© Министерство иностранных дел Российской Федерации. Министерство иностранных дел ирана Положение соотечественников в стране пребывания

    Вход в МИД Армении Министерство иностранных дел … Википедия

    - (ВЕВАК) وزارت اطلاعات و امنیت ملی ایران Общая информация Дата создания 18.8.1984 Предшествующие ведомства САВАМА (до 1984 г.) САВАК Штаб квартира Тегеран Ответственный министр Хейдар Мослехи, Министр Министерство разведки и национальной… … Википедия

    - وزارت بهداشت، درمان و آموزش‌پزشکی ایران Общая информация Сайт http://www.behdasht.gov.ir Министерство здравоохранения и медицинского образования Ирана (перс … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

15-16 января 2014 года состоится визит в Россию министра иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Мохаммада Джавада Зарифа. Запланирована встреча Зарифа с президентом РФ Владимиром Путиным. 16 января 2014 года в Москве состоятся переговоры Зарифа с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Мохаммад Джавад Зариф родился 8 июня 1960 года в Тегеране. Окончил Тегеранский университет и высшую школу международных исследований Университета Денвера (штат Колорадо, США), получив степень доктора философии, затем окончил отделение международных отношений Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США).

До 1989 года - первый помощник министра иностранных дел Ирана Али Акбара Велаяти.

В 1989-1992 гг. - заместитель постоянного представителя Ирана при ООН.

В 1992-2002 гг. - зам. министра иностранных дел по международным отношениям и праву. В 1993 году возглавил делегацию Ирана в Ираке на переговорах по спорным вопросам, оставшимся после войны 1980-1988 гг., а также по судьбе военнопленных.

Одновременно был профессором международного права Тегеранского университета, входил в редакторский совет ряда научных журналов, в том числе "Журнала по вопросам международных отношений и иранской внешней политики", в которых публиковал статьи по разоружению, правам человека, международному праву и региональным конфликтам.

В 2000 году был председателем Комиссии ООН по разоружению.

В 2003-2005 гг. был членом делегации ИРИ, возглавляемой Хасаном Роухани (с 3 августа 2013 года - президент ИРИ) на международных переговорах по иранской ядерной программе.

2007-2010 гг. - старший советник министра иностранных дел Манучехра Моттаки.

С 2007 года преподает в Школе международных отношений Тегеранского университета.

В 2010-2012 гг. - вице-президент по международным отношениям Исламского университета Азад, крупнейшего негосударственного высшего учебного заведения в Иране и на Ближнем Востоке.

С именем Мохаммада Джавада Зарифа в Иране связывают одну из главных дипломатических побед ИРИ последнего полугодия: 24 ноября 2013 года в Женеве в результате очередного раунда переговоров Ирана и "шестерки" (пять постоянных членов СБ и Германия) стороны пришли к промежуточному соглашению (вступит в силу 20 января 2014 г., будет действовать 6 месяцев), которое подтвердило право Ирана на мирную атомную энергетику, закрепило отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию. Документ предусматривает также поэтапное сокращение Ираном программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций. Достижение соглашения сделало Зарифа национальным героем. Его сообщение о подписании документа, которое он разместил 24 ноября 2013 года на фарси на своей странице в Facebook, взорвало иранский Интернет. За два часа сообщение получило около 48 тыс. откликов иранцев. По возвращении в Тегеран Зарифа встречала ликующая толпа.

В январе 2000 года в качестве замминистра иностранных дел по международным отношениям и праву ИРИ посетил Россию во главе делегации Организации Исламская конференция, принял участие в очередном раунде российско-иранских консультаций по вопросам стратегической стабильности.

Предыдущая двусторонняя встреча министров иностранных дел России и Ирана состоялась 11 декабря 2013 года в Тегеране во время визита Сергея Лаврова в ИРИ. Обсуждались ситуация в Сирии, Ираке, Афганистане, актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, иранская ядерная программа.

Непосредственно перед визитом в Россию Мохаммад Джавад Зариф посетил Ливан, Иорданию, Ирак и Сирию, где провел переговоры с руководством этих стран по урегулированию в Сирии и предстоящей 22 января в Швейцарии международной конференции "Женева-2", посвященной этому вопросу.

Мохаммад Джавад Зариф входит в исполнительные органы реформистской Партии созидателей Ирана ("Каргозаран").

Женат, имеет дочь и сына.

РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические контакты России с Персией берут начало в XVI веке. 20 мая 1920 г. правительства РСФСР и Персии обменялись нотами о взаимном признании. 25 декабря 1991 г. Иран выразил готовность продолжать отношения с Россией как государством - преемником СССР.

Важным вкладом в укрепление договорно-правовой базы российско-иранских отношений стало подписание 12 марта 2001 г. в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 г.).

Российско-иранский политический диалог основывается на совпадении или близости позиций двух стран по большинству вопросов мировой и региональной повестки дня, в частности, построению многополярного миропорядка, укреплению роли ООН в международных делах, противодействию новым вызовам и угрозам, сирийскому и иракскому урегулированию, ситуации в Афганистане.

