень многие руководители склонны приписывать своим сотрудникам свою собственную мотивацию (это опять-таки связано со склонностью человека к проекции), что ведет к большому количеству ошибок в управлении. Избежать такой ситуации можно, в первую очередь правильно осуществив оценку будущего сотрудника и его мотивации в ходе интервью.
  • Мотивы могут меняться с течением жизни и развитием карьеры человека как под влиянием внешних, объективных, факторов, так и в связи с развитием и изменением личности. Это означает, что диагностику мотивации необходимо периодически проводить снова.
  • Мотиваторы (в дальнейшем используем этот термин в том значении, которое определено в данный момент, хотя ряд исследователей мотивации, например Герцберг, разделяют понятия мотивации и гигиенического фактора) - это те факторы, которые повышают эффективность работы человека и/или его удовлетворенность за счет того, что соответствуют его внутренним потребностям/мотивам, которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.
  • Для большинства людей характерна мотивация, основанная на нескольких мотиваторах, которые определенным образом соотносятся друг с другом. При проведении анализа карты мотиваторов мы должны принимать в расчет не один из факторов, а их последовательность, приоритетность в совокупности.
  • В табл.2 «Анализ карты мотиваторов» приведены часто встречающиеся группы ответов на проективные вопросы, касающиеся мотивации, и интерпретация этих ответов по отдельности.
    Анализ карты мотиваторов кандидата позволяет не только принять решение о том, подходит ли нам этот кандидат, но и правильно оказывать на него влияние уже в процессе работы.

    Таблица 2
    Анализ карты мотиваторов

    Мотиватор

    Интерпретация

    Выводы

    Деньги, материальный стимул, зарплата Не интерпретируется
    То же - 2 и более раз Слишком сильный интерес к материальному вопросу Человек мотивируется только деньгами, на данный момент чрезвычайно желательно формировать дополнительные мотиваторы, в противном случае человек легко поменяет работу исходя только из материального интереса
    То же - не появляется вообще Материальный фактор практически не имеет значения Надо иметь в виду, что при потере интереса или субъективных стимулов человек очень легко перестает эффективно работать
    Соответствие оплаты результатам труда, справедливость оплаты, оплата в соответствии с вкладом Большое значение имеет не столько сумма вознаграждения, сколько восприятие сотрудником ее справедливости или несправедливости в соотношении с результатами труда У человека повышенное внимание к справедливости/несправедливости оплаты труда. Для него очень важно понимание причинно-следственных связей, необходимо помнить об этом для эффективного управления сотрудником
    Оценка, похвала, вознаграждение и т.п. Внешняя референция, наиболее значимые для человека факторы внешней субъективной оценки Для человека наиболее значима внешняя оценка, его необходимо хвалить и быть очень осторожным при критике или в негативной оценке
    Слава, почет и т.п. То же в сочетании с большими амбициями Слишком ориентирован на признание, часто человек со значительными комплексами, необходимо быть очень осторожным при оценке деятельности, очень часто желание быть на виду становится самоцелью, может вступать в конфликты для того, чтобы выделиться
    Карьера, карьерный рост, перспектива и т.п. Ориентация на карьерный рост, если встречается более 1 раза - преувеличенная значимость Эффективен, если видит перспективы карьерного роста. На тупиковые должности брать не стоит. Может вступать в конкуренцию с руководителем, проявлять амбициозность, если не видит перспектив
    Статус Ориентация на статусные, а не столько на реальные моменты Легче всего мотивировать статусными факторами без изменения зоны ответственности
    Профессиональный рост, мастерство, развитие и т.п. Ориентация на профессиональное развитие и рост - это является самостоятельной ценностью Мотивирует обучение, повышение квалификации, крайне значимо экспертное влияние руководителей
    Совпадение целей, понимание целей Человек наиболее эффективен только в тех ситуациях, когда он понимает и разделяет цели более высокого уровня Человек эффективен только тогда, когда при постановке цели ему объясняется необходимость ее достижения для общих целей компании. Может быть малоэффективен, если не разделяет общих целей
    Идея То же, но на более высоком уровне То же
    Четкая цель Необходимость четких формулировок либо отрицательный опыт в данной сфере Человек либо не умеет, либо не хочет работать в условиях размытой зоны ответственности, при нечеткости формулировок целей, и, как правило, не стремится или не может их достичь
    Результат Ориентация на результат самоценна для человека Прекрасная мотивация, для человека подобного типа необходимо ставить завышенную планку целей
    Азарт, соревнование, стремление быть лучше и т.п. Человеку необходимо для эффективной работы постоянно иметь возможность сравнивать свой результат с результатами других людей или своими собственными Эффективны торговые конкурсы, диаграммы успеха и т. п.
    Интерес Ориентация на интересную работу, необходимо понять, что под этим подразумевается Постоянно необходимо показывать новое в работе, интересное. Мотивирует повышение квалификации, возможность увидеть новые грани в работе. Опасность - при потере интереса человек утрачивает эффективность, малопригоден для рутинной работы
    Творческая работа Примерно то же Примерно то же
    Полномочия, ответственность, самостоятельность Заинтересованность сотрудника в высоком уровне самостоятельности Необходимо давать достаточно большую свободу в принятии решений, показывать реальные достижения и полномочия в том круге задач, за который человек отвечает. При его общей успешности имеет смысл расширять этот круг
    Хороший руководитель, личность руководителя Ориентация в значительной степени на личность руководителя, именно это будет оказывать большое влияние на мотивированность сотрудника Стоит использовать харизматическое влияние, надо помнить о том, что при отсутствии личного взаимопонимания с руководителем эффективность сотрудника может значительно снижаться
    Отношения, коллектив, хороший коллектив, микроклимат и т. п. Ориентация в значительной степени на отношения с людьми - это важный фактор Человек обязательно должен удачно вписываться в коллектив и корпоративную культуру. При работе значимо чувство локтя, человек мотивируется лучше всего пользой для всего коллектива и репутацией в коллективе
    Отношения на равных Значимость амбиций, слабое умение работать под давлением Возможна слабая управляемость, приемлемо только для руководителей достаточно высокого уровня
    Желание Человек ориентирован на ту работу и ситуацию, которая вызывает желание работать или проявлять себя При изменении структуры желаний возникает опасность того, что человек вообще перестанет работать
    Самореализация Высший уровень мотивации Прекрасно - для работы, допускающей творчество, неприемлемо - для рутинной
    Нормальный... Отрицательный опыт в данной сфере или болезненное отношение к данным факторам Проанализировать, в чем причина, и исходя из этого принимать решение
    Избегание неприятностей и т.п. Избегающий человек Для него более эффективно наказание, нежели поощрение во многих случаях, могут быть проблемы с самооценкой и уверенностью в себе
    Гигиенические факторы Значимы факторы внешнего комфорта или был негативный опыт в данной сфере В зависимости от ответа на предыдущий вопрос принимается решение о желательности данного человека. Для высоких позиций неприемлемо

    Рассмотрим несколько вариантов ответов кандидатов на проективные вопросы, касающиеся мотиваторов, и проведем их интерпретацию (полностью воспроизведены формулировки, данные в ходе ответов на вопросы).

    Ценности, честность, лояльность

    Информация, которую мы получаем, задавая вопросы этой группы, отчасти сходна с информацией о мотиваторах, однако также дает нам дополнительные сведения о ценностях человека. Это особенно важно для компаний с осознанно сформированной корпоративной культурой, которую руководство стремится сохра нять и укреплять, а также в ситуации, когда работа человека предполагает большое количество искушений. Кроме того, мы узнаем те модели поведения, которые человек считает возможными, наиболее часто встречающимися, и можем сопоставить их с тем, что характерно и ожидаемо в нашей организации.

    Приведем примеры вариантов ответов и их интерпретации:

    I. Почему в одних организациях люди воруют (работают налево), а в других - нет?
    Потому что в одном случае люди работают как бы на себя, они заинтересованы в успехе общего дела, есть команда, а в другом всего этого нет.
    Позитивная мотивация честности, для человека важно общее дело, команда.
    Платить надо достаточно.
    Оправдание нечестности желанием больше зарабатывать. При получении подобного ответа стоит внимательно оценить честность кандидата, попытаться «прощупать» его другими способами. По сути дела, кандидат вполне допускает, что если оплата субъективно не удовлетворяет сотрудника, то можно воровать или работать налево.
    Где-то просто нечего украсть.
    Аналогично предыдущей ситуации: нечестность допускается, если она возможна с практической точки зрения. Также, как и в предыдущем случае, требует дополнительной проверки.
    Это зависит от отбора людей: есть люди честные, их и надо брать на работу.
    Позитивный ответ, если в организации культивируется честность и отбор персонала идет, в частности, по этому критерию. В этом ответе нет субъективных оправданий нечестности: все зависит от того, какой человек.

    2. Как вы объясните такую ситуацию: руководитель в отпуске, а люди работают так же много, как и в его присутствии?

  • Люди заинтересованы в результате.
  • Мы получаем дополнительную информацию о мотивации человека, а также получаем позитивную модель ответственного отношения к делу - заинтересованность в результате.

  • Правильно поставлены цели, люди знают, что надо делать.
    Аналогично предыдущему, при этом в управлении этим человеком стоит учитывать значимость четкости целей.
  • Так контроль и без руководителя есть кому осуществлять, есть же зам, и потом все равно руководитель узнает.
    Ответ требует дальнейшей проверки того, насколько способен кандидат работать без давления и контроля, так как в данном случае единственное объяснение ситуации заключалось в том, что контроль все-таки есть, т. е. не допускается даже мысль, что люди все-таки могут работать без
    контроля.
  • Коллектив, общение с людьми (вопросы 5, 6)

    Данные вопросы показывают нам ожидания и предпочтения по коллективу и окружению. Причем мы можем получить информацию несколько разного типа, используя оба вопроса из пункта 5: представления о продуктивном и комфортном коллективе могут как совпадать, так и расходиться. Безусловно, лучше, если они совпадают. Шестой вопрос больше направлен на выявление ожиданий от индивидуально-личностных отношений, а также показывает, какую модель общения кандидат считает наиболее правильной и успешной. Нам остается соотнести представления кандидата с тем, что есть у нас в организации и что мы считаем правильным. Ответы на эти вопросы нельзя считать правильными или неправильными, они скорее показывают, насколько кандидат сможет адаптироваться в нашем коллективе и как соотносится его представление о правильной коммуникации с нашей корпоративной культурой.
    При анализе ответов о коллективе также стоит обращать внимание на сбалансированность личных и рабочих отношений или ее отсутствие:
    Дружный, веселый, сплоченный - только личные отношения.
    Структурированный, с четко поставленными целями, профессиональный - только рабочие отношения .
    Профессиональный, единомышленники, взаимовыручка - баланс .
    Сама интерпретация особенных сложностей не представляет, но очень полезно, прежде чем использовать эти вопросы в интервью, получить ответы от уже работающих сотрудников, оценить, насколько они совпадают (однородность ожиданий и их совпадение с корпоративной культурой компании), и в дальнейшем сопоставлять ответы кандидатов с ответами, преобладающими у работающих в компании.