Россия исходит из того, что взаимодействие с Ираном является важным условием обеспечения национальных интересов нашей страны, укрепления стабильности в Закавказье и Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Векторы развития всего комплекса отношений с Ираном задают постоянные контакты на высшем и высоком уровнях .

27-28 марта 2017 г. состоялся официальный визит Президента Ирана Х.Рухани в Россию, в ходе которого проведены переговоры с Президентом России В.В.Путиным и отдельная встреча с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым. По итогам принято комплексное Совместное заявление, подписан солидный пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов.

1 ноября 2017 г. В.В.Путин посетил Тегеран с рабочим визитом, в ходе которого состоялись его встречи с Верховным руководителем Ирана А.Хаменеи и Президентом Ирана Х.Рухани. Глава российского государства также принял участие во втором саммите лидеров России, Ирана и Азербайджана.

22 ноября 2017 г. в Сочи прошли переговоры В.В.Путина с Президентом Ирана Х.Рухани и Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, посвященные сирийскому урегулированию. По окончании встречи с главами Ирана и Турции В.В.Путин провел отдельную двустороннюю встречу с Х.Рухани.

4 апреля 2018 г. в Анкаре состоялась Вторая трехсторонняя встреча глав государств – гарантов Астанинского процесса (Россия, Иран, Турция) содействия сирийскому урегулированию, а также отдельная встреча В.В.Путина и Х.Рухани.

12 июля 2018 г. в Москве В.В.Путин принимал Старшего советника Верховного руководителя Ирана по международным вопросам А.А.Велаяти, который передал послания А.Хаменеи и Президента Ирана Х.Рухани.

В.В.Путин и Х.Рухани регулярно проводят встречи «на полях» заседаний СГГ ШОС, других международных форумов (в 2015 г. состоялись встречи в ходе ССГ ШОС в Уфе 9 июля и 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 28 сентября; 23 ноября 2015 г. в ходе пребывания в Тегеране для участия в Третьем саммите ФСЭГ В.В.Путин провел встречи с Верховным руководителем Ирана А.Хаменеи и Президентом Ирана Х.Рухани; 8 августа 2016 г. в Баку В.В.Путин и Х.Рухани провели отдельную встречу «на полях» саммита Азербайджан-Иран-Россия), обмениваются мнениями по телефону (в 2018 г. – 6 февраля, 15 апреля).

Председатель Правительства России Д.А.Медведев и Первый вице-президент Ирана Э.Джахангири 30 ноября 2017 г. в Сочи «на полях» СГП ШОС обсудили как продвигается двустороннее взаимодействие, в том числе в области экономики.

Главы внешнеполитических ведомств поддерживают регулярные рабочие контакты, в том числе обмениваются мнениями по телефону.
В 2017 г. С.В.Лавров и М.Д.Зариф провели сверку подходов «на полях» Конференции по безопасности в Мюнхене (17 февраля), в ходе двусторонних переговоров и трехсторонней встречи с участием заместителя Председателя Совета Министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллема в Москве (14 апреля), саммита глав государств ШОС в Астане (9 июня), а также в Сочи (13 сентября) в ходе рабочего визита М.Д.Зарифа в Россию.

19 ноября 2017 г. в Анталье состоялась трехсторонняя встреча с участием Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, Министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Дж.Зарифа и Министра иностранных дел Турецкой Республики М.Чавушоглу.

4-5 декабря 2017 г. в Москве состоялось Совещание министров иностранных дел прикаспийских государств.

В 2018 году С.В.Лавров и М.Д.Зариф провели встречи 10 января, 19 февраля, 28 апреля и 14 мая в Москве. 16 марта в Астане состоялась встреча министров иностранных дел стран-гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию. 6 июля состоялся двусторонний контакт С.В.Лаврова с М.Д.Зарифом в Вене «на полях» Министерской встречи Совместной комиссии по совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе (без США).

Главы внешнеполитических ведомств России и Ирана регулярно общаются по телефону. В 2018 г. – 12 января, 16 января, 6 февраля, 2 марта, 2 июня, 25 июня и 2 июля.

29 апреля 2015 г. в Тегеране был подписан Протокол о российско-иранском сотрудничестве по линии МИДов двух стран на 2015-2018 гг.
На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров, в том числе по вопросам двусторонней повестки дня, актуальным проблемам Ближнего Востока и Северной Африки и урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

10 мая 2018 г. в Тегеране состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова с заместителем Министра иностранных дел А.Аракчи.

Развиваются межпарламентские связи.

13-14 ноября 2016 г. с официальным визитом Иран посетила Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко. Состоялись ее встречи с Президентом ИРИ Х.Рухани, Председателем Собрания исламского совета ИРИ А.Лариджани и Министром иностранных дел ИРИ М.Д.Зарифом.

27 июня 2017 г. в г. Сеуле «на полях» Второго совещания спикеров парламентов стран Евразии прошла беседа Председателя Государственной Думы В.В.Володина с Председателем Собрания исламского совета Исламской Республики Иран А.Лариджани.

14-18 октября 2017 г. в Санкт-Петербурге «на полях» 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза состоялись отдельные встречи Председателя Государственной Думы В.В.Володина и Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко с Председателем Собрания исламского совета Исламской Республики Иран А.Лариджани.

24 декабря 2017 г. в Исламабаде в рамках работы региональной конференции руководителей парламентов (палат парламентов) по вопросам борьбы с терроризмом и межрегионального взаимодействия состоялась встреча Председателя Государственной Думы В.В.Володина и Председателем Собрания исламского совета Исламской Республики Иран А.Лариджани.

8-9 апреля 2018 г. с официальным визитом Иран посетил Председатель Государственной Думы В.В.Володин. Состоялись его встречи с Президентом ИРИ Х.Рухани и Председателем Собрания исламского совета ИРИ А.Лариджани. Главы парламентов подписали уставной документ о создании Комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Собранием Исламского Совета Исламской Республики Иран, приняли участие в Российско-Иранском деловом форуме.

Налажен личный контакт между секретарями советов безопасности двух стран. 27 июня 2016 г. А.Шамхани провел в Москве консультации с Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым, Министром обороны Российской Федерации С.К.Шойгу, специальным представителем Президента Российской Федерации по сирийскому урегулированию А.Л.Лаврентьевым. Состоялись переговоры Н.П.Патрушева и А.Шамхани 10 октября 2016 г. в Тегеране и 1 ноября 2016 г. в Москве.

24-26 апреля 2018 г. А.Шамхани принял участие в 9-й международной встрече Высоких представителей, курирующих вопросы безопасности в Сочи, «на полях» которой проведены отдельные двусторонние консультации на уровне секретарей советов безопасности.

Реализуются договоренности о сотрудничестве на контртеррористическом и антинаркотическом направлениях . В декабре 2014 г. в ходе визита в Москву Министра внутренних дел, Генерального секретаря Штаба по борьбе с наркотиками ИРИ А.Р.Рахмани-Фазли принят двусторонний План совместных действий в сфере противодействия наркоугрозе на период 2015-2018 гг., а также объявлено о присоединении компетентных органов ИРИ к «Центральноазиатскому антинаркотическому квартету».

Российско-иранское военно-техническое сотрудничество развивается в строгом соответствии с действующими международно-правовыми нормами. В 2001 г. сформирована Межправительственная российско-иранская комиссия по ВТС , очередное Седьмое заседание которой прошло 20-22 ноября 2017 г. в Москве.

19-20 января 2015 г. состоялся официальный визит Министра обороны России С.К.Шойгу в Тегеран, по итогам которого было подписано Межправительственное соглашение о военном сотрудничестве.

4-5 апреля 2018 г. Министр обороны и поддержки Вооруженных Сил Ирана А.Хатами принял участие в VII Московской конференции по международной безопасности. В рамках данного визита состоялись встречи А.Хатами с Министром обороны России С.К.Шойгу, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозиным

В 2017 году объем российско-иранского товарооборота снизился по сравнению с 2016 г. на 21,8% и составил 1706,9 млн. долл. США . Действует Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК) . Очередное, 14-е заседание проведено 5-6 марта 2018 г. в Москве.

24-27 августа 2015 г. состоялся визит в Москву вице-президента ИРИ по науке и технологиям С.Саттари, в ходе которого был подписан Протокол об учреждении Российско-Иранской Комиссии высокого уровня в научно-технической сфере . Очередное, третье заседание Комиссии состоялось 31 мая – 1 июня 2016 г. в Москве (сопредседатели – Д.О.Рогозин и С.Саттари).

Вопросы дальнейшего развития связей в области АПК обсуждались в ходе визита в Иран Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н.Ткачева 19 января 2016 г. на переговорах с его «визави» М.Ходжати.

5 июля 2018 г. по согласованию между Центральным банком Российской Федерации и Центральным банком Исламской Республики Иран в Тегеране состоялось шестое заседание Рабочей группы по финансово-банковскому сотрудничеству Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Налажены прямые связи между регионами Российской Федерации и провинциями Ирана. В рамках сотрудничеству МПК действует Рабочая группа по межрегиональному сотрудничеству.

Развивается российско-иранское сотрудничество в культурной, гуманитарной и образовательной сферах.

24 сентября 2016 г. в Москве прошла встреча Специального представителя Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е.Швыдкого с Советником Президента Исламской Республики Иран, главой Организации национальных архивов и Национальной библиотеки Резой Салехи Амири.

26-30 сентября 2016 г. в Москве состоялось 10-е заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу между исламом и православием.
Для участия в нем в Москву прибыл руководитель ОКИС Э.Торкаман. 27 сентября 2016 г. состоялись его встречи с Министром культуры Российской Федерации В.Р.Мединским, советником Президента Российской Федерации по вопросам культуры В.И.Толстым, руководителем Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) И.В.Бариновым, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Совета муфтиев России Р.И.Гайнутдином.