    Мотивация карьеры (вопрос 7)

    Данный вопрос очень важен: дело в том, что большинство кандидатов, претендующих на работу в коммерческой структуре, будет в том или ином контексте говорить о стремлении к росту. Некоторые делают это просто потому, что считают это социально-желательным (ведь плохо ни к чему не стремится), другие смешивают и путают разные понятия. Этот вопрос как раз и помогает нам определить, действительно ли кандидат стремится к карьерному росту как таковому (т. е. стремится управлять людьми) или для него большее значение имеют другие факторы. Очень часто случается, что люди смешивают представление о карьерном росте с ростом дохода, профессиональным совершенствованием, стабильным положением на рынке труда. Если же мы видим, что подмены карьерного роста другими факторами не происходит, то можем предположить, какие факторы побуждают данного человека стремиться к карьерному росту. Зная их, мы можем дополнить картину карты мотиваторов кандидата, а также понять, каким образом позитивно воздействовать на сотрудника в случае невозможности карьерного роста. Также мы получаем дополнительные инструменты оценки того, стоит ли приглашать на работу кандидата в случае, когда рост в ближайшее время невозможен.

    Конфликты (вопросы 12-15)

    Ответы показывают основные проблемные зоны и возможные причины конфликтов в разных сферах (организация, люди, клиент). Нам важно оценить степень конфликтности, т. е. насколько серьезны или, наоборот, незначительны называемые возможные причины конфликтов. Например, кандидат называет основной причиной конфликта с клиентом то, что клиент недостаточно четко описывает свои потребности. Безусловно, это не должно быть причиной конфликтов. Таким образом, можно предполагать повышенную склонность к конфликтам с клиентами, неумение формировать и выявлять их потребности. В другой ситуации об увольнении по факту прохождения испытательного срока кандидат говорит о том, что, наверное, не со всеми в коллективе нашел взаимопонимание. Это также определенный сигнал. Еще раз напомним, что пока мы делаем только предположения и необходима дальнейшая проверка, например при помощи CASES. Если же кандидат называет серьезные причины конфликтов (например, руководство нарушило обещания по размеру компенсаций), то такие ответы мы используем для того, чтобы оценить не конфликтность как таковую, а узнать негативный опыт кандидата или наиболее принципиальные для него моменты.

    Клиенты (вопросы 13, 14)

    Мы можем оценить «узкие места» при работе с клиентами, которые характерны для данного кандидата, а также узнать о его предыдущем негативном опыте и определить, насколько он для нас критичен. Например, кандидат дает ответ: «Наиболее проблемный клиент - это клиент, который сам не знает, чего хочет». Если в обязанности будущего сотрудника в первую очередь входит формирование потребностей клиента, если продукт и процесс формирования заказа очень сложен, то стоит подумать, подходит ли компании такой кандидат. Если же обязанности сводятся к предоставлению информации клиентам, которые сами обратились в компанию, и формирование заказа не представляет сложности, то данный ответ абсолютно нейтрален.

    Руководитель (вопрос 20)

    Результаты ответов на этот вопрос дают нам представление о том, какой руководитель больше всего подходит данному кандидату. Особое внимание необходимо обратить на избегания. Остается только сопоставить ответ кандидата с реальным положением дел. Если же мы интервьюируем руководителя высокого уровня, то ответ на этот вопрос также дает нам информацию о том, какую модель управления и поведения руководителя он считает наиболее правильной и успешной. Снова нам надо сопоставить эту модель с тем, что мы хотим видеть в нашей организации.

    Сотрудник (вопрос 19)

    Если ответ дает человек, который не имеет опыта или ярко выраженной склонности к руководящей работе, то мы получаем представление о модели успешности в организации, т. е. каким, по представлению кандидата, надо быть, чтобы оцениваться как хороший сотрудник. Если же ответ дается руководителем или ярко выраженным лидером, то мы получаем информацию о предпочтениях по характеристикам подчиненных. Как и в предыдущей ситуации, нам имеет смысл сопоставить предпочтения с реальной ситуацией.

    Проективное интервью

    Предлагаемая методика основана на том факте, что люди, рассказывая о прошлом, в большинстве случаев придерживаются фактов (если исключить ситуации, когда человек сознательно намерен исказить действительность), но дают им те объяснения и интерпретации, которые актуальны для них сейчас, а не на тот момент, когда события происходили. Безусловно, это верно лишь в том случае, когда события достаточно (не менее чем несколько лет) удалены по времени от настоящего момента.
    О создании подобного метода интервью заставил задуматься метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлера. Разумеется, эта методика работает на абсолютно другие задачи, где интерпретация значительно более глубокая и ситуации применения существенно отличаются от ситуации бизнес-интервью. Объединяют эти методики следующие факты:

    1. испытуемый описывает события, значительно отдаленные по времени;
    2. интерпретация событий основана в большей степени на представлениях, характерных для нынешнего состояния испытуемого;
    3. важны не столько факты, сколько эмоциональная окрашенность и объяснения.