12 декабря 2017 г. в Северо-Осетинском государственном университете им К.Л.Хетагурова (СОГУ) состоялась международная научно-практическая конференция «Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества». Организаторами конференции с российской стороны выступили Министерство РФ по делам Северного Кавказа, Правительство Республики Северная Осетия-Алания и СОГУ, с иранской стороны – Институт политических и международных исследований МИД Ирана и Университет им.Алламе Табатабаи.

В 2018 г. планируется организация «Дней культуры Ирана в России».

fix

ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН

Общие сведения

Иран исторически занимает выгодное геополитическое положение, располагаясь на стыке Ближнего Востока, Закавказья, Центральной и Южной Азии. Площадь территории Ирана – 1 648 тыс. кв. км. Протяженность береговой линии на Каспии и в Персидском заливе - свыше 2440 км. Протяженность сухопутной границы - 5440 км. На севере Иран граничит с Арменией (35 км), Азербайджаном (611 км) и Туркменией (992 км); на западе - с Турцией (499 км) и Ираком (1458 км); на востоке - с Пакистаном (909 км) и Афганистаном (936 км). Свыше половины поверхности страны занято горами (высшая точка - потухший вулкан Демавенд высотой 5604 м). Пахотные земли составляют 10% площади Ирана, лесами покрыто 7%.

Население: в ИРИ проживает около 80 млн. человек (мужчины – 50,7%, женщины – 49,3%), в том числе 70% - в городах. При этом иранская диаспора за границей оценивается в 4 миллиона человек. Более половины населения Ирана составляют персы (ок. 60%), за ними следуют азербайджанцы (15-20 %), курды, луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи (примерно 25 тыс. человек), а также представители других национальностей.

Абсолютное большинство населения - мусульмане (99%). Официальная религия - ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб) (около 89% мусульман Ирана - шииты, остальные - сунниты). Около 80 тыс. иранцев (этнические армяне) исповедуют христианство несторианского толка, примерно 25-35 тыс. - зороастризм, 25 тыс. - иудаизм.

Официальный язык - персидский. В районах компактного проживания азербайджанцев распространен также азербайджанский язык (официального статуса не имеет).

В административном отношении Иран делится на 31 провинцию (остан), которые возглавляют губернаторы (остандары).

Столица (с 1785 г.) - Тегеран (агломерация - около 14 млн. жителей). Другие крупные города: Мешхед (2,4 млн.), Кередж (1,6 млн), Исфаган (1,6 млн.), Тебриз (1,5 млн.), Шираз (около 1,3 млн.), Кум (1,1 млн).

Официальное летоисчисление ведется по мусульманскому календарю - т.н. «солнечной хиджре» (с.х.): год начинается 21 марта и заканчивается 20 марта, в високосные годы эти даты могут меняться (так, 21 марта 2018 г. наступил 1397 г.с.х.). Для ряда мусульманских праздников даты рассчитываются по т.н. «лунной хиджре» (22 сентября 2017 г. наступил 1439 г.л.х.).

Главный национальный праздник - годовщина победы Исламской революции 1979 года - отмечается 11 февраля (в високосные годы по солнечной хиджре данное событие отмечается 10 февраля из-за смещения дат иранского и григорианского календарей).

Официальный выходной день - пятница, однако большая часть государственных учреждений не работает и в четверг.

Денежная единица - риал, официальный курс на 13 апреля 2018 г. составляет около 42000 риалов за 1 долл. США.

С учетом отмены перехода на летнее и зимнее время в Российской Федерации тегеранское время опережает московское на полтора часа в период с 21 марта по 21 сентября и на полчаса в период с 21 сентября по 21 марта. В Иране вернулись к переходу на летнее и зимнее время в 2008 г. На всей территории Ирана действует единый часовой пояс (+3:30 UTC).

Историческая справка

Исламская Республика Иран (ИРИ) начинает свою историю с 1979 г., когда аятолла Р.Хомейни, вернувшийся в начале февраля 1979 г. из эмиграции во Франции, собрал вокруг себя команду единомышленников и умело возглавил развернувшиеся в стране революционные процессы. 11 февраля того же года был свергнут монарх - Мохаммад Реза Пехлеви. 1 апреля 1979 г. путем всеобщего голосования Иран был провозглашен Исламской Республикой, а 2-3 декабря 1979 г. на референдуме была одобрена конституция ИРИ. В период с 1980 по 1988 гг. продолжалась ирано-иракская война, унесшая жизни более 150 тыс. иранских граждан.

16 января 2016 г. было объявлено о снятии с Ирана санкций Совета Безопасности ООН, введенных в связи с иранской ядерной программой (ИЯП). Руководство ИРИ в настоящее время преподносит это событие как равнозначное с Исламской Революцией и знаменующее собой начало нового этапа истории Ирана. Тем не менее, по прошествии года после имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) остаются существенные проблемы в банковской сфере, а также сохраняется ряд санкций США, что порождает недовольство в различных кругах иранского общества, а также активно используется критиками правительства в преддверии президентских выборов, намеченных на май 2017 г.

Государственное устройство

Государственный строй. Политическая система ИРИ основана на выдвинутом аятоллой Р.Хомейни принципе «Велаят-е факих» (т.е. «правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до возвращения 12-го «скрытого имама»; последнему, согласно шиитской религиозной доктрине, принадлежит вся полнота власти).

Государственная власть в ИРИ осуществляется формально независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, находящимися под контролем Верховного руководителя страны.

Руководитель страны («Верховный руководитель Исламской Республики Иран», «Рахбар-е моаззам-е джомхури-йе эслами-йе Иран») определяет генеральную линию политики ИРИ и осуществляет контроль над претворением ее в жизнь; санкционирует проведение референдумов; назначает и освобождает от занимаемых должностей членов Наблюдательного совета, руководителя Судебной власти, директора Гостелерадио Ирана, начальника Генерального штаба армии, командующего Корпусом стражей Исламской революции (КСИР), командующих родов войск Армии и КСИР, а также командующего Силами охраны правопорядка (СОП).

Верховный руководитель осуществляет общее управление вооруженными силами, наделен полномочиями объявления войны, всеобщей мобилизации военнообязанного населения и заключения мира; разрешает разногласия, возникающие между тремя ветвями власти страны; подписывает указ о назначении Президента страны после его избрания; обладает правом снятия с поста Президента (в случае, если Верховный суд признает его несоответствующим занимаемой должности или если парламент вынесет решение об импичменте Президента); объявляет амнистию заключенным и смягчает вынесенные им приговоры согласно рекомендациям представителей Судебной власти.

Верховному руководителю подчиняется Высший совет национальной безопасности (ВСНБ), являющийся важнейшим консультативным органом по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях.

После смерти Р.Хомейни Верховным руководителем ИРИ с 4 июня 1989 г. и по сей день является аятолла Сейед Али Хаменеи, занимавший до этого пост Президента страны (1981-1989 гг.).

Президент («Раис джомхур») возглавляет исполнительную власть в стране. На него возлагается ответственность за исполнение Конституции. Он руководит работой правительства (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к ведению Верховного руководителя ИРИ; пост Премьер-министра в Иране отсутствует), назначает его членов и представляет их кандидатуры на утверждение парламента, подписывает договоры и соглашения с другими государствами. Президент избирается на четыре года путем прямого голосования и может занимать свою должность не более двух сроков подряд.

В ходе 12-х президентских выборов, состоявшихся 19 мая 2017 г., на пост президента был избран Хасан Рухани. Он вступил в должность 5 августа 2017 г.

Собрание исламского совета (Меджлис, «Маджлес-е шоура-йе эслами») – высший законодательный орган ИРИ. В настоящее время однопалатный Меджлис состоит из 290 депутатов, избираемых на четыре года путем всеобщих выборов. Парламент утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета, получение и предоставление правительством займов и безвозмездной помощи, санкционирует наем иностранных специалистов. Председателем Меджлиса 10-го созыва по итогам состоявшегося в апреле 2016 г. второго тура выборов стал Али Ардашир Лариджани.

Собрание экспертов (СЭ, «Маджлес-е хобреган») состоит из избираемых всеобщим голосованием на 8 лет 88-ти мусульманских правоведов-факихов, пользующихся правом вынесения фетв («фетва» - юридическое заключение о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату). Собрание выполняет работу по организации, подготовке и проведению выборов руководителя ИРИ, а также рассматривает и готовит изменения и поправки в Конституцию ИРИ. СЭ избирает своего руководителя, принимает его отставку, а в случае необходимости выясняет его дееспособность и целесообразность дальнейшего пребывания на посту. Также Собрание экспертов – это единственная инстанция в Иране, обладающая теоретической возможностью законного смещения со своего поста Верховного руководителя ИРИ в связи с его несоответствием занимаемой должности.

Закон, определяющий количественный состав СЭ, положение о выборах, устав и процедуру проведения его пленарных заседаний, разрабатывает Наблюдательный совет, который также регистрирует и предварительно обсуждает кандидатуры в состав СЭ.

Наблюдательный cовет (НС, «Шоура-йе негахбан») состоит из 12 членов - 6 факихов (специалистов в области исламской юриспруденции) и 6 светских юристов. Факихи назначаются Верховным руководителем, юристы избираются Меджлисом по представлению Главы судебной власти. НС следит за соответствием решений Меджлиса положениям ислама и Конституции ИРИ. Этот орган рассматривает все нормативные акты, и только после его утверждения они вступают в силу. НС контролирует процесс выборов Верховного руководителя и СЭ, выборы Президента, выборы в парламент и проведение референдумов. В случае возникновения конституционных конфликтов НС дает толкование соответствующих статей основного закона ИРИ.