    Итак, наша задача - получить описание и объяснение каких-либо событий, достаточно значимых для кандидата, удаленных по времени на несколько лет, но в то же время как-то связанных с бизнес-ситуацией, так как в ином случае мы можем шокировать кандидата вмешательством в его частную жизнь. На основании всех этих факторов удалось придти к идее, которая послужила основой ПРОЕКТИВНОГО ИНТЕРВЬЮ, - идее выбора профессии. Соответственно, этот вид интервью актуален только для тех кандидатов, которые закончили школу не позднее чем 5-6 лет назад. Надо отметить несколько условный характер названия методики, так как она включает в себя как элемент проективного интервью и проективные вопросы, так и другие методы, некоторые из которых мы уже рассмотрели.
    Прежде всего, рассмотрим саму структуру интервью (см. рисунок), затем дадим интерпретации основным, наиболее часто встречающимся ответам и проанализируем несколько примеров результатов таких интервью.

    Интерпретация результатов

    Что выявляет данный вопрос

    1. Кем Вы хотели стать, когда заканчивали школу? Факт
    2. Почему? Мотивацию достаточно серьезного выбора, структуру принятия решений человеком, способность принимать решения самостоятельно, степень влияния других людей и обстоятельств на решение (при наличии такого влияния можем выявить склонность к той или иной референтной группе). Интересна ситуация критической самооценки, в которой человек показывает неудачную мотивацию (например, институт был близко от дома) и сам же ее критически оценивает. При анализе этого ответа также можно оценить умение четко ставить перед собой цели и способность строить прогнозы на будущее. Кроме того, ответ на данный вопрос во многих случаях показывает профессиональные склонности человека и сферу интересов
    3. Стали? Связка
    4. Почему не стали? Степень ответственности за неудачи, а также их объяснение. Умение анализировать ситуацию неудачи и делать из нее правильные выводы на будущее
    5. Как удалось этого добиться? Модель успеха: каким образом человек привык добиваться успеха, что он вообще рассматривает как способ достижения цели. Также мы можем оценить степень детальности - глобальности и то, насколько человек отслеживает причинно-следственные связи
    6. Что выбрали вместо первоначального? То же, что и вопрос 1 (факт)
    7. Почему? Проверяем и дополняем картину, полученную при анализе ответа на вопрос 2
    8. Удалось стать? За счет чего? То же, что и вопрос 5 (модель успеха)
    9. Почему выбрали нынешнюю работу (вид деятельности)? Мотивация выбора проверяется, мы можем оценить, есть ли динамика изменений в обдуманности принятия решений и мотивации выбора. В том случае, если на первый вопрос ответ был связан со случайностью, гигиеническими факторами (например, близость института к дому) или легкостью достижения цели, важно оценить, изменился ли подход на следующих этапах
    10. Вы хороший... (называется нынешняя работа/вид деятельности)? Самооценка
    11. Почему Вы так считаете? Определение типа референции
    12. У Вас были успехи? Опишите свой самый большой успех Самооценка, а также определение: «одиночка» - «командный игрок» - «менеджер»
    13. За счет чего удавалось добиться успехов? То же, что и вопросы 5, 8 (модель успеха)
    14. Почему Вы считаете, что это успехи? Определение типа референции
    15. Были ли у Вас неудачи? Самооценка, умение признавать собственные ошибки и нести за них ответственность
    16. С чем они были связаны? Модель неудачи, умение брать на себя ответственность
    17. Как Вы действуете в ситуации, когда не можете добиться цели, которую сами перед собой поставили? Модель «путь к цели». Мы оцениваем несколько основных моментов: целеустремленность, т. е. отказывается или нет человек от движения к цели в том случае, если встречается с какими-то существенными препятствиями; гибкость, умение рассматривать несколько версий или вариантов действий в сложной ситуации; стремление запрашивать чью-либо помощь, привлекать других людей к решению своей задачи; в ряде случаев может проявиться референтная группа
    18. А если все равно не получается? То же, что и предыдущий вопрос, но в более жесткой и сложной ситуации
    19. Что Вы считаете своими самыми сильными сторонами? Почему? Известно, что к ответам на вопрос о достоинствах и недостатках многие люди готовятся заранее, однако нам может быть интересна расстановка приоритетов. В частности, это даст нам представление о том, насколько человек понимает соответствие той вакансии, на которую он претендует (например, если кандидат хочет занять позицию, требующую большой самостоятельности в принятии решений, и называет своим самым большим достоинством исполнительность, то мы можем сразу сказать, что его представление о соотношении вакансии со своими качествами неадекватно).
    Но наиболее важную информацию мы можем почерпнуть из ответа на второй вопрос. В этом случае мы можем оценить, связывает ли кандидат достоинства и достижения целей, успеха. Если да, то это очень хороший показатель адекватности построения причинно-следственных связей, а также нацеленности на достижения
    20. Что Вы
    считаете своими недостатками? Почему?
    Интерпретация аналогично вопросу 19. Дополнительно мы вновь проверяем умение признавать свои слабые стороны

    Рассмотрим пример проективного интервью кандидата на должность главного бухгалтера и краткую интерпретацию ответов кандидата.

    Вопрос/ответ

    Интерпретация ответа

    Кем Вы хотели стать, когда заканчивали школу? Я хотела стать экономистом -международником. Факт
    Почему? Мне всегда были интересны точные науки и аналитика, казалось, что экономика наиболее близка к математике, и эта профессия на тот момент давала очень хорошие возможности карьеры. Сфера интересов - точные науки, человек четко видит причинно-следственные связи, может находить логичный компромисс (экономика наиболее близка к математике), видна ориентация на карьеру и стремление прогнозировать будущее
    Стали? Да . Факт
    Как удалось этого добиться?
    Я всегда хорошо училась и очень четко знала, что хочу поступить в институт сразу. А потом смогла пройти конкурс для работы по специальности, потому что имела хорошую профессиональную репутацию, которую приобрела, подрабатывая еще во время учебы.
    Четко прослеживает причинно-следственные связи. Модель успеха - хорошие знания/ учеба/ работа + осознание собственных целей и ярко выраженное желание. Установка на положительную профессиональную репутацию
    А почему сменили специальность? (Мы видим из резюме, что кандидат работает главным бухгалтером.)
    Эта профессия оказалась гораздо более востребована и стабильна на рынке труда, кроме того, в тот момент это была одна из самых высокооплачиваемых профессий. Поэтому я приняла решение несколько изменить направление своей деятельности.
    Вновь появляется ориентация на карьеру, востребованность и стабильность на рынке труда, а также материальная мотивация. Проявляется самостоятельность в принятии решений и ответственность за принимаемые решения. При этом в очередной раз проявляется стремление к единой линии и сходству («несколько изменила направление деятельности»)
    За счет чего удалось добиться успеха в новой профессии?
    Сочетание опыта экономиста и бухгалтера мне очень помогло. Кроме того, я не боюсь принимать решения и умею не только работать сама, но и спрашивать с других.
    Еще раз подтверждается модель успеха «эксперт» (ссылка на опыт), важность для человека фактора принятия решений, причем здесь проявляется избегание, т. е. можно предположить выраженное негативное отношение человека к ситуациям, в которых люди не хотят/боятся принимать решения. Кандидат придает существенное значение «умению работать», проявляется высокая требовательность к себе и другим
    Почему выбрали нынешнюю работу?
    Я слышала очень много хороших отзывов об этой компании от наших общих аудиторов, и мне предложили намного лучшие условия. >
    Подтверждается высокая степень ориентированности на профессиональную репутацию, а также материальная мотивация>
    Вы хороший главный бухгалтер?
    Хороший . >
    Нормальная самооценка при условии, что мы знаем о хорошей профессиональной репутации кандидата>
    Почему Вы так считаете?
    Я всегда успешно проходила аудит, налоговые проверки, и у меня стабильная бухгалтерия, на которую я могу положиться и которой я очень довольна.
    Смешанная референция, ориентируется на объективные показатели успеха (проверки), а также на свое мнение о людях. Видит себя как руководителя, важны люди, возможность полагаться на них и высоко их ценить
    У Вас были успехи? Опишите свой самый большой успех.
    Я считаю, что мой самый большой проект - внедрение западной системы учета в крупном холдинге. Мне удалось скоординировать работу нескольких дивизионов и добиться отлаженной работы всего через полгода после начала внедрения системы.
    Видит себя как руководителя, склонность к инновационным крупным проектам. Системный взгляд (отлаженная работа), сочетание возможностей и процедур
    За счет чего удавалось добиться успехов? Четкая цель, общие цели с руководством, умение добиваться решений вовремя. Значимость целей для мотивации, понимание бизнеса и организации в целом, значимость принятия решений и склонность к быстродействию - факторы, значимые для кандидата, модель успеха
    Почему Вы считаете, что это успехи?
    Потому что бизнес-показатели улучшились .
    Важным фактором самооценки и оценки своей профессиональной успешности являются объективные показатели развития и успешности бизнеса
    Были ли у Вас неудачи?
    Были.
    Адекватная самооценка, умение признавать ошибки
    С чем они были связаны?
    Не смогла настоять на своем, когда было надо.
    Умение принимать ответственность на себя, в очередной раз подтверждается составная часть модели успеха - умение отстоять свое мнение
    Как Вы действуете в ситуации, когда не можете добиться цели, которую сами перед собой поставили?
    Думаю, какой еще. путь я не попробовала.
    Стратегия действий в условиях неудач очень привлекательна: кандидат не отступает от цели, в то же время не идет напролом, а пробует другие варианты
    А если все равно не получается?
    Ищу другие пути. Если, конечно, я до сих пор считаю, что цель актуальна.
    Здесь мы видим значимость того, что кандидат сам должен быть уверен в актуальности цели, только в этом случае он продолжает искать пути решения. Это стоит иметь в виду будущему руководителю и добиваться с сотрудником единого понимания актуальности поставленных целей на разных этапах движения к ним
    Что Вы считаете своими самыми сильными сторонами? Почему?
    Умение достигать целей и не бояться решений, даже если они не всем нравятся. Именно это помогало мне в моей профессиональной карьере.
    Модель успеха: достоинства - это то, что помогает добиваться профессиональной карьеры. Карьера и профессионализм очень ценны. Склонность отстаивать решение, определенный негативный опыт в непопулярных решениях, на что стоит обратить внимание, так как будущий сотрудник может быть склонен к некоторой категоричности в отстаивании своего мнения и решений
    Что Вы считаете своими недостатками? Почему?
    Я легко вступаю в спор. Это иногда занимает слишком много времени.
    Умеет признавать недостатки, назван реальный недостаток, не крайняя форма достоинства, как советуют во многих статьях. Проявляется склонность к быстродействию, нежеланию тратить много времени
    Таким образом, перед нами кандидат высокого уровня профессиональной и социальной зрелости, умеющий принимать решения, отстаивать их и нести за них ответственность, достаточно стабильный, стремящийся прогнозировать будущее, иногда может быть слишком жестким и категоричным, лидер, целеустремленный человек с адекватной самооценкой и явной склонностью к менеджменту.