В силу своего состава Наблюдательный совет традиционно является мощным звеном консервативного лагеря, сплотившегося вокруг Верховного лидера. НС отклонил предложенные бывшим президентом-реформатором Сейедом Мохаммадом Хатами (1997-2005 гг.) законопроекты, предусматривавшие расширение президентских полномочий, а также лишение Наблюдательного совета бесконтрольного права отводить кандидатуры на общенациональных выборах.

Председателем Наблюдательного совета в настоящее время является аятолла Ахмад Джаннати.

Совет по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР, «Маджма-йе ташхис-е маслахат-е незам») был учрежден в 1988 г. для решения конфликта, возникшего между парламентом и Наблюдательным советом из-за толкования ряда законодательных актов. СОЦПР формируется самим Верховным руководителем ИРИ, который определяет его численный и персональный состав.

СОЦПР отводится роль последней официальной инстанции ИРИ в вопросах выработки и урегулирования процедуры принятия политических решений, а также функции конституционного надзора и третейского суда в решении конфликтных ситуаций, возникающих между Меджлисом и НС. В 2005 г. решением Верховного руководителя ИРИ СОЦПР были переданы полномочия по надзору за деятельностью исполнительной, законодательной и судебной властей, а также вооруженных сил и Организации телерадиовещания ИРИ.

После смерти ходжат-оль-эслама Али Акбар Хашеми-Рафсанджани
8 января 2017 г., временным председателем СОЦПР являлся аятолла Мохаммад Али Мовахеди Кермани до назначения на этот пост аятоллы Сейеда Махмуда Хашеми Шахруди в августе 2017 года. Секретарь СОЦПР– Мохсен Резаи.

Высший совет национальной безопасности (ВСНБ, «Шоура-йе али-йе амният-е мелли») был сформирован в 1989 г. в целях обеспечения соблюдения национальных интересов и защиты исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета страны. ВСНБ действует под председательством Президента страны и состоит из командующих тремя видами Вооруженных сил страны (Армией, КСИР и СОП), начальника Генерального штаба Вооруженных сил, представителя правительства по делам планирования и бюджета, двух представителей от Верховного руководителя страны, министров иностранных дел, внутренних дел и информации. Секретарем ВСНБ с 10 сентября 2013 г. является Али Шамхани.

Судебная власть («Говве-йе газаийе»), согласно действующему законодательству, выполняет следующие обязанности: рассмотрение дел и вынесение приговоров по фактам «несправедливости»; разрешение споров и коллизий; контроль над правильным исполнением законов во всех судах страны; установление преступников, их преследование и наказание; приведение в исполнение исламских уголовных наказаний; принятие мер по предупреждению преступлений и исправлению преступников.

Основными органами судебной власти в Иране являются Верховный суд, Генеральная прокуратура, военные суды, революционные суды (особо тяжкие преступления, в том числе измена Родине), народные суды (гражданские и уголовные дела) и Особый духовный суд (решения не подлежат обжалованию, функционирует обособленно от руководства Судебной власти и подчиняется напрямую Рахбару).

С августа 2009 г. Главой судебной власти ИРИ является Садег Амоли Лариджани (старший брат спикера Меджлиса А.А.Лариджани).

Вооруженные силы (ВС, Нируха-йе мосаллах) . Особенность организационной структуры вооруженных сил ИРИ заключается в наличии двух независимых регулярных вооруженных формирований - Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), имеющих собственные сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в распоряжение военного руководства поступают Силы охраны правопорядка. По совокупной численности регулярных вооруженных сил (около 1 млн. чел.) Иран занимает одно из ведущих мест не только в регионе Ближнего и Среднего Востока, но и в мире.

Также в распоряжении военного руководства КСИР находятся Силы сопротивления «Басидж» («Нируха-йе могавемат-е басидж»), в задачу которых входит призыв, пропаганда и осуществление подготовки гражданского населения, контингенты которого в случае начала боевых действий идут на доукомплектование армии и частей КСИР, а также формирование новых боевых подразделений (по разным оценкам численность резерва «Басидж» составляет от 8 до 12 млн. человек). Отсутствие в послужном списке членства в «Басидже» является в Иране существенным препятствием для построения успешной карьеры в органах государственного управления и связанных с ними структурах.

Министр обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ – бригадный генерал Амир Хатами; начальник Генерального штаба – дивизионный генерал Мохаммад Хоссейн Багери; главнокомандующий Армией – дивизионный генерал Сейед Абдулрахим Мусави; командующий КСИР – дивизионный генерал Мохаммад Али Джафари; командующий СОП - бригадный генерал Хоссейн Аштари; командующий «Басидж» - бригадный генерал Голям Хоссейн Гейбпарвар.

Основные политические движения ИРИ

В Иране зарегистрировано более 250 партий, часть которых действует в качестве различных фронтов, обществ, движений и других структур. Из них функционирует всего 60-70 %. В целом различные группировки политического спектра Ирана имеют мало отличий друг от друга, следуя в фарватере общей политики Рахбара и правительства.

«Общество борющегося духовенства» (ОБД, «Джамэ-йе руханият-е мобарез»), основанное в 1979 г., является религиозно-политической группировкой, объединяющей представителей традиционной религиозной элиты, значительная часть которых занимает ключевые посты в государственном аппарате Ирана. В настоящее время наиболее влиятельными членами организации являются Мохаммад Али Мовахеди Кермани, руководитель Наблюдательного совета ИРИ и Собрания экспертов ИРИ А.Джаннати, влиятельные религиозно-политические деятели А.А.Натег-Нури, М.Эмами-Кашани, С.Р.Тагави. Большинство членов ОБД придерживаются традиционных консервативных установок, к главным из которых можно отнести незыблемость исламских ценностей, доминирование шиитского духовенства в управлении страной и решительное неприятие проникновения в иранскую жизнь западной культуры и идеологии.

«Общество преподавателей Кумского теологического центра» (ОПКТЦ) - вторая по значимости религиозно-политическая группировка, также объединяющая традиционную религиозную элиту. Секретарь – бывший глава Собрания экспертов и глава судебной власти аятолла М.Йезди.

«Партия исламской коалиции» (ПИК) - партия традиционных консерваторов. Генеральный секретарь – М.Н.Хабиби, бывший мэр Тегерана (1983-1987 гг.). Ранее партию возглавлял Х.Асгароулади, влиятельный политический деятель, ветеран оппозиционного движения духовенства и бывший представитель Рахбара в фонде «Комитет имама Хомейни».

«Ассоциация борющихся религиозных деятелей» (АБРД,
«Маджма-йе руханиюн-е мобарез») - политико-религиозное объединение иранских умеренных реформаторов, созданное в 1988 г. В ходе президентских выборов 2005 г. АБРД раскололась, ее прежний руководитель М.Кярруби организовал в декабре 2005 г. собственное движение - «Партию народного доверия» («Хезб-е этемад-е мелли»), некоторое время запрещенную в Иране после президентских выборов 2009 г. Генеральный секретарь АБРД - М.Хоэйниха. Руководитель – бывший президент ИРИ М.Хатами. В настоящее время это объединение в значительной степени оттеснено на обочину политической жизни страны.

«Фронт стойкости» создан накануне парламентских выборов 2012 г. В его состав входят 11 организаций, в основном недавно сформированных и не отличающихся четко выраженными идейными позициями и опытом политической деятельности. Среди них – «Партия развития и справедливости», «Фронт сторонников Велаят-е факих», «Общество молодых созидателей», женское общество «Зейнат», «Общество молодежи исламской революции».

«Фронт устойчивости» («Джабхе-йе пайдари») объединяет сторонников политики экс-президента страны М.Ахмадинежада. Активными членами партии являются многие известные в Иране политики, работавшие в правительстве М.Ахмадинежада. Считается, что основная опора фронта – Корпус стражей исламской революции, в руководстве которого экс-президент сохраняет обширные связи. Поддержку этому движению оказывают аятоллы Ахмад Джаннати и Сейед Ахмад Хатами - люди из ближайшего окружения А.Хаменеи. Генеральный секретарь – Мортаза Ага-Техрани.

Социально-экономическое положение ИРИ

Иран расположен на пересечении стратегически важных торговых маршрутов между Европой и Азией, занимает четвертое место в мире по разведанным запасам нефти и второе - по запасам природного газа, является одним из наиболее крупных экспортеров нефти в ОПЕК. Доходы Ирана от продажи нефти достигают 75% от всех экспортных доходов страны, обеспечивают половину государственного бюджета и, по разным оценкам, до 20% ВВП. Иран также богат такими полезными ископаемыми как уголь, хром, медь, железная руда, свинец, марганец, цинк и сера.

Иран входит в число развивающихся промышленно-аграрных стран, при этом его социально-экономическое и валютно-финансовое положение по-прежнему остается достаточно неустойчивым и находится в сильной зависимости от экспортной выручки от нефтяной и газовой промышленности. При этом нефтегазовый сектор Ирана нуждается в значительном техническом переоборудовании, внедрении новых технологий и серьезных иностранных инвестициях.

По данным Всемирного банка, объем ВВП ИРИ в 2016 г. составил около 427,7 млрд. долл. США. Внешний госдолг Ирана в 2017 г. составил 2% от ВВП. Уровень инфляции в 2017 г. вырос по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки 10,5% (9% в 2016 году).

С марта 2017 г. вступил в силу 6-й пятилетний план социально- экономического развития страны. Данный план основывается на принципах «экономики сопротивления». Среди приоритетных вопросов плана – проблемы экологии и воды, городского благоустройства, развития таких секторов экономики, как горнорудной промышленности, туризма, транзитных путей, железнодорожного сообщения, ИКТ и энергетики.