    Как видите, при реальном проведении проективного интервью можно слегка менять формулировки и последовательность вопросов, исходя из того, какие ответы дает кандидат.

    Данный вид интервью – один из наиболее объективных способов оценить соответствие или несоответствие кандидата конкретной должности. Собеседование на основе компетенций используется как один из методов подбора персонала многими иностранными и отечественными рекрутинговыми компаниями.

    Целью интервью на основе компетенций является получение информации для оценки степени выраженности тех поведенческих характеристик (компетенций), которые необходимы для эффективной работы на определенной должности.

    Интервью на основе компетенций относится к виду структурированного интервью, поскольку опирается на заранее разработанный сценарий проведения собеседования.

    Сценарий такого интервью содержит перечень компетенций и вопросы, необходимые для получения информации по каждой из компетенций. Компетенцией выступает определенный навык и знание, актуализирующееся в определенной деятельности. Интервью на основе компетенций исходит из того положения, что прошлое и настоящее поведение человека являются наилучшими «предсказателями» будущего поведения и успешности в работе. Справедливым является и тот факт, что если у человека развита та или иная компетенция, то он сможет ее задействовать в рабочей ситуации.

    В процессе интервью на основе компетенций рассматриваются реальные ситуации, с которыми кандидату пришлось столкнуться в прошлом. Ответы соискателя анализируются и соотносятся с той или иной оцениваемой компетенцией. Внимание интервьюера направлено на изучение поведения кандидата.

    При обсуждении конкретных ситуаций (примеров) необходимо получить полную информацию по 3 блокам:

    По первым буквам составляющих (в английском варианте) этот метод анализа достижений называется методом PARLA

    Интервью начинается с анализа основного или нескольких ключевых достижений интервьюируемого на определенной работе. В основе методики лежит положение о том, что человек достигает успеха в определенной деятельности, благодаря наиболее выраженным компетенциям. С высокой степенью вероятности при анализе достижения будут выявлены поведенческие проявления не одной, а сразу нескольких компетенций, т.к. достижение успеха требует от человека максимального напряжения сил. Интервьюер на собеседовании просит привести дополнительные примеры, подтверждающие наличие тех компетенций, которые были выявлены при анализе одного или нескольких достижений. Если при анализе одного или нескольких основных достижений с помощью модели Parla рекрутеру не удалось выявить какие-то из интересующих его компетенций, то он использует дополнительные приемы, т.е. специальные «поведенческие» вопросы, запланированные ранее и запрашиваемые с использованием той же схемы: Проблема — Действие — Результат.

    Как правило, интервью па основе компетенций проводится с теми претендентами, которые прошли предварительный отбор и соответствуют формальным требованиям вакансии (навыки, знания, умения, опыт), а также достаточно замотивированы на получение данной работы. Данный вид собеседования позволяет сделать сам процесс подбора персонала более структурированным, объективным и качественным.

    CASE-интервью, или ситуационное интервью

    Данный вид интервью основан на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации. В качестве таких кейсов предлагаются ситуации, приближенные к рабочим, или ситуации, с альтернативными вариантами поведения. Задача рекрутера в таком случае сводится к построению ситуации, которая позволит проверить именно то, что интересует интервьюера в данный момент.

    Условно кейсы можно разделить на три большие группы:

    1. проверяющие конкретные навыки;

    2. проверяющие ценности и взгляды;

    3. проверяющие модели поведения и индивидуально-личностные качества.

    Еще одним видом кейсов можно считать задания, требующие найти выход из заданных проблемных ситуаций. Такие задания не рассчитаны на оценку конкретных навыков и подходят для всех кандидатов, от которых мы ожидаем проявлений стрессоустойчивости, креативности, умения разными путями достигать цели, высокой ответственности за достижение результата, а также умения работать в условиях жесткого ограничения времени. Причем, имеет смысл постоянно торопить кандидата, говорить «еще. » или «дальше».

    Приведем несколько примеров возможных кейсов для собеседования:

    1. Вы прилетели в незнакомый город на суперважную встречу. Выходите из самолета, встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни денег, ни документов. Ваши действия.

    2. Вы приехали в офис клиента проводить важную презентацию. За 10 минут до начала Вы обнаруживаете, что у Вас с собой не та флешка с презентацией в Power Point. Ваши действия.

    3. Ваше выступление с докладом через 5 минут. Вдруг Вы обнаруживаете, что в материалах, которые будут раздаваться слушателям, есть опечатка, искажающая смысл. Ваши действия.

    Проективное интервью

    Проективное интервью основано на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. В основе данного метода лежит предположение о том, что человек склонен проецировать, т.е. переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию/объяснение действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п.

    Именно на этой закономерности основан ряд психодиагностических методик: тест «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Пятна Роршаха» (по графическим пятнам-разводам различной формы следует определить предмет, который они напоминают), ТАТ (тематический апперцептивный тест), который построен на том, что человек описывает действия персонажей на специальных картинках, объясняет причины и следствия поступков.

    Облегченная методика, основанная на проективных методиках, быстрая и простая, о применении которой кандидата даже необязательно предупреждать, носит название проективных вопросов.