Негативное влияние на иранскую экономику оказывали антииранские санкции СБ ООН по ИЯП (которые были отменены в январе 2016 г.), а также частично остающиеся в силе односторонние санкции США, ЕС, Японии и ряда других государств. В большей степени санкции касались ограничения экспорта нефти и финансовых отношений с ИРИ, поставок в страну товаров двойного назначения, инвестиций во многие отрасли промышленности, а также передачи Ирану современных технологий. После отмены санкций правительство ИРИ настроено оптимистично и предсказывает существенный рост экономики в результате выполнения следующего, 6-го пятилетнего плана социально-экономического развития страны.

Безработица является одной из наиболее острых социальных проблем современного Ирана. Процент безработных в стране, по официальным данным, по состоянию на 2017 г. составляет 12,4%, по неофициальным, - от 25 до 30 % (среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет – 25,9%, что на 2,6% выше по сравнению с предшествующим годом). Трудоспособное население Ирана – около 30 млн. человек.

В 2017 г. товарооборот между Россией и ИРИ составил около 1,707 млрд. долл. США, что на 22% меньше по сравнению с 2016 годом (2,2 млрд. долл. США). Российский экспорт в Иран формируют в основном поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, черных металлов и изделий из них, пиломатериалов и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности и минеральных удобрений. Россия импортирует из ИРИ товары традиционного иранского экспорта (мясо, фрукты, овощи, продукты их переработки, орехи и др.), а также отдельные виды продукции горнорудной, химической промышленности (концентраты руд цветных металлов, изделия из синтетических волокон и др.) и машиностроения (автомобили «Саманд», некоторые электротехнические изделия и др.). Также активно развивается сотрудничество в сфере ядерной энергетики.

По данным Организации развития и торговли ИРИ основными торговыми партнерами Ирана в период с апреля 2016 по апрель 2017 года (1395 иранский год) являются следующие страны:

  1. Китай с показателем 19 130 млн. долларов США;
  2. ОАЭ (13 843 млн. долларов США);
  3. Республика Корея (6 377 млн. долларов США);
  4. Ирак (6 258 млн. долларов США);
  5. Турция (5 622 млн. долларов США).

Среди стран СНГ - Туркменистан, Казахстан, Украина и Узбекистан.

В 2016 г. совокупный товарооборот Ирана со странами Европейского союза составил 13,7 млрд. евро. Основными торговыми партнерами ИРИ в Европе являются Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Испания и Швейцария.

Товарооборот между США и Ираном в 2016 г. составил 258 млн. долл. США (-11% по сравнению с 2015 г.).

Наука

Руководство Ирана уделяет серьезное внимание развитию научного потенциала страны. В настоящее время ИРИ входит в число региональных лидеров в данной сфере. Государственные бюджетные ресурсы направляются на обеспечение НИОКР в первую очередь в таких областях, как ядерная и гидроэнергетика, автомобилестроение, сельское хозяйство и здравоохранение. Делаются попытки освоить ряд инновационных технологий, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса

Культура

В Иране традиционно рассматривают свое культурное наследие в качестве одного из основных элементов национальной идентичности. В связи с этим в иранском руководстве стремятся принимать меры по поддержанию высокого уровня развития культуры. На международном уровне признание находят успехи Тегерана в области кинематографии, музыки и литературы.

Образование

Принимая во внимание «молодость» иранского населения (около 30% населения ИРИ составляют граждане в возрасте от 15 до 35 лет), власти страны прилагают заметные усилия для расширения объемов образовательных услуг в сферах как среднего, так и высшего образования. Наиболее крупные иранские вузы (Тегеранский университет, Свободный исламский университет и др.) предоставляют достаточно высокий уровень знаний в технической и гуманитарной областях.

В Иране зарегистрировано более 1500 печатных СМИ (тираж – более 3 млн. экз. в день, 85 % - на фарси, 15% - на английском, арабском и др. языках).

Основным информационным агентством ИРИ является «Информационное агентство Исламской Республики Иран» (ИРНА, учреждено в 1934 г.). Крупными игроками на иранском информационном поле считаются агентства «Мехр», «Фарс», «Исламское студенческое информационное агентство» («ИСНА»), фокусирующиеся главным образом на внутриполитических событиях.

Теле- и радиовещание в Иране управляется государственным гигантом - «Гостелерадио ИРИ» («ИРИБ») включает в себя около 50 телеканалов информационной, религиозной, научно-образовательной направленности. Организация располагает 20 корпунктами за рубежом, в том числе в России, Германии, Великобритании, США, Азербайджане, Таджикистане, Индии и Турции. Вещание ведется на 34 языках.

Среди основных печатных изданий можно назвать газеты «Иран», «Шарк», «Джомхури-йe эслами», «Кейхан», «Ресалят» и некоторые другие.

Положение соотечественников в стране пребывания

Число росграждан, постоянно проживающих в ИРИ, невелико – порядка 200-250 человек, и по большей части это жены иранских граждан. Кроме того, в ИРИ живут и работают представители различных российских компаний.

Похожие статьи