    Преимуществами проективного собеседования можно назвать:

    • меньшую вероятность социально желательных ответов;
    • возможность соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании;
    • возможность проанализировать мотивационный потенциал будущего сотрудника.

    Ответы на проективные вопросы дают очень хорошие результаты по следующим темам:

    • мотивация материальная и нематериальная;
    • взаимоотношения «руководитель – сотрудник»;
    • ценности, честность, лояльность;
    • взаимодействие с коллективов, особенности общения с людьми;
    • поведение в конфликтах;
    • взаимодействие с клиентами.
    • Вопросы задаются в быстром темпе, не оставляя много времени на раздумья. Отвечающего просят дать несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову отвечающему, и является значимым для него фактором.
    • Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально желательных или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, исходя из стремления понравиться.
    • Форма вопроса должна быть открытой и предполагать развернутый ответ.
    • Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками (например, несколько вопросов подряд, раскрывающих мотивацию), т.к. это повышает вероятность попыток кандидата понять принцип интервью и «подстроиться» и дать социально желательный ответ.
    • Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом, т.к. в этом случае они звучат более естественно и не привлекают особого внимания кандидата.

    Несколько примеров проективных вопросов и факторы, которые они позволяют оценить:

    Что стимулируют людей работать наиболее эффективно?

    Что нравится людям в работе?

    Почему человек выбирает ту или иную профессию?

    Интересное видео

    Какой коллектив работает наиболее продуктивно?

    предпочтения по коллективу

    Какие качества характера наиболее значимы?

    предпочтения по окружению

    Зачем люди стремятся сделать карьеру?

    мотивация карьерного роста

    В каких ситуациях оправдана ложь?

    Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?

    За что оправданно уволить сотрудника сразу?

    Ценности применительно к ор-ганизации

    Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?

    Узкие места при работе с клиен-том

    Стрессовое интервью

    Стрессовое интервью проходит в максимально напряженной психологической обстановке. Можно использовать следующие методы:

    • Перекрестный опрос
    • Метод «добрый и злой полицейский»
    • Уточняющие вопросы: большое количество таких вопросов, интерес к мелким деталям. Беседа может длиться несколько часов
    • Нестандартные вопросы
    • Набор достаточно стандартных, но "заковыристых" вопросов (Зачем нам нанимать Вас на работу?)
    • Психологическое давление: внешние мешающие факторы и поведение интервьюера

    Стрессовое собеседование имеет ряд преимуществ:

    1. помогает «раскрыть» подготовленного кандидата
    2. эффективно для должностей, где работа связана с большим количеством стрессовых ситуаций (например, менеджер по продажам, рекламный, страховой агент)
    3. помогает показать умение грамотно вести себя в провокационных, конфликтных ситуациях, умение продуктивно распределять внимание, скорость и эффективность принятия решения в неординарных ситуациях
    4. призвано показать соискателю, что, в общем, его ценность невелика, поскольку он не в состоянии ответить на «изощренные» вопросы. Но, тем не менее, он подходит «на вырост», как специалист с хорошим потенциалом. Тем самым, компания получает мотивированного сотрудника за небольшие деньги.

    Недостатки стрессового интервью:

    1. оттолкнет часть потенциальных сотрудников, которые могли бы оказаться полезными Вашей компании. Это относится к тем из них, кто не нуждается в немедленном трудоустройстве и может позволить себе выбор.
    2. при неумелом проведении может только навредить: соискатель получит негативный опыт, а слухи распространяются быстро, и компания очень скоро прослывет в кругу заинтересованных лиц непрофессиональной.

    Среди тех, кто способен пройти подобный «фильтр», можно совершенно четко выделить две группы:

    • это люди с низкой самооценкой, они готовы вынести все, что угодно, лишь бы их приняли на работу. Даже если Вы сочтете такого кандидата подходящим, его «упаднические» установки вряд ли положительно скажутся на психологическом климате в коллективе;
    • те, кто выдержал стресс или, возможно, сумел «переиграть» рекрутера в процессе интервью (кандидат просто-напросто может оказаться к нему подготовленным). Весьма вероятно, что он поймет Ваши намерения и сделает для себя выводы: здесь хотели «принизить» его, это не удалось, и он победил. Причем, победил Вас и Вашего шефа, а не других соискателей. В итоге вы получите приток работника, подсознательно настроенного на противостояние руководству компании.

    По итогам встречи обязательно надо прояснить для кандидата ситуацию стрессового интервью, просить прощение за некорректные вопросы, тем самым, снять напряжение и накопившийся негатив.

    Кредит на отпуск, машину, квартиру, телефон — сегодня деньги можно взять абсолютно для любой покупки. Многих эта возможность так увлекает, что, начав с кредита на какую-нибудь мелочь, они заканчивают тем, что берут новые займы, чтобы расплатиться со старыми, и так по кругу. Как выбраться из постоянной долговой ямы, АиФ.ru рассказывает психолог Анна Хныкина .

    Портрет кредитозависимого

    Некоторые считают, что женщины более кредитозависимы, чем мужчины, я бы не стала делать такой гендерный срез, поскольку подобные проблемы могут возникнуть у людей любого возраста и пола. Но у них все же есть общие черты.

    По большому счету, нет разницы между алкоголиком, наркоманом и кредитозависмым, поскольку любая зависимость в первую очередь носит психологический характер. У таких людей есть серьезные проблемы с восприятием реальности. Им необходимо постоянно получать иллюзию, что реальность вокруг иная, неважно каким образом: с помощью алкоголя, денег или чего-то еще. Они не видят проблем, которые их окружают, и хотят больше, чем могут себе позволить.

    Все зависимые, в том числе и люди, склонные занимать деньги, живут с установкой, что им должны помогать. Они не рассчитывают на свои силы. Схема «заработать — потратить» им чужда, ведь проще взять в долг, чтобы потратить. Отличительная черта этих людей — несамостоятельность. Кредиты помогают им снять тревогу по поводу собственной бедности.

    У кого есть «иммунитет» от кредитозависимости

    Далеко не каждый может стать кредитозависимым. Есть много людей с хорошим чувством ответственности, для которых попасть в долговую яму — смерти подобно и очень стыдно. Они ни при каких обстоятельствах не будут просить у кого-то денег в займы. Для них долг — потеря свободы. Такие люди готовы сами платить по своим счетам и делают это вовремя. Здесь мы имеем дело с адекватным восприятием реальности.

    Признаки кредитозависимости

    У вас может быть сколько угодно кредитов. Но если ежемесячные выплаты по ним не превышают половины заработка, т.е. вы исправно платите по всем своим долгам и при этом у вас остается 50% прибыли, которая является вашим реальным прожиточным минимумом, то можно не переживать (особенно если ваши кредиты связаны с недвижимостью, т.е. вы выплачиваете себе впрок). Другой вопрос, что этот самый прожиточный минимум — индивидуальная история, ведь кому-то достаточно 10000 рублей, а кому-то и 100000 мало. Тревогу нужно бить, когда больше половины ваших денег съедают долги, ваши кредитные приобретения — одежда или отпуск, а оставшихся от выплат денег вам не хватает на достойную жизнь.

    Еще один красноречивый признак: когда вы берете кредит, у вас появляется чувство эйфории и облегчения, как будто вы «решаете свою проблему» (по крайней мере, на сегодняшний день). Хотя, по идее, должно появляться отягощающее чувство, ведь вы теперь кому-то должны и, по сути, не свободны.

    Третий признак: вы не можете сказать себе «нет», когда хотите что-то купить, и поэтому берёте кредит. Здесь стоп-сигнал просто не работает, плюс вы испытываете стыд и угнетенность от того, что не можете позволить себе приобрести определенную вещь прямо сейчас. Как дальше жить без сумочки (автомобиля, новых кроссовок, путешествия и т.д.)?

    Четвертый — вы элементарно не умеете планировать свои финансы. И в конце месяца с удивлением обнаруживаете, что заработали 30000, а должны в 2-3 раза больше.

    В целом, сама тенденция брать в долг не очень хорошая, даже, если пока вы все честно отдаете. Она говорит о том, что вы не справляетесь со своей финансовой ситуацией сегодня, а значит, надо что-то делать для ее улучшения.

    Как вести себя с кредитозависимыми

    Первое и главное правило, которое нужно запомнить — не давайте таким людям деньги в долг.

    Вообще помогать зависимому это тоже самое, что поддерживать его зависимость. Помните, есть такое выражение у Ницше: «Падающего толкни». Ограничьте зависимого человека в своей поддержке. Чем быстрее он осознает масштабы проблемы, тем быстрее начнет выбираться. Но если вы будете помогать ему поддерживать иллюзию, что ничего ужасного не происходит, все нормально и он может на вас рассчитывать — это не что иное, как медвежья услуга с вашей стороны. Лучшая поддержка — это помощь в осознании беды и в том, что он сам способен на очень многое. Как вариант вы можете помочь должнику придумать, как заработать. Если все же решитесь кроме моральной поддержки оказать и финансовую, настройтесь сразу на то, что этих денег вы не увидите, а если их вам даже и вернут, вскоре попросят снова.

    Как выбраться из долговой ямы

    Первое и самое сложное, что нужно сделать: как можно скорее осознать, что дальше будет еще хуже! Садитесь за стол с ручкой и листом бумаги и начинайте записывать все свои траты и доходы. Сумму, которая остается на жизнь (хорошо, если таковая все же есть) нужно очень тщательно распределить и не тратить больше дозволенного, пока вы все не отдадите. Живите на макаронах, на хлебе и воде, ищите подработку. Важно отдавать себе отчет, что в сложившейся ситуации вы оказались по одной простой причине: вы хотите зарабатывать больше, но не можете. Не грех хотеть жить лучше, однако ничего для этого не делать, будучи здоровым человеком, как минимум странно.

    Второй шаг — идите в банк. Необходимо честно сказать, что вы не в состоянии платить по своим многочисленным кредитам. Как правило, банк всегда предложит адекватное решение проблемы, например, реструктуризацию долга.

    К сожалению, сама по себе проблема зависимости очень страшная. Зависимые люди — это такие невыросшие дети. Тех, кто реально может справиться с этой проблемой, катастрофически мало. В терапии зависимых успех исчисляется, к сожалению, всего 2%! Оставшиеся 98% — это всегда страшная история. Очень часто можно видеть, как человек катится в пропасть, а над ним в этот момент «танцует» вся семья и помогает ему выжить. Но это, как правило, ни к чему не приводит. Увы, справиться с зависимостью — значит пройти болезненный, трудный путь, и не каждый на это способен. Если бы было по-другому, кредитные организации в нашей стране не росли, как грибы после дождя. И все же если вы доведете эту историю до конца, сумеете сохранить лицо и достойно из нее выбраться, то будете в очень большом плюсе.

    Похожие статьи